Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Законодательный процесс в России и Германии: общее и особенное»

Аннотация: анализируется законодательный процесс и его отдельные этапы в таких странах как Рос-сия и Германия. Обосновывается актуальность сравнения именно этих стран, которые являются федеративными и имеющими общие черты построения правовой системы. Рассматриваются сходства и различия деятельности по принятию законов в данных государствах, а также возможность заимствования Россией положительного опыта Германского законодательного процесса.

Ключевые слова: законодательный процесс, этапы законодательного процесса, согласительные комиссии, законодательная инициатива, промульгация, санкционирование законопроекта.

Существование демократического государства в Российской Федерации является одной из приоритетных задач государственной политики. Построение такого государства не представляется возможным без существования правового базиса, который складывается из деятельности Федерального Собрания Российской Федерации, а именно законодательного процесса. Законодательный процесс является основным элементом процесса правотворчества. Государство обязано не только принимать законы, но и совершенствовать механизмы их создания. Совершенствование законотворчества является одним из путей повышения эффективности всего механизма правового регулирования.

Данный процесс состоит из ряда типичных стадий, которые присущи практически всем современным государствам, в этой связи необходимо упомянуть мнение А.А. Захарова, который отмечал «важность самого процесса создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способностью будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, экономические основы его существования и реального применения» [1, с. 3].

Полагаем, что важное значение имеет изучение опыта законодательной деятельности такой страны как Германия. Выбор страны для анализа законотворческого процесса не случаен и обусловлен рядом факторов. Во-первых, Россия, как и Германия, является федеративным государством, что означает наличие характерных особенностей в законодательном процессе этих стран. Во-вторых, процесс создания законов в ФРГ отличается особой взвешенностью, тщательностью, что сказывается на качестве принимаемых законов. Изучение позитивных моментов позволит предложить способы совершенствования процесса законодательства в Российской Федерации.

Отметим сходства процесса создания законов в России и Германии. Во-первых, важное значение имеет нормативное закрепление законодательного процесса. Во многих странах это закрепление затрагивает только внутриорганизационную часть процесса. В России и Германии, напротив, не только внутриорганизационная, но и конкретизация законодательной деятельности находится в исключительном ведении парламента и регулируется нормами регламента.

Во-вторых, Д.Н. Кордик считает, что «анализ процедуры первого чтения законопроектов в парламентах, рассматриваемых государств, позволяет сделать вывод о некотором сходстве практической направленности, целей и задач, решаемых на этой стадии законодательного процесса, заключающихся в определении необходимости принятия закона, детальном ознакомлении депутатов парламента и других участников законотворческого процесса с предлагаемым проектом закона, информировании широкой общественности о поступившем законопроекте и о том круге проблем и вопросов, которые предлагается законодательно урегулировать» [2, с. 190].

В третьих стоит отметить то, что «одним из существенных признаков федеративных государств является наличие в них верхних палат парламентов, образуемых из представителей субъектов федерации с целью отстаивания на федеральном уровне мнений и интересов субъектов федерации, в том числе и путем участия верхних палат в федеральном законодательном процессе» [3, с. 192]. Также од-ной из сходных черт законодательного процесса в России и Германии является существование согласительных комиссий при возникновении разногласий между палатами парламента.

Рассмотрение вопроса различий стоит начать со стадии законодательной инициативы. В России круг субъектов значительно шире чем в Германии. Наиболее частыми инициаторами того или иного законопроекта в России выступают парламентарии, как впрочем, и в Германии. Однако для того, чтобы парламентарии в Германии могли внести законопроект, им необходимо объединиться в группы, что позволяет ограничить естественным образом количество вносимых законопроектов. Данная особенность считается положительным моментом в механизме законодательного процесса Германии, так как слишком большое количество официальных законодательных инициатив может привести к неоправданной загруженности, медлительности в работе парламента и, следовательно, повлечь снижение качества принимаемых законов.

Основным субъектом законодательной инициативы в Германии выступает правительство. «Предоставление права законодательной инициативы правительству как высшему органу исполни-тельной власти имеет большое значение, так как оно в силу своего статуса и роли в жизнедеятельности государства располагает наибольшим объемом и полнотой информации о процессах, протекающих как внутри страны, так и за ее пределами, вследствие чего может наиболее эффективно выявить именно те сферы общественных отношений, которые более всего нуждаются в законодательном регулировании» [4, с. 28-132].

В России в отличие от Германии правом законодательной инициативы обладают также высшие федеральные суды. Данный опыт можно считать положительным, хотя он и отсутствует в мировой практике.

Еще одно отличие существует на стадии промульгации, законопроекта. Особенностью законодательного процесса в Германии является отсутствие возможности воспрепятствования вступления в силу принятого парламентом закона, в связи, с чем промульгация носит обязательный характер. Это объясняется тем, что в Германии сложилась парламентарная форма правления и процедура промульгации формальна. В России же Президент обладает правом так называемого «отлагательного вето».

Подводя итоги, стоит отметить, законодательные процессы в рассматриваемых странах прошли длительный путь развития, что позволило им создать эффективный механизм по выработке и принятию нормативных актов. Анализируя этот механизм в каждой из стран, можно выделить свои достоинства и недостатки. Взаимные заимствования могли бы повысить эффективность законодательного процесса, как в России, так и в Германии.

Многоплановое изучение законодательного процесса в Российской Федерации, а также в от-дельных зарубежных странах представляется нам важной составляющей профессиональной подготовки высококвалифицированного юриста, так как всестороннее изучение данного процесса позволяет анализировать одну из важнейших функций современных государств без которой, по сути, государства не могут эффективно управлять обществом, регулировать наиболее важные общественные отношения. Изучение законодательного процесса за рубежом позволяет отметить правовое устройство различных государств, правую систему, позволяет провести сравнительно – правовой анализ процесса создания законов в нашей стране и в зарубежных странах.

Список использованных источников

1. Захаров А. А. Законодательный процесс в России: граждане и власть. — М., 1996. — 304 с.
2. Кордик Д.Н. Законодательный процесс в европейских государствах: ФРГ, Австрия, Швейцария, Россия (сравнительно-правовой анализ): автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02/ Кордик Дмитрий Николаевич. – М., 2007. – 198 с.
3. Кордик Д.Н. Реализация права законодательной инициативы правительствами федеративных государств (российский и зарубежный опыт) // Журнал российского права. — 2007. — № 1. — С. 128-132.
4. Юридический энциклопедический словарь. — 2-е доп. — Изд. М., СЭ, 1987. -416 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2062

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке