Ключевые слова: налог на недвижимость, налог на имущество физических лиц, земельный налог, инвентаризационная стоимость, кадастровая стоимость.
Одной из основных проблем любого развитого государства, так же как и Российской Федерации, является формирование эффективной системы налогообложения, которая бы разумно сочетала в себе интересы государства и, разумеется, самого налогоплательщика. Для решения этой проблемы выделяется несколько задач: своевременное и в полном объеме пополнение государственного бюджета, исполнение его по расходам и доходам, обеспечение функционирования и финансирования регионов и так далее.
Для решения этой проблемы необходимо принять меры по полному государственному регулированию всей системы налогообложения Российской Федерации. В течение последних десяти лет перспективным направлением развития налоговой системы РФ остается введение единого налога на недвижимость. Он должен обеспечить значительные поступления в местные бюджеты, способствовать наиболее эффективному использованию имущества, а также уменьшить разрыв между имущественным положением более и менее обеспеченных слоев населения нашей страны. При правильном экономически обоснованном подходе к принятию такого налога, при соотношении всех его составных частей и при учете экономических и социальных последствий возможна реализация вышеперечисленных моментов.
Изначально предполагалось, что введение налога на недвижимость должно поспособствовать объединению и замене трех таких налогов как: земельного налога, налога на имущество физических лиц и налога на имущество организаций. Но было принято решение ограничиться только налогом на имущество физических лиц.
На данный момент налогообложение имущества физических лиц осуществляется двумя налогами: земельным и на имущество физических лиц.
В Российской Федерации земельный налог и налог на имущество физических лиц уплачивается только собственниками. В мировой практике существуют такие случаи, когда в качестве налогоплательщиков выступают арендаторы или пользователи недвижимости. Примером данной практики может послужить Франция, где налог на недвижимость представлен в виде двух налогов: на недвижимость (налогоплательщик – собственник недвижимости) и на использование недвижимости (налогоплательщик – либо собственник, пользующийся недвижимостью, либо арендатор), а также в Нидерландах, где налог платит как собственник, так и пользователь недвижимости[3]. В России собственник земельного участка становится налогоплательщиком, с момента государственной регистрации права собственности, но до этого момента налогоплательщиком является продавец земельного участка[5].
В настоящее время в Налоговом Кодексе РФ существует два вида ставок: 0,3% и 1,5%[4]. Ставка в размере 0,3% применяется для: земель сельскохозяйственного назначения, для дачного хозяйства, земель, занятых жилищным фондом и земель предоставленных для обеспечения обороны и безопасности страны. В отношении всех остальных земель применяется ставка 1,5%.
Налоговой базой по рассматриваемому налогу, как правило, выступает рыночная стоимость не-движимости. Доходный подход определения рыночной стоимости применяется в различных видах во Франции и Великобритании. Сравнительный (рыночный) подход применяет метод сделок (или продаж) в основном используется в Америке или Японии[6]. Также существует еще один подход к определению рыночной стоимости недвижимости — это затратный подход. Такой метод применяется достаточно редко или же в сочетании с другими. Еще один специфический метод – стоимостной. Он ближе остальных находится к методике определения инвентаризационной стоимости имущества физических лиц в России.
Принятие Федерального закона №51763-4, который должен был внести нужные изменения в НК РФ и ввести налог на недвижимость в налоговую систему страны, постоянно переносилось. Вместо введения налога и совершенствования в этой сфере НК с 1 января 2015 г. в части 2 НК РФ появилась 32 глава «Налог на имущество физических лиц»[8].
Начиная с 2016 года, налог на имущество физических лиц рассчитывается (за налоговый период 2015 года и далее) по новым правилам, в соответствии с введенной главой 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости[7] объекта налогообложения, налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих следующие ставки[9]:
— 0,1% по отношению к: жилым домам, помещениям, объектам незавершенного строительства (если проектируемым является жилой дом), единым недвижимым комплексам, гаражам и машиноместам, хозяйственным строениям или сооружениям, площадь каждого из которых не должна превышать 50 квадратных метров индивидуального жилищного строительства;
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
— 2% по отношению к объектам, предусмотренным п.7 ст.378.2 настоящего Кодекса, объектам налогообложения, предусмотренным абз.2 п.10 ст. 378.2 настоящего Кодекса и объектам налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;
— 5% по отношению к другим объектам налогообложения.
Если налоговая база определяется, исходя из инвентаризационной стоимости, налоговые ставки устанавливаются путем умножения коэффициента-дефлятора на суммарную инвентаризационную стоимость объектов налогообложения, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, рас-положенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя), в таких рамках[5]:
— До 300 000 рублей включительно, ставка налога варьируется до 0,1% включительно;
— Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно, ставка налога варьируется от 0,1 до 0,3 % включительно
— Свыше 500 000 рублей, ставка налога превышает 0,3, но не превышает 2,0%.
Все регионы РФ должны перейти на новую систему налогообложения имущества физических лиц, исходя из кадастровой стоимости имущества, с 1 января 2020 года.
Такие изменения имеют и плюсы, и минусы. Они будут зависеть от времени приобретения имущества, времени проведения оценки, также зависит от такого фактора – новостройка это или старое жилье. Одним из спорных моментов является вопрос по льготникам и по установлению налоговых ставок. Также будет стоять вопрос кадастровой оценки объектов налогообложения, и вообще не придется ли собственникам имущества платить налог с завышенной кадастровой стоимостью. Введение налога на недвижимость будет способствовать обновлению производственной базы, развитию территорий, стимулированию эффективного использования земель и объектов недвижимости [10]. На основе рассмотренного выше можно предположить, что в ближайшие годы налог на недвижимость в РФ не будет введен, потому что основные цели, ради которых как таз и планировалось ввести данный налог, уже существуют в виде модернизированного налога на имущество физических лиц.
Список использованных источников
1. Алиев Б.Х., Алиев Х.Б. Налогообложение имущества в России и за рубежом//2013. №5.
2. Бородина Ю.И., Литвинова С.А. Налог на недвижимость: новый механизм начисления//Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 12 (55). С. 26-30.
3. Вовченко Н.Г., Гашенко И.В., Костоглодова Е.Д., Литвинова С.А. Налоговые системы зарубежных государств. Учебник для бакалавров и магистров / Ростов-на-Дону, 2016.
4. Информационное сообщение Минфина России/Гарант/URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70208226/
5. Литвинова С.А., Лиманская Д.В. Значение земельного налога в части доходов бюджета муниципалитетов: проблемы и пути повышения его эффективности//Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2015. № 1 (6). С. 27-30.
6. Литвинова С.А., Литвинов А.Е. Преимущества сравнительного подхода к оценке недвижимости//В сборнике: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Сборник статей. Самарский государственный архитектурно-строительный университет. Самара, 2015. С. 248-252.
7. Литвинова С.А., Шалухина И.Ю. Проблемы определения кадастровой стоимости земельного участка в целях налогообложения//Журнал научных и прикладных исследований. 2016. № 3. С. 44-46.
8. Налоговый Кодекс РФ/URL: http://www.nalkod.ru/
9. Федеральная Налоговая Служба/URL: https://www.nalog.ru/ video/
10. Гарант/URL: http://nalog.garant.ru/fns/nk/52/#block_20032