Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Аксиологический потенциал гуманитарного образования»

Россия переживает духовно-нравственный кризис, который находит свое отражение во всех сферах общественной жизни.В этих условиях большое внимание уделяется образованию, которое по своей сути работает на будущее.

Помощь в написании статьи

«Именно образование как наиболее технологическая и изменчивая сторона человеческой культуры «держит руку на пульсе» человеческих ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков» [6, c. 154]. Образование — это та область социокультурной жизнедеятельности, где совершается становление духовно зрелой, нравственно свободной личности, способной отстаивать общечеловеческие ценности. По мнению А.В. Кирьяковой «образование является основным каналом приобщения будущего специалиста к ценностям культуры, образования и профессии» [4, с. 27].

Многие исследователи отмечают, что особо важная роль в формировании личности отведена предметам гуманитарного цикла.По С.В. Зотову гуманитарные науки приобщают молодого человека к богатствам мировой и отечественной культуры, содействуют установлению взаимопонимания и согласия между народами. Гуманитарные основы образования способствуют формированию мира духовных ценностей молодого поколения, представлений о достоинстве и чести, ответственности и долге, правах и обязанностях, патриотизме и трудолюбии, уважении к личности и милосердии [3].

В.Е. Черникова выделяет важные функции, которыми обладают гуманитарные науки: познавательная, развивающая потребность в дальнейшем обучении; мировоззренческая, способствующая формированию ценностных ориентаций; коммуникативная, дающая возможность проявлять эти ценностные ориентации [6].

В.П. Демкин, Г.В. Можаева считают, что гуманитарное образование помогает человеку найти самого себя, отстоять свое право на самореализацию, самоопределение, создает его культурное поле, то есть способствует мировоззренческому, общекультурному, духовному и интеллектуальному развитию личности [2].

Л. Вербицкая рассматривает гуманитарное образование как «духовное развитие человека в самом широком смысле. Оно включает очень широкий круг компонентов, обеспечивающий проявление Человека во всем многообразии связей и взаимодействия как носителя и созидателя культурных ценностей, национальных традиций, общественной идеологии» [1, с. 74].

Гуманитарное образование по своему определению непосред­ственно обращено к человеку, к его интеллектуальной и эмоциональной сфере, к осознанию им своего жизненного предназначения и своего места в обществе. Гуманитарное знание и образование, основанное на современной парадигме, придает обществу аксиологическую определенность, т. к. формирует гуманистическую систему ценностей. Ценности образования должны соответствовать общечеловеческим ценностям. Аксиологический подход позволяет изучать педагогические явления с точки зрения общечеловеческих ценностей.

Вопрос о ценностях был поставлен еще в древнегреческой философии, но наибольшую значимость он получил в конце XIX — начале XX века. И это не случайно. Проблема ценностей приобретает широкое социальное и нравственное значение в сложные, переломные моменты, когда прежние традиции и устои теряют свою актуальность и значимость, и тогда начинается их замена новыми идеалами и целями.

В условиях современной России, когда многие из прежних идеалов перестают быть референтными, специфической целью гуманитарного образования является формирование личности, имеющей необходимые целостные представления об окружающем мире, обществе и человеке, о роли гуманитарного знания во взаимоотношениях человека и общества, его значении для социальной практики [6].

В формировании личности студента, будущего специалиста, значительная роль принадлежит гуманитарному образованию. Гуманитарное образование формирует научное мировоззрение, ценностные ориентации и жизненные позиции студенческой молодежи. Как отмечает многие исследователи, студенческий возраст — это период завершения становления характера, интеллекта, ценностных ориентаций. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Более того, качество профессионального самоопределения молодых людей во многом зависит от их ценностно-нравственных установок. Психологи правомерно полагают, что ценностные ориентации и мотивационные структуры являются источником активности личности, движущими силами ее личностного и профессионального развития.

Мир ценностей — это, прежде всего, мир культуры в широком смысле слова, это сфера духовной деятельности человека. Как отмечают В.И. Шубин и Ф.Е. Пашков, гуманитарная культура есть культивирование таких ценностей, которые ориентированы на развитие и саморазвитие субъекта, т.е. самого человека. Это способность к саморазвитию, к самосовершенствованию человека путем формирования гражданских качеств, нравственных оценок, правовых норм, эстетических вкусов, интеллектуальных и познавательных способностей. В конечном счете, это формирование человека-творца, обладающего сложившимся мировоззрением и создающего материальные и духовные ценности, а значит способствующего социальному прогрессу [7].

К системе приоритетных ценностей социально-гуманитарного образования можно отнести: смысложизненныеценности (мир, жизнь, природа, человек, общество, свобода, любовь, ненасилие, труд, здоровье, семья), ценностипознания(знание, истина, творчество), этические(справедливость, добро, гуманизм, совесть, нравственность, толерантность) и эстетические(красота, гармония), ценность Отечества(Родина, патриотизм, гражданственность, демократия).

В своей работе «Ценности в проблемном мире» Н.С. Розов определил основные ценности гуманитарного образования: 1) ответственность за общезначимые ценности, гдеодной из классических образовательных ценностей является воспитание характера, качеств человека, требуемых обществом и традицией; 2) свободное мировоззренческое самоопределение, где миссия гуманитарного образования состоит в создании условий для принятия человеком собственных ценностей в форме жизненных целей, ведущих мотивов и интересов, стремлений, потребностей, принципов и т. д.; 3) общекультурная компетентность, когда человек способен к адекватному осмыслению, практическому решению и коммуни­кативному выражению ситуаций, выходящих за пределы его профессиональной сферы, 4) личностная самоактуализация в культуре и жизни, когда образование ориентировано на интересы самого индивида, свободного, творческого, самореализующегося человека, где важен индивидуальный подход [5] .

А.В. Кирьякова выделила группы базисных ценностей университетского образования:

·академические ценности—фундаментальность, интеллектуальное развитие, академические свободы и академическая ответственность, инновации, профессиональная компетентность, единство образовательного и исследовательского процесса и т. д.;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

·ценности личностного роста и благополучия—самоопределение, самореализация,индивидуальность, субъект —субъектные отношения, непрерывность образования, профессиональ­ная мобильность, здоровье, конкурентоспособность выпускника и др.;

·ценности гражданского общества—свобода, демократия, открытость, социальнаясправедливость, толерантность, этичность,культурное разнообразие, социальная ответственность;

·организационные ценности—принятие решений на основе согласования мнений и интересов, свобода в осуществлении научных исследований, статусная иерархия, основанная на принципе научного авторитета, технологизация образовательной деятельности, стандартизация качества образования, конкурентоспособность университета, стратегическое партнерство университета и бизнес —структур и т. п. [4].

В связи с вышесказанным, мы можем сделать вывод о том, что гуманитарное образование обладает аксиологическим потенциалом, т. к. формирует мировоззренческие установки, взгляды, толерантные качества и духовные основы личности, ориентировано на развитие и саморазвитие человека, способствует формированию таких необходимых в новых социально-экономических условиях качеств, как: гибкость мышления, высокий профессионализм, компетентность, предприимчивость, умение общаться с партнерами, нестандартный подход к решению возникающих проблем и т. п. Гуманитарное образование играет особую роль в структуре выбора ценностей, ценностных ориентаций и жизненной позиции. Человек в культуре, жизни, профессии должен найти свое место, и в этом ему помогает образование.

Список литературы:

1.Вербицкая Л. А. Гуманитарное образование в современной России / Л. А. Вербицкая // Высшее образование России. 1996. № 1. С. 79‑84.

2.Демкин В. П., Можаева Г. В. Гуманитарное образование в информа­ционном обществе. — Открытый междисциплинарный электронный журнал Гуманитарная информатика. Выпуск 1. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://huminf.tsu.ru/e-jurnal/magazine/1/demkin.htm

3.Зотов С. В. Культура и гуманитарное образование[электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://analiculturolog.ru/component/k2/item/406-article_39.html

4.Кирьякова А. В. Ценностные ориентиры университетского образования / А.В. Кирьякова // Вестник Оренбургского гос. университета. 2011. № 2. С. 27‑33.

5.Розов Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та. 1998. 292 с.

6.Черникова В. Е. Гуманитарное образование и духовное развитие личности // Вестник Ставропольского государственного университета 64/2009 [электронный ресурс] — Режим доступа. – URL: http://vestnik.stavsu.ru/64-2009/22.pdf

7.Шубин В. И., Пашков Ф. Е. Культура. Техника. Образование. Учебное пособие для технических университетов. Днепропетровск, 1999. [электронный ресурс] — Режим доступа. – URL: http://n-t.ru/ri/sb/kt11.htm

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

637

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке