Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Анализ дисциплин информационного блока, участвующих в формировании информационной культуры в техническом вузе»

Сегодняшняя система подготовки кадров заканчивается в университете, так как отсутствует время адаптации молодых специалистов на предприятии. В учебных программах должна быть предусмотрена взаимосвязь между циклами дисциплин, а так же хорошо отработана преемственность дисциплин между кафедрами.

Помощь в написании статьи

Проведенный теоретический анализ позволил сделать вывод о том, что системность получения профессиональных знаний обеспечивает формирование и развитие информационной культуры в техническом вузе. Учебная деятельность у студентов является ведущей, в процессе которой происходит дальнейшее становление личности, приобретаются знания, умения, навыки, формируются качества, необходимые для формирования информационной культуры специалиста. Для выполнения развивающей функции учебная деятельность должна развиваться от курса к  курсу.

После введения нового образовательного стандарта составлены учебные программы по многим дисциплинам. Стоит также заметить, что государственные образовательные стандарты для специальностей: 130301.65 «Геологическая съемка, поиск и разведка МПИ», 130402.65 «Маркшейдерское дело», 130403.65 «Открытые горные работы», содержат кроме «Информатики» и другие дисциплины, касающиеся информационной подготовки специалистов:130301.65 «Геологическая съемка, поиск и разведка МПИ»:3 курс (4семестр) –  «Компьютерная графика»; 4 курс (7 семестр) – «Геологическое картирование»; 4 курс (8 семестр) – «Геоинформационные системы». 130402.65 «Маркшейдерское дело»: 2 курс (4семестр) –«Машинная графика», «Цифровая картография», «Горная маркшейдерская графика»; 3 курс (5 семестр) – «Системы автоматизированного проектирования» (САПР); 4 курс (7 семестр) – «Геоинформационные системы» (ГИС),  «Уравнивание геодезических построений»; 4 курс (8 семестр) – «Фотограмметрия и дистанционные методы зондирования земли»; 5 курс (9 семестр) – «Геоинформационные системы в горном деле». 130403.65 «Открытые горные работы»: 2 курс (4 семестр) – «Системы автоматизированного проектирования» (САПР); 4 курс (8 семестр) – «Геоинформационные системы» (ГИС).

С учетом требований к содержанию данных дисциплин, представляется целесообразным ряд вопросов, связанных с изучением специального программного обеспечения горно-геологической деятельности, и являющихся достаточно сложными для изучения студентами младших курсов, включить в программы указанных общепрофессиональных и специальных дисциплин. Проанализировав ГОС ВПО и рассмотрев, какие компетенции должны формироваться у студентов горно-геологических специальностей при изучении дисциплин в области информатики и информационных технологий, и какие критерии информационной культуры выполняются у студентов при профессиональной подготовке по специальностям: 130301.65 «Геологическая съемка, поиск и разведка МПИ», 130402.65 «Маркшейдерское дело», 130403.65 «Открытые горные работы»,мы определили, какие дисциплины из области информатики и информационных технологий участвуют в формировании этих компетенций, необходимых для выполнения условий формирования информационной культуры. Открывает цикл дисциплин курс «Информатика». Изучение курса «Информатика» предусматривает организацию практической работы на ПЭВМ, ознакомление с программным обеспечением ПЭВМ и его практическим применением. Дисциплина «Информатика» читается у специальностей: 130402.65 «Маркшейдерское дело», 130403.65 «Открытые горные работы» на 1 курсе, а у специальности 130301.65 «Геологическая съемка, поиск и разведка МПИ» на 2 курсе. «Информатика» занимает важное место в системе многоуровневой подготовки специалистов. Этот курс является базой, обеспечивающей внедрение информационных технологий в систему профессионального образования. При изучении разделов этого курса у будущего специалиста должны быть сформированы элементы информационной культуры, основа знаний и комплекс умений и навыков, необходимых для широкого применения средств информационных технологий, соответствующего программного обеспечения в своей профессиональной деятельности. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что предмет «Информатика» является основным курсом, выравнивающим знания и умения в области информатики и информационных технологий у студентов первого курса, формирующим фундамент современной информационной культуры [1]. Далее в формировании информационной культуры одну из ведущих ролей у специальности 130402.65 «Маркшейдерское дело» на 2 курсе, играет дисциплина «Машинная графика», «Горная маркшейдерская графика», а у  специальности 130301.65 «Геологическая съемка, поиск и разведка МПИ» на 3 курсе  – «Компьютерная графика». Целью этих курсов является ознакомление обучающихся с современными графическими средствами интерактивной компьютерной графики. В результате изучения курса слушатель должен знать структуру и общую схему функционирования графических средств, реализующих графику, уметь применять средства интерактивной компьютерной графики в своей деятельности, приобрести навыки по использованию средств деловой и иллюстративной графики, уметь выбрать графическое средство на основе знания основных параметров. Дисциплина «Компьютерная графика» непосредственно связана с курсом «Информатика». Эта дисциплина формирует умения, навыки и информационную культуру студента при работе с графической информацией. Во втором семестре 2 курса (четвертый учебный семестр) студенты специальности 130403.65 «Открытые горные работы» и первый семестр 3 курса (пятый учебный семестр) специальности 130402.65 «Маркшейдерское дело»продолжают повышать знания и умения, изучая дисциплину «Системы автоматизированного проектирования» (САПР), которая обеспечивает логическую взаимосвязь дисциплин подготовки инженера с применением вычислительной техники при проектировании. Исходя из общих требований к специалисту, при изучении данной дисциплины приобретаются умения и навыки по постановке и решению проектных задач с помощью САПР; учатся обосновывать эффективность предлагаемых решений; проводить внедрение и анализ функционирования систем; осуществлять сопровождение и модернизацию систем, приобретаются знания по применению САПР в современном производстве.Рассмотрев, какие знания и умения формирует дисциплина «Геоинформационные системы» (ГИС)» на 4 курсе у специальностей  130301.65 «Геологическая съемка, поиск и разведка МПИ», 130403.65 «Открытые горные работы»и на 4-5 курсах у специальности 130402.65 «Маркшейдерское дело», мы выяснили, что этот курспредусматривает использование знаний, полученных студентами при изучении предметов «Информатика». Целью является: изучение студентами основных теоретических положений проектирования автоматизированных информационных систем на базе географической информации; ознакомление с современными подходами к их разработке; изучение состава и содержания технологических операций проектирования на разных уровнях иерархии; ознакомление с имеющимися инструментальными средствами проектирования, способами формализованного представления процессов проектирования и методами управления проектированием. При правильной постановке работы и взаимодействии университета с реально действующими предприятиями, проектируя информационные системы, студенты могут решать конкретные задачи для этих предприятий. Блок предметов из области информатики и информационных технологий студенты изучают в цикле дисциплин по выбору, таких как «Геологическое картирование» у специальности 130301.65 «Геологическая съемка, поиск и разведка МПИ»; «Цифровая картография», «Уравнивание геодезических построений», «Фотограмметрия и дистанционные методы зондирования земли» у специальности 130402.65 «Маркшейдерское дело», призванных дать знания, навыки и умения в профессиональной подготовке будущего инженера – геолога и ликвидировать пробелы в области информационной культуры будущего специалиста. Это позволит повысить профессионализм решаемых задач, а студенты приобретут нужные компетенции, необходимые для дальнейшей практической работы по окончании высшего учебного заведения. Параллельное выполнение курсовых проектов по вышеперечисленным дисциплинам во взаимодействии с реальными предприятиями позволяет достичь необходимого уровня знаний в данной области и обеспечивает высокую степень информационной культуры специалиста.

Таким образом, информационная культура формируется всеми предметами из области информатики и информационных технологий при правильно скорректированной методике их преподавания.

Список литературы:

1. Теплая Н. А. Место информатики в системе профессиональной подготовки студентов технических специальностей, как основа формирования информационной культуры // Идеи, гипотезы, поиск… выпуск: сборник статей по материалам  науч. конф. аспирантов, соискателей и молодых исследователей СВГУ. Магадан: Изд. СВГУ, 2009. С. 26-31.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

501

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке