Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Анализ и оценка влияния фасадов зданий на визуальное загрязнение г. Уфы»

В данной статье затрагивается проблема визуального загрязнения городов. Проведены анализ и оценка влияния фасадов зданий как элементов видеозагрязнения. Выявлена и обоснована необходимость учёта принципов видеоэкологии при принятии градостроительных проектов.

Авторами предлагаются некоторые приёмы уменьшения видеозагрязения в городах за счёт художественно-архитектурных решений в оформлении фасадов зданий. Проведённое исследование подводит к предложению внести видеоэкологию в список спецдисциплин учебной программы для архитекторов.

Ключевые слова: видеоэкология; видеозагрязнение; гомогенные и агрессивные визуальные поля; автоматия саккад; комфортная визуальная среда; фасад здания; художественно-архитектурные решения.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что набирающая темпы урбанизация приводит к загрязнению не только воды, воздуха, почвы, но и визуальной среды, той среды, которую мы воспринимаем через органы зрения. Загрязнителями визуальной среды города являются гомогенные («голые» поверхности) и агрессивные (содержащие множество одинаковых, равномерно распределённых видимых элементов) визуальные поля, а также большое число прямых линий, прямых углов, статических поверхностей большого размера и бедной цветовой гаммы. Такая видеосреда не соответствует нормам зрения, а именно нарушает основу зрительного восприятия — автоматию саккад, что приводит к нарушениям физического и психического здоровья горожан. Эту проблему рассматривает научное направление, возникшее в конце ХХ века, — видеоэкология, изучающая видимую среду как экологический фактор. Автором данного направления и самого термина «видеоэкология» является доктор биологических наук Василий Антонович Филин.

Гипотеза исследования: объективная картина загрязнения визуальной среды города даёт возможность выделить направления и приёмы достижения экологической безопасности среды обитания человека.

Целью данной работы является обоснование необходимости внедрения принципов видеоэкологии в архитектурные решения г. Уфы.

Объектом исследования стали фасады зданий в различных районах города Уфы.

По ходу выполнения исследовательской работы решались следующие задачи. Во-первых, выявить наличие гомогенных и агрессивных полей на фасадах зданий г. Уфы как элементов видеозагрязнения. Во-вторых, проанализировать данные о влиянии гомогенных и агрессивных визуальных полей на человека. В-третьих, определить допустимую степень гомогенности и агрессивности в плоскостях фасадов зданий как обязательное условие проектирования. В-четвёртых, предложить художественные и архитектурные приёмы уменьшения уровня гомогенности и агрессивности фасадов зданий существующих построек. В-пятых, разработать рекомендации по созданию комфортной визуальной среды, соответствующие физиологическим нормам зрения.

Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов и выводов работы в деятельности структур, отвечающих за принятие градостроительных проектов, и образовательных учреждений, готовящих будущих архитекторов.

В современном мире проблемы экологии приобрели экономическую значимость для всего человечества, но и визуальная среда оказывает не менее сильное воздействие на состояние человека. Термин «видеоэкология» был введен доктором биологических наук В.А. Филиным в 1989 году. Этот термин состоит из двух слов: «видео» — все то, что человек видит с помощью органа зрения и «экология» — наука о разных аспектах взаимодействия человека с окружающей средой. Видеоэкология является подотраслью экологии — науки о взаимодействии человека с окружающей видимой средой [4, с. 5].

Видеоэкологии опирается на концепцию об автоматии саккад. Автоматия саккад — это свойство глазодвигательного аппарата человека совершать быстрые движения глаз непроизвольно в определенном ритме в бодрствующем состоянии при наличии и отсутствии зрительных объектов и во время парадоксальной стадии сна [6, с. 7]. Этот факт позволяет воспринимать внешний мир в движении, даже если сам субъект и окружающая среда неподвижны.

Автоматия саккад нарушается вследствие ухудшения визуальной среды, вызванного особенностями урбанизированного пространства. Гомогенные и агрессивные визуальные поля, изобилие прямых линий, прямых углов и больших плоскостей в архитектуре современных городов составляет неблагоприятную среду в местах обитания человека и приводит к росту числа психических заболеваний, к увеличению количества людей, страдающих близорукостью и к ухудшению нравственности [2, с. 119].

Гомогенные визуальные поля — это видимые поля в окружающем пространстве, на которых отсутствуют зрительные детали. В городских условиях гомогенные визуальные поля образуются торцами зданий, заборами, крышами, асфальтовыми дорогами. Этому способствует крупнопанельное домостроение, которое в России составляет около 60 % объема строительства и в настоящее время является определяющим фактором в создании облика наших городов [5, с. 26]. Гомогенные поля лишают глаз возможности фиксации взгляда, что ведет к ощущению дискомфорта, а затем и к нарушению физиологических норм — автоматии саккад, целостности сенсорного и двигательного аппаратов, бинокулярного зрения.

Агрессивные визуальные поля — это поля, состоящие из множества одинаковых элементов, равномерно рассредоточенных на некой поверхности [5, c. 37]. Большое количество одинаковых окон на огромной стене многоэтажного дома вызывает неприятное ощущение в силу того, что в зрительной зоне коры больших полушарий затруднено формирование единого зрительного образа на основе однообразной информации, идущей от правого и левого глаз.

Моноцветие также можно рассматривать как пример гомогенности в условиях города. Комфортность среды обитания можно создавать и цветовым решением. Цвет в архитектуре города призван выполнять ряд важнейших функций: он ориентирует человека в пространстве и во времени, придаёт значение отдельным компонентам среды, создаёт психофизиологический комфорт, формирует содержательное и эмоционально насыщенное городское пространство [1, c. 175].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Противоестественная визуальная среда города порождает ряд социальных последствий:

1.  Самым распространённым дефектом зрения является близорукость. В городских условиях она встречается в 1,5—2 раза чаще, чем в сельской местности. У сельских жителей визуальная среда ближе к естественной.

2.  Психические заболевания. По данным ВОЗ процессы урбанизации ведут к неуклонному росту числа психических заболеваний. Английский учёный в своё время исследовал энцефалограммы людей, которым показывали различные архитектурные объекты. Так вот, когда человек созерцал железобетонное здание типовой застройки, его энцефалограмма не слишком отличалась от таковой переживающего припадок эпилептика.

3.  Агрессивность человечества. В агрессивной видимой среде человек чаще пребывает в состоянии беспричинного озлобления [5, с. 45].

Эти данные как нельзя лучше подтверждают слова греческого архитектора К. Доксиадиса: «Серьезной ошибкой является забвение той простой истины, что город должен создаваться для человека. О самой раковине заботятся больше, чем о живущем в нем организме. И кончится все это тем, что раковина задушит моллюска» [7, c. 213].

Таким образом, видеоэкология, базирующаяся на закономерностях зрительного восприятия, должна учитываться в архитектурной и градостроительной практике.

Объектом исследования стали фасады зданий в различных районах города Уфы. О степени визуального загрязнения судили по наличию гомогенных и агрессивных полей, цветовой гамме. Для подтверждения влияния видеозагрязнения на человека был проведён социальный опрос жителей Уфы. Математические расчёты допустимой концентрации гомогенности и агрессивности включал в себя целую серию вычислений. С целью уменьшения видеозагрязнения были разработаны и предоставлены примеры архитектурно-художественных приёмов по созданию комфортной визуальной среды, соответствующей физиологическим нормам зрения.

Экскурс по городу Уфе выявил достаточно высокую степень видеозагрязнения. Гомогенные и агрессивные поля преобладают в тех районах города, где полно типовой застройки советского периода. Целые микрорайоны состоят из унылых блочных коробок. Отрадно отметить, что современное строительство жилых домов сопровождается разнообразием цветовой гаммы и геометрических форм. Правда, точечная застройка подобных зданий подчёркивает убогость окружающих серых домов и понижает визуальную приятность нового строительства. Что касается общественных (нежилых) зданий, то следует отметить, что именно они являются ярким примером агрессивных полей. Увлечённость современной архитектуры большими стеклянными поверхностями, как правило, тёмного цвета, не делает среду обитания горожан комфортной и безопасной, наоборот, порождает чувство подавленности.

Проведённый социальный опрос жителей города подтвердил наши выводы из анализа литературных источников о влиянии гомогенных и агрессивных полей на человека. Противоестественная визуальная среда города может вызвать у человека целый букет серьёзных заболеваний: от близорукости до эпилепсии и прочих психических недугов. Более того, агрессивная видимая среда провоцирует состояние беспричинного озлобления. Как правило, там, где хуже визуальная среда, больше и правонарушений. В Уфе криминогенная обстановка хуже в северной части города, где целые микрорайоны состоят из агрессивных полей. В интервью горожане высказывались о том, что для зрительного восприятия более приятна южная часть города, где много старинных зданий. Люди, не имеющие специального образования, отмечали, что поверхности, где много окон, нужно приукрасить какими-нибудь декоративными элементами, а фасады зданий, должны быть «веселее» в цветовом исполнении.

Математические расчёты показали, что допустимая концентрация гомогенных и агрессивных факторов на фасаде зданий не должна превышать 50 %. Предлагаем использовать их для внедрения в СНИПы при принятии архитектурных проектов.

Чтобы уменьшить видеозагрязнение в городе, были разработаны рекомендации по созданию комфортной визуальной среды за счёт художественно-архитектурных решений в оформлении фасадов зданий:

1.  там, где уже есть гомогенная среда, необходимо избавиться от неё путём озеленения и колористики;

Рисунок 1. Предложения по колористике гомогенной поверхности

2. большие плоскости в архитектуре разбивать такими элементами, как портик, колонны, эркер, декор;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Рисунок 2. Предложения по разбивке больших плоскостей колоннами

3.     прямые линии и прямые углы смягчать резными изделиями, балясинами, орнаментными вставками, ажурными металлическими изделиями;

Рисунок 3. Предложения по смягчению прямых линий орнаментными вставками

4. цветовое насыщение городской среды и вертикальное озеленение.

Рисунок 4. Вертикальное озеленение фасада здания

5.  в силуэт здания включать башенки, шпили, мезонины; а силуэт города в целом изменять за счёт колоколень и башен церковных храмов, которые выступают над всей застройкой и являются своеобразным акцентом для фиксации глаза.

Видеоэкология базируется не на субъективных ощущениях, а на закономерностях зрительного восприятия. Горожане не ощущают и не осознают вредоносное воздействие агрессивных и гомогенных визуальных полей, бедной цветовой гаммы фасадов зданий, потому что это воздействие на уровне подсознания и последствия этого влияния отдалены во времени и рассеяны в пространстве. Экспериментальные и статистические данные, выявленные в ходе анализа литературных источников, свидетельствуют о том, что видеозагрязнение, которое обязательно привносит в город современная архитектура, нарушает экологическую безопасность среды обитания человека. Закономерности зрительного восприятия должны учитываться при разработке архитектурных решений. А тот факт, что здание, где располагается «Главархитектура г. Уфы», является ярким примером агрессивного поля с гомогенным торцом, подтверждает главный вывод данной работы — видеоэкология должна входить в список спецдисциплин учебной программы для архитекторов, и основополагающие принципы видеоэкологии должны учитываться при принятии градостроительных проектов.

Список литературы:

1.Габайдулина С. Цвет как психологическая характеристика городской среды. // Колоритика города (Материалы Международного семинара) М: 1990. — с. 175—181.

2.Филин В.А. Архитектура как проблема видеоэкологии. М: ВНИИТАГ, 1990. — 225 с.

3.Филин В.А. Видеоэкология. М: ТАСС-Реклама, 1997. — 317 с.

4.Филин В.А. Видимая среда в городских условиях как экологический фактор. М: Наука, 1990. — 219 с.

5.Филин В.А. Видеоэкология и архитектура. М: МЦВ,1995. — 52 с.

6.Филин В.А. Закономерности саккадической деятельности глазодвигательного аппарата. Автореферат дис. д-ра биол. наук М: 1987. — 44 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

7.Doxiadis C. Ekistics: an introduction to the science of human settlements. L.: Hutchinson, 1968. — 528.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

437

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке