Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Взаимовлияние педагогического и психологического знания в образовательной деятельности будущих учителей»

Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь и взаимовлияние педагогического и психологического знания в период вузовского обучения будущих учителей. Представляются данные диагностического исследования успеваемости студентов. Эти результаты свидетельствуют о наличии положительной статистически значимой связи между успеваемостью студентов по педагогике и психологии, и, соответственно, между уровнем усвоения педагогических и психологических знаний.

Ключевые слова: Педагогика, психология, корреляционная связь, подготовка студентов.

На современном этапе образовательной деятельности для повышения качества вузовской подготовки студентов актуальным становится интегративный подход.

Близость педагогики и психологии как двух научных дисциплин определяется тем, что обе они принадлежат к числу наук о человеке. В целом же это самостоятельные сферы социально-гуманитарного знания.

Наука, объектом которой является собственно человек с его психикой – это, конечно, психология. Наиболее общее ее определение: «научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых данных» [1, с. 95]. Психология – это наука, изучающая психологическую структуру личности, особенности психических процессов человека, сознание, деятельность и, в целом, психическое развитие человека.

Педагогика – одна из общественных наук. Педагогика является интегральной наукой по своей сути, включая педагогические, философские, психологические, исторические и другие составляющие. Эту науку относят к числу общественных научных сфер [3]. Педагогика призвана готовить подрастающее поколение к активному участию в жизни общества. Она оказывает влияние на образовательную деятельность своими специфическими средствами, что находит отражение и в общественной деятельности. Однако, в связи с тем, что наша страна переживает трудный период социально-экономических и политических перемен, что естественным образом отражается и на изменениях в образовании, возникают предпосылки для модернизации и высшего профессионального образования. Меняются цели высшей школы, ведь высшая школа – это социальный институт общества, призванный готовить кадры – архитекторов жизни и прогресса общества. Если раньше главной целью высшей школы было формирование у студентов системы профессиональных знаний и практических умений, то теперь этого недостаточно.

Необходимо создать условия для воспитания, образования и развития личности высоконравственной, социально зрелой, творчески активной и самостоятельной, предприимчивой в сложных условиях рыночных отношений, компетентной в профессиональной сфере, готовой к решению неопределенных теоретических и практических задач.

В этой связи перед высшей школой встала задача переосмысления сложившейся практики подготовки кадров. Становится очевидным, что в условиях модернизации профессионального образования, готовя высококвалифицированного и компетентного специалиста, преподавателям важно как не забывать существующие ориентиры педагогической антропологии, например: сформировать навыки анализа не только объективных процессов и условий, но и своего внутреннего мира, навыки самоанализа; познакомить любого человека, получающего высшее образование, с технологиями не только профессионального, но и личностного самосовершенствования, самообразования [4, с.5]; так и учитывать современные требования, которые представлены компетенциями стандарта [5]: готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7).

Особое внимание для реализации перечисленных возможностей в вузе отводится дисциплинам психолого-педагогического блока. Логика изучения педагогических и психологических дисциплин в высшей школе предполагает вначале раскрытие содержания психологических категорий, а затем знакомство с педагогическими положениями. Психология призвана давать фундаментальные знания о человеке, его психических процессах и особенностях деятельности. Педагогика дает знание об образовательной деятельности человека, определяя нормативный характер процессов обучения и воспитания.

В контексте нашего исследования мы предположили, что включение психологического знания в содержание педагогических дисциплин повысит эффективность усвоения педагогического знания. Для подтверждения выдвинутого предположения были проведены диагностические исследования с достаточной временной продолжительностью. Начало исследований осуществлялось в 2003-2006 годы с целью установления взаимосвязи успеваемости 402 студентов по дисциплинам психолого-педагогического блока на базе государственного педагогического института (УГПИ) [2]. Затем, после реорганизации данного института, было продолжено диагностическое исследование успеваемости студентов – будущих учителей, уже на базе Школы педагогики Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) в г. Уссурийске в 2014-2016 гг., в котором приняло участие 100 студентов. Следует отметить, что результаты, полученные в период 2003-2006 годы, совпадают с результатами, представленными в 2014-2016 годы. Рассмотрим их детально.

Важно обратить внимание на тот факт, что отметка, полученная студентом по педагогическим и психологическим дисциплинам, является показателем и характеризует степень эффективности усвоения педагогических и психологических знаний. Количественно выраженную оценку, полученную обучаемым в результате сдачи соответствующего экзамена, можно назвать показателем успешности психолого-педагогической подготовки.

