Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Актуальные проблемы и современные тенденции развития пропедевтики в системе художественного проектирования»

Приближается столетие со дня образования первых и значимых школ художественного проектирования — Баухауза (1919) и ВХУТЕМАСа (1920). Это были творческие, экспериментальные, исследовательские и методические центры, в которых в начале XX века зародился «универсальный метод, основанный на абстрактном композиционном моделировании» [6].

Помощь в написании статьи

Авторские пропедевтические курсы получили в дальнейшем распространение по всему миру, обогатились новыми знаниями, методическими поисками, на протяжении многих лет являются ведущими при подготовке специалистов в системе художественного проектирования и остаются востребованными до сих пор.

Однако в последнее время всё чаще появляются вопросы об актуальности и значимости в XXIвеке зародившихся в этих школах концепций композиционной пропедевтики: «Является ли Баухауз современным, учитывая то, насколько продвинулись технологии, и то, что они позволяют сейчас людям создать такие вещи, которые до этого просто нельзя было даже представить» [1], — выступил на научно-творческой конференции Умберто Джираудо, руководитель компании «Дизайн Завод», заведующий кафедрой промышленного дизайна Британской высшей школы дизайна. «Профессия дизайнера поменяла свою суть, переместившись из области рисования в область мышления, от стилизации к инновации, от придания вещи формы к визуализации новых парадигм в бизнесе» [10], — высказала E. Храмкова, генеральный директор дизайн-агентства инновации Lumiknows, заведующая кафедрой дизайна и инновации Московской финансово-промышленной академии, преподаватель Британской высшей школы дизайна. «Пропедевтика не имеет будущего, так как глобально меняется архитектура и дизайн, что повлечёт за собой формирования новой профессиональной основы» [4], — писал профессор Метленков Н.Ф., заместитель председателя Совета Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области архитектуры.

«Метод композиционных моделей» получил развитие в 1980-х годах в художественно-промышленных вузах Екатеринбурга, Казани, Самары и др., как переосмысление и дальнейшее развитие опыта Баухауза и ВХУТЭМАСа, выходящего за рамки пропедевтики и используемого на различных стадиях художественного проектирования. Метод применяется и в настоящее время, но возникают вопросы, насколько и как он будет востребован  дальше.

«В дизайне происходит исчезновение формы в традиционном понимании этого слова, она перестает следовать за функцией, начинает зависеть от эргономики. Не происходит ли разговор об актуальности композиционного моделирования как следствие определенной инерции нашего мышления? И не станет ли эта методика XX века помехой в развитии новых методов, основанных, может быть, на совершенно новых принципах» [6],— написал Михайлов С.М., профессор, декан факультета Дизайн КГАСА.

Правомерность возникновения этих вопросов связана с решением проблем формирования творческого мышления дизайнера в XXIвеке, а новая профессиональная основа художественного проектирования ещё не сформирована. Инновационная риторика формирует в обществе тенденции развития новой атмосферы эмоционального напряжения, новаторского созидания, существовавшего в Баухаузе и ВХУТЕМАСе, но с учётом современных потребностей и технологий, решения новых проектных задач новыми средствами и методами.

Пропедевтика (от греческого propaideio — предварительно обучаю)  изложение какой-либо науки в систематизированном виде, т. е. подготовительный, вводный курс, предшествующий более глубокому и детальному изучению соответствующей дисциплины [7].Цель пропедевтики в системе художественного проектирования — на базе освоения композиционных приемов и средств развивать эмоционально-чувственное восприятие форм, которое в дальнейшем используется в процессе формирования визуального облика объектов проектирования при раскрытии их смысловых содержаний. Чувственно-ощущаемые и образные характеристики, воздействующие на потребителя и выраженные в психофизиологических параметрах, востребованы в социокультурном назначении, функциональных и потребительских качествах проектируемых объектов.

В процессе формирования системы художественного проектирования в XX веке получили развитие четыре направления творческой деятельности, обеспечивающих «широкий выбор проектных принципов, соответствующих как современным тенденциям и направлениям дизайнерской мысли, так и наиболее характерным методам их воплощения» [9. стр. 32]. Каждое из направлений художественного проектирования имеет в своей основе свои принципы, приёмы и методы композиции.

Инженерный дизайн — «область дизайнерского творчества, связанная с формированием объектов и систем инженерно-технического назначения, особая часть промышленного дизайна» [5, стр. 104].

Композиционная пропедевтика инженерного дизайна использует простые геометрические формы и логику формальной композиции. Это рациональное структурообразование объекта, которое направлено на проектирование выполнения объектом какой либо работы, выявляемой в его структуре формы и тектонике.

Арт-дизайн — «одна из линий развития современного дизайна, в которой отсутствуют различия между функциональным проектированием, составляющим основу профессионального дизайна, и чистым, высоким искусством» [5, стр. 20], создание объектов с явным приоритетом эстетического начала, направленное на организацию художественного впечатления, получаемого от воспринимаемого объекта. Это «проектирование эмоций», цели которого сближаются с задачами изобразительного искусства, отдаляясь от задач предметного художественного творчества [3].

Арт-дизайн более других направлений использует эмоционально-образные содержания, ключевые образные составляющие и чувственные категории, которые осваиваются в процессе композиционной пропедевтики, выстроенные на основе как абстрактных, так и реальных образов.

Футуродизайн (от англ. futuredesign— «дизайн будущего») — «направление в дизайне, экспериментальная творческая деятельность, имеющая целью определение потенциальных путей изменения потребительских качеств и визуального образа отдельных объектов, их систем, а также перспектив развития предметно-пространственной среды и образа жизни в целом» [5, с. 209].

Оперируя научными методами, футуродизайн использует формальную логику композиционной пропедевтики, отражающую эмоционально-чувственные содержания и художественно-образное моделирование. Но в последнее время произошёл переход от прогнозирования формы к осмыслению сценариев, отчего футуродизайн приобретает концептуальное направление.

Концептуальный дизайн — (лат. conceptio — формулировка идеи) это проектирование концепций. Концепция есть идеальная схема, целостная мысленная конструкция, система взглядов на что-либо, формируемая путем отбора и связывания большого числа отдельных концептов: элементарных идей, частичных представлений, наименьших «клеточек», «кирпичиков», или единиц смысла [8].

Концептуальный дизайн, проектируя идею, может вообще отрицать форму и метод композиционного моделирования. Однако дизайн, имея в основе формообразование, проводит дизайн исследования, разрабатывает концепт-проекты, наглядные, виртуальные и вербальные продукты художественно-образного мышления, по своему используя формальную композицию и художественно-психологическое моделирование.

В настоящее время в системе художественного проектирования на передний план выходит экологическая эстетика, несущая концептуальные, прогностические разработки футуродизайна, с её выработанными принципами, согласно которым продукты дизайна должны быть чувственно привлекательными, благоприятно воздействующими на психику человека, восприниматься органично и вызывать положительные эмоции. Экологические аспекты производства и функционирования объектов художественного проектирования отражают их визуальную гармонию и целостное единство с окружающей средой, психологический комфорт и безопасность при их использовании. Принципы экологической эстетики предоставляют проектировщику возможности свободного творческого самовыражения, стимулируют его экологическое сознание и открывают для него новые возможности формообразования. И, как следствие, развивается «экопсихологический» подход в пропедевтических курсах, основанный на гуманизме и перспективный по причине высокой методической эффективности [2]. Его суть заключается в том, что он развивает «экологическое композиционное мышление», так как учитывает психологическую свободу, сохранение самобытности творческой личности и её реализацию в творчестве. При этом учитываются и базовые принципы абстрактного композиционного моделирования, и художественно-образное моделирование, и рационально-логический аспект художественного проектирования, направленный на эколо­гическую оптимизацию визуальной среды.

Выводы:

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

·           Актуальные проблемы развития пропедевтики:

Инновационная риторика считает пропедевтику Баухауза и ВХУТЕМАСа устаревшей потому, что ещё не сформировалась новая профессиональная основа художественного проектирования.

Несмотря на то, что существует сложившаяся и постоянно развивающаяся система композиционной пропедевтики, в теории композиции до настоящего времени не нашло отражения, описания и обоснования создание новых композиционных закономерностей, не выявлены особенности современной пропедевтики.

Не выявлены принципы взаимосвязей пропедевтики Баухауза и ВХУТЕМАСа в системе художественного проектирования по направлениям творческой деятельности, особенно с концептуальными дизайн исследованиями и футуродизайном.

В современной пропедевтике необходимо отражение принципов экологической эстетики, получившей в настоящее время развитие в системе художественного проектирования.

·           Современные тенденции развития пропедевтики в системе художественного проектирования:

В современном обществе назревает возникновение новых методов композиционной пропедевтики.

Перспективным является развивающийся «экопсихоло­гический подход» в пропедевтических курсах.

Современные тенденции развития пропедевтики в системе художественного проектирования отражаются в сложившемся многообразии взглядов и представлений о ней, что связано с различными направлениями деятельности художественно-проектного творчества и особенностями композиционной пропедевтики в каждом из них.

В настоящее время существует широкий выбор развивающихся проектных принципов и характерных методов их воплощения.

Список литературы:

Джираудо Умберто. Научно-творческая конференция «Научный потенциал дизайна». 15.09.2010. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://designet.ru/context/interview/?id=43994 (дата обращения 16.08.2012)

Иовлев В.И. Экология пространства и профессиональное развитие архитектора [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: Архитектон: известие вузов, № 38, 2012 (01.09.2012)

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Медведев В.Ю. Арт-дизайн в мире дизайна. [Электронный ресурс] – Режим доступа — URL: /http://www.designunion.ru/index.php/ (дата обращения 30.08.2012)

Метленков Н.Ф. «Метод и моделирование в архитектуре». Автореферат докторской диссертации. Москва, 1991.

Минервин Г.Б., Шимко В.Т.,  Ефимов А.В., и др.: Под редакцией Минервина Г.Б. и Шимко В.Т. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. — Москва, Архитектура — С, 2004. — 288 с., ил.

Михайлов С.М. От абстрактного к конкретному, от конкретного к абстрактному. // Проблемы дизайна-5: Сборник статей. Составитель и отв. редактор Аронов В.Р. Российская академия художеств, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств. Артпроект, 2009.

Новейший философский словарь. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_new_philosophy/ (дата обращения 15.08.2012)

Переверзев Л.Б. Концептуальный дизайн. [электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://school.edu.ru/news.asp?ob_no=29232 (дата обращения 30.08.2012)

Харьковская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ХХПИ: метод. мат. (серия Дизайн-образование) — М.: ВНИИТЭ, 1992.

Храмкова Е. Научно-творческая конференция «Научный потенциал дизайна». 15.09.2010. [электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://designet.ru/context/interview/?id=43993 (дата обращения 30.08.2012)

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

509

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке