Ключевые слова: международное право, международное воздушное право, регулирование полетов, законодательство РФ, воздушное судно.
Гражданская авиация играет важнейшую роль в мировой экономике любого государства. Создана мировая сеть международного воздушного транспорта, осуществляются международные внутренние полеты гражданских воздушных судов и перевозки между различными государствами и городами. В связи с этим законодатель придает большое значение правовому режиму воздушного пространства.
Правовой режим воздушного пространства устанавливается в соответствии с его правовым статусом. Воздушное пространство, расположенное над территорией государства, имеет статус «суверенное воздушное пространство» данного государства. Это пространство ограничивается вертикальной плоскостью, проходящей по линии государственной границы, устанавливаемой в соответствии с международными договорами 1 . В суверенном воздушном пространстве государство, над территорией которого оно расположено, осуществляет всю полноту власти и на этом основании самостоятельно формирует правовой режим воздушного пространства.
Воздушное пространство, расположенное за пределами территории государства, имеет статус «международное воздушное пространство», то есть воздушное пространство общего пользования.
В основе правового режима воздушного пространства с любым правовым статусом лежит разрешительный или уведомительный порядок на его использование либо их отсутствие. Правовой режим суверенного воздушного пространства формируется нормами национального и международного права. Каждое государство имеет воздушное законодательство, в соответствии с которым устанавливаются:
— порядок влета в суверенное воздушное пространство, в том числе при выполнении международных полетов;
— порядок планирования и координации использования воздушного пространства;
— порядок установления структуры воздушного пространства (воздушные трассы, районы управления воздушным движением, районы аэродромов, зоны испытательных полетов, запретные зоны и т.п.);
— правила полетов воздушных судов и управления воздушным движением;
— контроль за использованием воздушного пространства и меры по предупреждению и прекращению нарушений режима воздушного пространства.
Взлет в суверенное воздушное пространство иностранных воздушных судов осуществляется на основании международных договоров или разовых разрешений, выдаваемых компетентных органами государств, в воздушном пространстве которых планируется полет. Разовое разрешение на выполнение международных полетов иностранных воздушных судов выдается по линии ведомств гражданской авиации. В отношении государственных воздушных судов такие разрешения запрашивают и получают по дипломатическим каналам.
Правовой режим международного воздушного пространства над открытым морем формируется нормами части VII Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и положениями Чикагской конвенции 1944 г.
В Российской Федерации правовое регулирование международных воздушных полетов производится в соответствии с Воздушным Кодексом РФ (ВК РФ) 1997 г. Данный кодекс полностью соответствует нормам Чикагской конвенции. К ним следует отнести:
— определение территории государства (ст. Чикагской конвенции – п. 2 ст. 1 ВК РФ);
— установление запретных зон (ст. 9 Чикагской конвенции – ст. 17 ВК РФ);
— правила полетов (ст. 12 Чикагской конвенции – п. 2 ст. 9 ВК РФ);
— национальная принадлежность воздушных судов (гл. III Чикагской конвенции – ст. 33 и 34 ВК РФ);
— обеспечение полетов аэронавигационными средствами (ст. 28 Чикагской конвенции – ст. 69 и 78 ВК РФ);
— поиск и спасение терпевших бедствие (ст. 25 Чикагской конвенции – гл. XIII ВК РФ);
— расследование происшествий (ст. 26 Чикагской конвенции – гл. XIV ВК РФ ).
Чикагская конвенция и приложения к ней устанавливают минимальные требования, которые государства обязаны соблюдать, чтобы стать участниками международной аэронавигации. Воздушное судно, которое выполняет международный полет, в обязательном порядке заносится в государственный реестр того государства, чью национальную принадлежность пожелает получить для этого воздушного судна. Важно отметить, что двойная регистрация в одном государстве не допускается, но допускается перерегистрация в другом государстве.
Обязательства по обеспечению безопасности воздушного судна берет на себя государство, в государственный реестр которого занесено данное воздушное судно. После окончания регистрации воздушному судну присваивается соответствующие государству регистрации национальный и регистрационный знаки. Эти знаки наносятся на борт этого воздушного судна.
Ст. 21 Чикагской конвенции гласит, что данные, которые касаются регистрации воздушных судов, государство регистрации направляет в ИКАО, которая, в свою очередь, передает эти данные государствам – участникам Конвенции. ИКАО (от англ. ICAO — International Civil Aviation Organization) — специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности.
Обеспечение на борту зарегистрированных на этих государствах воздушных судов необходимыми документов и в соответствия этих документов стандартам, которые издаются ИКАО, также является обязательным требованием. Об этом говорится в ст. 29 Чикагской конвенции, которая устанавливает следующий перечень бортовых документов:
— свидетельство о государственной регистрации судна;
— удостоверение о годности к полетам (сертификат летной годности экземпляра воздушного судна);
— соответствующие свидетельства на каждого члена экипажа воздушного судна (сертификаты или свидетельства пилота, штурмана, бортинженера, радиста и др.);
— бортовой журнал;
— разрешение на бортовые радиостанции;
— если воздушное судно перевозит людей – список их фамилий с указанием пунктов отправления и назначения;
— если воздушное судно перевозит груз – манифест, декларация или подобные им провозные документы
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Указанные условия относятся только к гражданским воздушным суднам.
Положения Чикагской конвенции были трансформированы не только в ВК РФ, но и в другие нормативные акты РФ. В качестве примера можно привести пример ст. 1 и Конвенции относительно суверенитета и государственной территории, которые находят отражение в разделе I Закона «О государственной границе РФ».
Российская Федерация всегда опиралась на принцип «pacta sunt servanda» (с латинского — «договоры должны соблюдаться») в сфере регулирования использования воздушного пространства. В международном праве данный принцип был закреплен в Уставе ООН, Венской конвенции о праве международных договоров и известен как Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву.
На сегодняшний день воздушное законодательство в РФ и во многих других государствах в своем развитии существенно опережают международно-правовую регламентацию. Следует согласиться с тем, что национальное право должно быть опережающим на пути развития правового режима воздушного пространства.
Список использованных источников
1. Конвенция о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07.12.1944) (с изм. от 26.10.1990) (с изм. и доп., вступившими в силу на 01.01.2000) [Электронный ресурс] URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=133602#0 (дата обращения: 10.11.2016)
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс] URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875#0 (дата обращения: 10.11.2016)
3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60- ФЗ (ред. от 06.07.2016) [Электронный ресурс] URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=201185#0 (дата обращения: 10.11.2016)
4. Бордунов В.Д. Международное воздушное право: учебное пособие. М.: НОУ ВКШ «Авиабизнес», 2015. 147 c.
5. Грязнов В.С. Международные авиаперевозки (правовые вопросы). М., 2013. 215 с.
6. Травников А.И. Правовой режим воздушного пространства. Аэронавигация и безопасность: Монография. М., 2014. 145 с.
7. Хабриева Т.Я. Основы взаимодействия международного и национального права// Влияние международного права на национальное законодательство. М.,2007. 201 с.