В соответствии, с чем мы провели корреляционный анализ успеваемости студентов по педагогике и психологии.

Корреляционная связь – это согласованные изменения двух признаков. Корреляционная связь свидетельствует о том, что изменениям одного признака, как правило, сопутствуют определенные изменения другого [6, с. 201]. Таким образом, с помощью корреляционного анализа попытаемся выявить степень взаимосвязи успеваемости студентов по педагогическим и психологическим дисциплинам. Расчет производился с использованием пакета программ по статистической обработке SPSS.

Данные результаты свидетельствуют о наличии положительной статистически значимой связи между успеваемостью студентов по педагогике и психологии, и, соответственно, между уровнем педагогических и психологических знаний.

Действительно, наличие положительной статистически значимой связи дает возможность предположить то, что педагогические знания влияют на психологические и находятся в прямой зависимости друг от друга. Очевидно, что чем выше успеваемость по педагогическим дисциплинам, тем выше и показатель уровня успеваемости психологических знаний. Наличие этой взаимосвязи наводит на мысль о том, что, включая психологическое знание в содержание педагогического, тем самым повышается уровень усвоения педагогического знания.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Полученные результаты корреляционного анализа носят прогностический характер, то есть эти данные позволили бы прогнозировать, что при включении и использовании психологического знания в курсе педагогики эффективность педагогической деятельности увеличивается.

Поэтому на следующем этапе нашего исследования важно установить, как реализуется взаимовлияние педагогических и психологических знаний в процессе решения педагогических ситуаций. Мы провели корреляционный анализ между педагогическими, психологическими знаниями студентов и эффективностью решения ими педагогических ситуаций.

Полученные данные о педагогических, психологических знаниях и об эффективности решения педагогических ситуаций были подвергнуты корреляционному анализу по Спирмену.

Данные результаты показывают, во-первых, наличие положительной статистически значимой связи между уровнем педагогических и психологических знаний, во вторых, наличие положительной статистически значимой связи между уровнем психологических знаний и эффективностью решения педагогических ситуаций.

Наличие положительной статистически значимой связи между уровнем педагогических и психологических знаний еще раз подтверждает раннее выдвинутое предположение о том, что педагогические знания влияют на психологические и находятся в прямой зависимости друг от друга.

Наличие положительной статистически значимой связи между уровнем психологических знаний и эффективностью решения педагогических ситуаций, позволяет констатировать, что чем выше уровень психологических знаний, тем эффективнее решения педагогических ситуаций, и наоборот. Соответственно, для получения высоких результатов в решении педагогических ситуаций необходимы психологические знания.

Между эффективностью решения педагогических ситуаций и педагогическим знанием значимой статистической связи не обнаружено. Может сложиться впечатление, что необходимость педагогических знаний исключается, но это глубоко ошибочное мнение. Педагогическое знание выполняет нормативную функцию, то есть педагогика задает конкретные эталоны и цели в образовании, определяет форму и вектор обученности и воспитанности подрастающего поколения. Психологическое знание реализует прикладную функцию, то есть раскрывает конкретные характеристики качеств человека, в том числе и содержание творческих умений, что существенно повышает «креативную процессуальность» нормативности педагогического знания и педагогической деятельности в целом.

Несмотря на разные задачи и функции, стоящие перед педагогическими и психологическими знаниями, следует учесть необходимость тесной взаимосвязи этих знаний, в том числе то, что при изучении педагогических дисциплин невозможно обойтись без психологических категорий. С учетом констатации данных об эффективности решения педагогических ситуаций в разные временные периоды, становится понятным и очевидным необходимость включения и использования психологических знаний в содержание педагогических дисциплин образовательной подготовки будущих учителей.

Список использованных источников

1. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц. – М.: «Мир», 2004. – 496с.
2. Калниболанчук, И.С. Концептуальные основания включения психологического знания в вузовский курс педагогики: Дис…канд. пед. наук: (13.00.01). Тула (Уссурийск), 2007. – 234с.
3. Краевский, В.В. Антропологические аспекты педагогики // Методологические и теоретические проблемы детской и педагогической антропологии. Ставрополь: 2004. – 512с.
4. Максакова, В.И. Педагогическая антропология. – М.: 2001. – 208с.
5. Приказ от 17 января 2011 г. № 46 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»)» // Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 марта 2011 г. N 20228.
6. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: 2003. – 208с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1193

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке