Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Академик живописи Николай Николаевич Харламов»

19 февраля 2013 года исполнилось 150 лет со дня рождения академика живописи Николая Николаевича Харламова, талантливого иконописца, портретиста, одного из ведущих мастеров монументального религиозного искусства рубежа XIX—XX столетий, художника высочайшего уровня в мозаичной технике и церковной росписи.

Харламов Николай родился в 1863 году в семье священника в погосте Веретьево Ковровского уезда (сейчас Камешковский район Владимировской области).

Николай окончил Владимирское духовное училище, затем семинарию. В 1883 году он поступает учиться в Императорскую Академию художеств на историко-жанровом и портретном отделениях под руководством В.П. Верещагина, В.И. Якоби, П.П. Чистякова.

После 5 лет учёбы Харламов Николай получает аттестат о завершении научного курса академии художеств. В 1889 году он удостаивается Малой Золотой медали за программу «Ангел выводит Апостола Петра из темницы», которая давала право на получение звания классного художника второй степени с правом на чин двенадцатого класса. После окончания академии Н.Н. Харламов отправляется во Владимир, отбывать воинскую повинность. Он знакомится с В.Т. Георгиевским — искусствоведом, археологом, основателем музея древнего искусства, В.М. Васнецовым, И.Е. Репиным. Общаясь и восхищаясь работами этих художников Н.Н. Харламов решает заняться религиозной живописью.

С 1892 года и в течение 10 лет Н.Н. Харламов — директор Холуйской школы иконописания. Он совершенствует учебный процесс, значительно расширяет план занятий. Большую материальную поддержку новому учителю оказал вице-президент Императорской Академии художеств граф И.И. Толстой. Н.Н. Харламов воспитал поколение холуйских художников, владеющих в совершенстве не только живописным мастерством, но и академическим рисунком. Артель учащихся под его руководством развернула бурную деятельность в России и за рубежом. По эскизам Николая Николаевича были сделаны росписи в церквях Тихвинской иконы Божьей Матери в слободе Холуй, в селе Онуфриевском Костромской губернии, в городе Кунгур Пермской губернии, Белевском духовном училище Тифлиса.

В период с 1893 по 1898 годы Н.Н. Харламов был занят работой для Никольской церкви Русского посольства в Вене, написал образы Спасителя, Богоматери и святых диаконов, Александра Невского во втором киоте, Благовещение и евангелистов для Царских врат, двунадесятые праздники и девять образов Деисуса.

Представленный на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде образ Христа был настолько удачен, что Н.Н. Харламовым заинтересовалась комиссия, занимающаяся внутренним убранством храма Воскресения Христова в Петербурге (известного как Спас-на-Крови). С 1897 по 1900 годы Н.Н. Харламов создаёт для мозаик интерьера храма Воскресения Христова, 42 картона. По ним были набраны мозаичные иконы, тексты и фризы, из которых самые значительные — мозаика главного купола «Христос Пантократор», композиции «Евхаристия» на тему «Тайной вечери» в алтаре, «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Христос во славе», выполненные в лучших традициях православной монументальной живописи.

В плафоне центрального шатра, согласно древней иконографии, расположено изображение «Христос Пантократор», напоминающее византийские образцы. Мозаика набрана кусочками смальты, которые четко видны даже на большой высоте. Пантократор воздевает руки для благословения, перед ним открытое Евангелие. Христос изображен на фоне усеянного звездами небосвода, размеры которого сокращены посредством ангельского круга. Образ, созданный Н.Н. Харламовым, монументален. Высокая духовность, необычайная сила созданного образа делают его лучшим образцом мозаичного искусства. В 1961 году во время реконструкции храма верхолазами был обнаружен неразорвавшийся снаряд, который застрял в мозаике. В блокаду во время одной из бомбардировок он пробил центральный купол и застрял в перекрытиях. Снаряд пролежал там почти 20 лет.

Мозаика «Евхаристия» занимает площадь 168,3 м², располагается в алтаре так, что когда Царские врата распахнуты, верующие видят Спасителя, протягивающего священные дары. Правой рукой он подает своим ученикам святой хлеб («сие есть Тело Мое»), левой — чашу с вином («сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая»). Широкий фриз с «Евхаристией», украшающий вогнутую поверхность центральной апсиды, находится на небольшой высоте. Фигуры сознательно удлинены художником, чтобы нивелировать эффект при зрительном сокращении.

Мозаика «Богоматерь» помещена в плафоне северо-западного купола и занимает площадь 17,3 м². Композиция представляет не каноническое изображение Богоматери, а скорее романтический образ, женский лик необыкновенной красоты. Лицо овальное с округлыми щеками, нос слегка удлиненный с горбинкой. Волос не видно, так как их закрывает голубовато-бирюзовое покрывало, поверх него темно-фиолетовая, по краю расшитая золотом накидка, покрывающая голову и плечи. На накидке, в области головы и плеч три восьмиконечные звезды. Глаза Богоматери светло-коричневого, орехового цвета, но оттененные фиолетовыми и бирюзовыми тонами, которые воспринимаются как фиалковые.

Площадь мозаики «Христос во славе» или «Спас в силах» составляет 98,9 м². Композиция занимает всю сферическую поверхность большой апсиды. В центре ее помещена удлиненная фигура Христа, несомого серафимами. Красивый, темный, со следами страданий, лик его суров. Христос неподвижен, живут только глаза. Фигура Христа окутана в нежно-бирюзовый плащ, из-под которого видны рукава нежно-красного хитона. Композицию обрамляет пояс из шестикрылых серафимов, к которому с четырех сторон примыкают символы евангелистов. Благодаря тому, что мозаика располагается на изогнутой поверхности, между ней и пространством интерьера устанавливается особое соотношение.

В 1900 году Н.Н. Харламов был привлечен к созданию мозаик для собора Святого Александра Невского в Варшаве. В оформлении собора принимали участие лучшие художники России: В.М. Васнецов, А.П. Рябушкин. Н.Н. Харламов исполнил следующие работы: «Христос Пантократор» в главном куполе храма, «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Эммануил», «Ангел Великого Совета и херувимы в малых куполах», «Евангелисты на парусах», «Спаситель», «Богоматерь с младенцем», «Нерукотворный образ» и сюжет «Уготование престола», «Тайная вечеря» над аркой главного алтаря, «Благовещение» на алтарных пилонах, образ архангела Михаила, «Процветший крест». Художнику также принадлежали 44 фигуры апостолов на фризе. Работы Н.Н. Харламова получили одобрение со стороны заказчиков храма. За свою работу Н.Н. Харламов удостоился ордена Святого равноапостольного князя Владимира 4-й степени.

В Польше Н.Н. Харламов встретил свою спутницу жизни — Марию Дмитриевну, которая была дочерью польского генерала на русской службе. В 1937 году, жена Н.Н. Харламова была обвинена в шпионаже и расстреляна. Реабилитирована в 1989 году.

В начале 1919 года, через 3 месяца после обретения Польшей независимости, Варшавский магистрат вынес решение о ликвидации в городе большинства православных церквей, в том числе и собора Святого Александра Невского. Собор разрушали постепенно, для окончательного его сноса использовали технологию взрывов малой мощности, число которых приблизилось к 15 тысячам. Уничтожение храма Александра Невского завершилось в 1926 году. Остатки мозаик храма Александра Невского в настоящее время сохранились в православном храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы в городе Барановичи.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В начале ХХ века возводится Великокняжеская усыпальница Петропавловской крепости в Петербурге. На её фасадах по картонам в 1906 году в мозаичной мастерской В.А. Фролова созданы четыре мозаичные иконы: образ Спаса Нерукотворного на западном фасаде, образ Иверской иконы Божией Матери на северном фасаде, Казанской иконы на южном и Феодоровской иконы на восточном.

Современники высоко ценили искусство Н.Н. Харламова, называя его «вторым Васнецовым». За заслуги на поприще религиозного искусства «Санкт-Петербургская Академия художеств, постановлением своим 25 октября 1910 года за известность на художественном поприще признает и почитает Николая Николаевича Харламова своим академиком».

Свое преподавание и руководство Холуйской иконописной школой Н.Н. Харламов оставил в 1901 году, переехав в село Тименка.

В годы советской власти Н.Н. Харламов вступил в Ассоциацию художников революционной России, участвовал в выставках. Ездил по городам и колхозам области, выполняя портреты ударников. В 1919 году возглавил подотдел искусства уездного отдела народного образования в городе Вязники. При участии Н.Н. Харламова, ставшего первым директором музея, была сохранена коллекция живописи и икон вязниковских купцов и фабрикантов.

В 1923 году Н.Н. Харламов оставляет свою деятельность в Вязниках и посвящает остаток жизни только творческой работе. Он создает галерею образов видных революционеров текстильного края: С.И. Балашова, М.А. Багаева. Е.Н. Дунаева, О.А. Варенцовой, Н.А. Жиделева и других. Всего известно около 80 работ. Кисти мастера принадлежат интересные портреты В.И. Ленина и М.И. Фрунзе.

В доме Н.Н. Харламова хранились не только картины и иконы, но и уникальная коллекция собранных им полотен И.Е. Репина и других художников конца XІX века, а также архив, эскизы и этюды живописца А.П. Рябушкина. После смерти Н.Н. Харламова эти сокровища были расхищены либо уничтожены, лишь часть икон удалось спасти. Позднее сгорел и уникальный дом. Н.Н. Харламов скончался 4 декабря 1935 года, на 73 году жизни в селе Тименке в 28 километрах от Холуя, и был похоронен на сельском кладбище. Усилиями палехских и холуйских художников на его могиле установлен крест.

Постановлением Главы Администрации Ивановской области № 346 от 17 апреля 2000 года Холуйскому художественному училищу миниатюрной живописи присвоено имя академика живописи Н.Н. Харламова.

15 февраля 2013 года в Ивановском областном художественном музей прошла выставка, посвященная 150-летию академика живописи Н.Н. Харламова. В рамках юбилейной выставки художественный музей представил работы, созданные Н.Н. Харламовым с 1880-х до 1930-х годов, фотографии из семейных альбомов. Один из уникальных экспонатов выставки — большая мозаичная плита с поясным изображением Евангелиста Луки — представляет собой идентичную реплику мозаики храма Спаса на Крови. Выполненная по картону Н.Н. Харламова в Петербурге в конце XIX века, она была прислана из Академии художеств в Холуйскую иконописную школу в качестве учебного пособия. Экспонаты для юбилейной выставки, инициированной Холуйским филиалом ВШНИ, предоставили шесть музеев из Иванова, Ивановской и Владимирской областей, а также потомки Н.Н. Харламова. Центральным событием открытия выставки стала презентация книги о художнике-академике. «Николай Николаевич Харламов. Жизнь и творчество» — фактически первая монография о нем. Она написана в соавторстве М.Б. Печкиным и И.В. Тупицыным. Экземпляр книги находится в фондах Российской национальной библиотеки как особо ценное издание.

Николай Николаевич Харламов — один из художников высочайшего уровня, с творчеством которого мы можем ознакомиться спустя годы забвения.

Список литературы:

Дмитриев М.А. Пресс-релиз Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области Ивановского областного художественного музея Холуйского филиала имени Н.Н. Харламова Высшей школы народных искусств Фонда межрегиональных проектов к выставке посвященной 150-летию со дня рождения академика живописи Н.Н. Харламова [Текст] / Дмитриев М.А. — Иваново, 2013.

Печкин М.Б. Николай Николаевич Харламов [Текст]: Жизнь и творчество / Печкин М.Б., Тупицын И.В. — Акульцево: Издательский Дом Николаевых, 2013. — 151 с.

Рыжикова Н.А. Аннотация Ивановского областного художественного музея к выставке посвященной 150-летию со дня рождения академика живописи Н.Н. Харламова [Текст] / Рыжикова Н.А. — Иваново, 2013.

Рыжикова Н.А. Материал для экскурсии к выставке в Ивановском областном художественном музее посвященной 150-летию со дня рождения академика живописи Н.Н. Харламова [Текст] / Рыжикова Н.А. — Иваново, 2013.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

691

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке