Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Законодательная политика Российской Федерации в области международных полетов гражданских воздушных судов»

Аннотация. Процесс развития гражданской авиации напрямую оказал влияние на воздушное право. Международное воздушное право представляет совокупность норм, регулирующих отношения государств в сфере использования воздушного пространства, организации воздушных сообщений, коммерческой деятельности и обеспечения безопасности гражданской авиации. В статье рассматриваются нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере гражданской авиации, интеграцию России в систему международного воздушного транспорта.

Ключевые слова: международное право, международное воздушное право, регулирование полетов, законодательство РФ, воздушное судно.

Гражданская авиация играет важнейшую роль в мировой экономике любого государства. Создана мировая сеть международного воздушного транспорта, осуществляются международные внутренние полеты гражданских воздушных судов и перевозки между различными государствами и городами. В связи с этим законодатель придает большое значение правовому режиму воздушного пространства.

Правовой режим воздушного пространства устанавливается в соответствии с его правовым статусом. Воздушное пространство, расположенное над территорией государства, имеет статус «суверенное воздушное пространство» данного государства. Это пространство ограничивается вертикальной плоскостью, проходящей по линии государственной границы, устанавливаемой в соответствии с международными договорами 1 . В суверенном воздушном пространстве государство, над территорией которого оно расположено, осуществляет всю полноту власти и на этом основании самостоятельно формирует правовой режим воздушного пространства.

Воздушное пространство, расположенное за пределами территории государства, имеет статус «международное воздушное пространство», то есть воздушное пространство общего пользования.

В основе правового режима воздушного пространства с любым правовым статусом лежит разрешительный или уведомительный порядок на его использование либо их отсутствие. Правовой режим суверенного воздушного пространства формируется нормами национального и международного права. Каждое государство имеет воздушное законодательство, в соответствии с которым устанавливаются:

— порядок влета в суверенное воздушное пространство, в том числе при выполнении международных полетов;
— порядок планирования и координации использования воздушного пространства;
— порядок установления структуры воздушного пространства (воздушные трассы, районы управления воздушным движением, районы аэродромов, зоны испытательных полетов, запретные зоны и т.п.);
— правила полетов воздушных судов и управления воздушным движением;
— контроль за использованием воздушного пространства и меры по предупреждению и прекращению нарушений режима воздушного пространства.

Взлет в суверенное воздушное пространство иностранных воздушных судов осуществляется на основании международных договоров или разовых разрешений, выдаваемых компетентных органами государств, в воздушном пространстве которых планируется полет. Разовое разрешение на выполнение международных полетов иностранных воздушных судов выдается по линии ведомств гражданской авиации. В отношении государственных воздушных судов такие разрешения запрашивают и получают по дипломатическим каналам.

Правовой режим международного воздушного пространства над открытым морем формируется нормами части VII Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и положениями Чикагской конвенции 1944 г.

В Российской Федерации правовое регулирование международных воздушных полетов производится в соответствии с Воздушным Кодексом РФ (ВК РФ) 1997 г. Данный кодекс полностью соответствует нормам Чикагской конвенции. К ним следует отнести:

— определение территории государства (ст. Чикагской конвенции – п. 2 ст. 1 ВК РФ);
— установление запретных зон (ст. 9 Чикагской конвенции – ст. 17 ВК РФ);
— правила полетов (ст. 12 Чикагской конвенции – п. 2 ст. 9 ВК РФ);
— национальная принадлежность воздушных судов (гл. III Чикагской конвенции – ст. 33 и 34 ВК РФ);
— обеспечение полетов аэронавигационными средствами (ст. 28 Чикагской конвенции – ст. 69 и 78 ВК РФ);
— поиск и спасение терпевших бедствие (ст. 25 Чикагской конвенции – гл. XIII ВК РФ);
— расследование происшествий (ст. 26 Чикагской конвенции – гл. XIV ВК РФ ).

Чикагская конвенция и приложения к ней устанавливают минимальные требования, которые государства обязаны соблюдать, чтобы стать участниками международной аэронавигации. Воздушное судно, которое выполняет международный полет, в обязательном порядке заносится в государственный реестр того государства, чью национальную принадлежность пожелает получить для этого воздушного судна. Важно отметить, что двойная регистрация в одном государстве не допускается, но допускается перерегистрация в другом государстве.

Обязательства по обеспечению безопасности воздушного судна берет на себя государство, в государственный реестр которого занесено данное воздушное судно. После окончания регистрации воздушному судну присваивается соответствующие государству регистрации национальный и регистрационный знаки. Эти знаки наносятся на борт этого воздушного судна.

Ст. 21 Чикагской конвенции гласит, что данные, которые касаются регистрации воздушных судов, государство регистрации направляет в ИКАО, которая, в свою очередь, передает эти данные государствам – участникам Конвенции. ИКАО (от англ. ICAO — International Civil Aviation Organization) — специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности.

Обеспечение на борту зарегистрированных на этих государствах воздушных судов необходимыми документов и в соответствия этих документов стандартам, которые издаются ИКАО, также является обязательным требованием. Об этом говорится в ст. 29 Чикагской конвенции, которая устанавливает следующий перечень бортовых документов:

— свидетельство о государственной регистрации судна;
— удостоверение о годности к полетам (сертификат летной годности экземпляра воздушного судна);
— соответствующие свидетельства на каждого члена экипажа воздушного судна (сертификаты или свидетельства пилота, штурмана, бортинженера, радиста и др.);
— бортовой журнал;
— разрешение на бортовые радиостанции;
— если воздушное судно перевозит людей – список их фамилий с указанием пунктов отправления и назначения;
— если воздушное судно перевозит груз – манифест, декларация или подобные им провозные документы

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Указанные условия относятся только к гражданским воздушным суднам.

Положения Чикагской конвенции были трансформированы не только в ВК РФ, но и в другие нормативные акты РФ. В качестве примера можно привести пример ст. 1 и Конвенции относительно суверенитета и государственной территории, которые находят отражение в разделе I Закона «О государственной границе РФ».

Российская Федерация всегда опиралась на принцип «pacta sunt servanda» (с латинского — «договоры должны соблюдаться») в сфере регулирования использования воздушного пространства. В международном праве данный принцип был закреплен в Уставе ООН, Венской конвенции о праве международных договоров и известен как Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву.

На сегодняшний день воздушное законодательство в РФ и во многих других государствах в своем развитии существенно опережают международно-правовую регламентацию. Следует согласиться с тем, что национальное право должно быть опережающим на пути развития правового режима воздушного пространства.

Список использованных источников

1. Конвенция о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07.12.1944) (с изм. от 26.10.1990) (с изм. и доп., вступившими в силу на 01.01.2000) [Электронный ресурс] URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=133602#0 (дата обращения: 10.11.2016)
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс] URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875#0 (дата обращения: 10.11.2016)
3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60- ФЗ (ред. от 06.07.2016) [Электронный ресурс] URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=201185#0 (дата обращения: 10.11.2016)
4. Бордунов В.Д. Международное воздушное право: учебное пособие. М.: НОУ ВКШ «Авиабизнес», 2015. 147 c.
5. Грязнов В.С. Международные авиаперевозки (правовые вопросы). М., 2013. 215 с.
6. Травников А.И. Правовой режим воздушного пространства. Аэронавигация и безопасность: Монография. М., 2014. 145 с.
7. Хабриева Т.Я. Основы взаимодействия международного и национального права// Влияние международного права на национальное законодательство. М.,2007. 201 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1216

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке