Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Значение стратегического менеджмента в повышении конкурентоспособности и сотрудничества международной компании»

Аннотация. В статье рассмотрены особенности стратегического менеджмента и планирования в международной компании, обусловленные расширением её операций за пределы страны базирования.

Ключевые слова: Стратегия, менеджмент, конкурентоспособность, международный бизнес, сотрудничество, управленческое решение, маркетинг.

Динамично меняющаяся деловая среда, развитие и повышение конкуренции, глобализация бизнеса, возрастающая роль инфокоммуникационных технологий и многие другие факторы обуславливают возрастание актуальности и важности роли стратегического менеджмента (strategic management) во всех отраслях и сферах деятельности.

Стратегический менеджмент как теория и практика управления современными компаниями позволяет рассматривать процесс организации как единое целое, комплексно реализующее различные функции управления, а также методы планирования и прогнозирования на всех иерархических уровнях управления.

К 1990-м годам большое количество компаний пришло к заключению, что недостаточно разработать стратегический план и обеспечить его эффективную реализацию. Необходимым, основополагающим и важным условием успешного ведения и развития бизнеса является своевременное, оперативное изменение и достаточно гибкое планирование в соответствии с динамично меняющимися факторами внешней среды и новыми факторами внутренней среды компании. Стратегический менеджмент не должен определяться только как совокупность формирования и реализация стратегических управленческих решений, определяющих долгосрочное (стратегическое), перспективное развитие компании. Стратегический менеджмент должен определяться и как комплекс конкретных целенаправленных действий, которые смогут обеспечить быстрое реагирование компании на изменение внешних и внутренних условий, которое может повлечь за собой целесообразность стратегического манёвра, пересмотр целей и редактирование общего направления развития [1].

Термин «strategy» вошёл в число часто употребляемых управленческих, а затем и маркетинговых терминов в 1950 – 1960-е годы двадцатого века, когда вопросы перспективного планирования и задачи своевременного, гибкого и адекватного реагирования на изменения внешней среды компании приобрели достаточно серьёзное значение для её успешной и эффективной деятельности.

Модели и методы стратегического менеджмента и стратегического планирования, почти инвариантны относительно страны нахождения. Конечно, всегда существуют те или иные особенности стратегического менеджмента и стратегического планирования, которые можно отнести к отраслевой специфике, миссии и целям компании, конкурентной среде и множеству других факторов, но и в тоже время, методологическая база решения возникающих проблем носит интернациональный характер. Стоит обратить внимание на то, что большое значение имеет и то обстоятельство, действует ли компания только на внутреннем рынке страны или же она перешла к осуществлению бизнес-процесса за пределы страны и стала международной [2].

Разделение стратегических управленческих решений высшего уровня на цели и чётко сформулированные задачи, а также доведения их до нижестоящих уровней играет основополагающую роль в бизнес-процессе любой компании. Стратегический менеджмент и формирование самой стратегии возможно только на основе определённых ориентиров, видения и целеполагания, которые отражают как общие направления развития бизнеса, так и количественно измеримые итоги бизнес-процесса. Необходимо отметить некую асимметрию, например, теоретически можно представить выведение задач непосредственно из миссии компании, но абсолютно нецелесообразно и не допустимо, чтобы какие-то цели так и остались неконкретными, без чётких количественных и качественных оценок и временных ориентиров. Они обязательно должны найти разумное продолжение в структурированных задачах, где все стратегические ориентиры и видение компании получают чёткое количественное выражение.

В частности, необходимым условием достижения конкурентоспособности и успеха на рынке согласно Майклу Портеру является, наличие конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества могут заключаться либо в меньших издержках при производстве продукции, либо в её дифференциации, а, следовательно, выбор той или иной сферы конкуренции применительно к конкретному преимуществу означает принятие одной из типовых маркетинговых стратегий [3].

Основными из причин выхода компании на международный рынок может, является её стремление снизить издержки и желание получить доступ к уникальным более качественным ресурсам. Выход на международный рынок также может означать увеличение масштабов производственной деятельности компании. С одной, стороны — это, уменьшает долю постоянных затрат в себестоимости продукции (услуг), а с другой стороны приводит к более быстрому совершенствованию процесса производства, ускоряет продвижение. И первое, и второе приводит к снижению издержек компании. Компания в этом случае имеет серьёзное конкурентное преимущество в цене и на внутреннем рынке страны происхождения.

Цели и задачи, а также содержание деятельности по повышению конкурентоспособности существенно пересекаются с целями, задачами, содержанием сравнительного конкурентного анализа, то есть бенчмаркинга (benchmarking). Этот вид анализа, рекомендуется применить и в деятельности компаний, осуществляющих международный бизнес. Сравнительный конкурентный анализ (бенчмаркинг) по повышению конкурентоспособности, применяется после получения результатов и оценки уровня конкурентоспособности отдельных продуктов (услуг), и принятия управленческих решений о детализации изучения отставания от конкурентов-эталонов по отдельным атрибутам (показателям) конкурентоспособности, т.е. после определения того, что должно быть подвергнуто сравнительному, более детальному и углублённому анализу. Очевидно, что бенчмаркинг идеально вписывается в общий процесс изучения конкурентоспособности компании, её продуктов (услуг) и разработке мер по повышению конкурентоспособности, как на национальном, так и на международном рынке.

Осуществляющие бизнес-процесс на международном рынке компании, должны также учитывать такие его особенности, как традиции, культуру, разный уровень производственных издержек, колебания курса валют, отличия в национальной и экономической политике разных стран, характер и уровень международной конкуренции и т.п. Перечисленные факторы значительно усиливают неопределённость и риск при принятии и реализации стратегических управленческих решений. Так, показатель колебания валютного курса может серьёзно изменить оценку стоимости фактора производства или даже всего направления бизнес-процесса в целом. Особенно опасны неуправляемая инфляция и внезапные скачки курса валют.

В стратегическом менеджменте при формировании глобальной (международной) стратегии компании должны определиться [2]:

A) целесообразно ли осуществлять свою деятельность в одной, двух или многих странах:

— в случае осуществления бизнеса в одной стране, производится, поставка уже готовой продукции и материалов в другие страны. Конкурентное преимущество достигается за счёт эффекта масштаба, снижения издержек при выпуске нового вида продукции или предоставлении услуг;

— рассредоточение целесообразно, когда местные потребности разнообразны, а логистика, связь и хранение сильно влияют на конечную цену в сторону удорожания. Это необходимо также для эффективности маркетинговой деятельности в зарубежной стране и тесного взаимодействия с потенциальными покупателями (потребителями), для получения актуальной и своевременной информации о стране. Выбор между сосредоточением и рассредоточением зависит от вида бизнеса, который осуществляет компания.

B) на каких странах остановить свой выбор.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Уровень плодотворного и эффективного сотрудничества и возможности координации между партнёрами международного бизнеса довольно часто основан на отсутствии прямой конкуренции между ними. Эта точка зрения согласуется с экономической теорией с точки зрения её традиционного понимания, рассматривающая конкуренцию и сотрудничество как противоположности.

В случае единого, системного и плодотворного отношения между двумя компаниями, как на внутреннем рынке страны, так и на международном, сотрудничество и конкуренция действительно являются полярными противоположностями. Следовательно, сотрудничество между субъектами будет уменьшаться каждый раз, когда возрастает уровень конкуренции. В более сложных ситуациях соотношение конкуренции и сотрудничества зависит от объединения всех составляющих сотрудничества между компаниями, включая ожидание выгод от сотрудничества, отношения с третьей стороной и т.д.

Сотрудничество в одной компании может способствовать росту и развитию эффективного сотрудничества в другой компании. Соответственно конкуренция в одной сфере сокращает сотрудничество в другой сфере бизнеса. Причину можно видеть в следующем, когда одна компания получает выгоду от взаимовыгодного сотрудничества с другой компанией по конкретному направлению, то существует меньше возможностей и вариантов на то, что каждая из компаний будет вести себя нечестно по отношению друг к другу в иных областях ведения бизнеса. Такая зависимость, безусловно, важна, поскольку многосторонние отношения широко распространены.

Таким образом, в стратегическом менеджменте формулировать и осуществлять стратегию компании необходимо исходя из отраслевых особенностей и условий конкуренции в ней, конкурентоспособности самой компании, её рыночной позиции и возможностей, перспектив развития и ценностей в международном масштабе. Особое внимание необходимо уделить запросам потенциальных потребителей, организации логистических каналов, мотивам конкурентов и их методам противодействия, которые могут отличаться от существующих методов на национальном рынке.

Список использованных источников

1. Голубков, Е.П. Стратегический менеджмент : учебник для академического бакалавриата / Е. П. Голубков. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 290 с. – Серия : Бакалавр. Академический курс.
2. Пивоваров С., Максимцев И., Тарасевич Л. Международный менеджмент : Учебник для вузов. 5-е изд. Стандарт третьего поколения. СПб. : Питер, 2013. – 720 с.
3. Портер М. Международная конкуренция. М. : Международные отношения, 1993. С. 58

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1905

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке