Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Анализ качества жизни современного студента»

Под качеством жизни следует понимать комплекс характеристик жизнедеятельности индивида (группы людей или населения в целом), обусловливающих ее оптимальное протекание в конкретное время в определенных условиях и месте и обеспечивающих адекватность ее (жизни) параметров основным видам деятельности и потребностям человека.

В связи с трансформацией современного общества, изменяется положение разных групп населения, которые традиционно считались носителями передовых идей, в том числе молодёжи, социальные ориентиры которой во многом определяют будущее общества.

В социологическом плане выделяют две стороны влияния общественного прогресса как объективного фактора на тенденции развития молодёжи. С одной стороны, изменяющиеся условия микросреды опосредуют особенности включения молодёжи в социальную структуру общества. С другой стороны, факторы общественного прогресса влияют на их потребности, интересы ценностные ориентации, что в конечном счёте отражается на социальном облике молодёжи.[3, с. 233]

Молодёжь представлена в различных общественных классах, её положение существенно зависит от социально-классовой принадлежности. Она характеризуется по множеству показателей, среди которых социально-демографическая структура молодёжи, правовое положение, образование и воспитание, экономическое положение и активность, образ жизни, ценностные ориентиры, здоровье и т.д.[1, с. 694]

В связи с данными закономерностями, мы считаем чрезвычайно важным  изучение качества жизни именно студенческой молодежи, которая представляет собой особую социальную группу, объединенную определенными возрастными границами, интенсивным умственным трудом — процессом профессионального обучения, образом жизни и менталитетом.

Таким образом, нами было проведено исследование на тему « Качество жизни современного  студента». Данную тему мы считаем актуальной, так как качество жизни прямо и непосредственно влияет на функционирование и жизнедеятельность личности в обществе.

Исследование осуществлялось в форме анкетирования, которое  проводилось в двух группах: 1 и 3 курсов, специальность «Социальная работа». Количество опрашиваемых:  1 курс — 12  человек, 3 курс – 15 человек.

Анкета состояла из 6 разделов (экономический (6 вопросов), питание(6), здоровье(7), социально-психологический раздел(6), образование(6), культурно- досуговый(8)).

Анализируя результаты исследования по ответам, опрашиваемых 1 курса, мы сделали  следующие выводы:

1.25 % студентов имеют ежемесячный доход  до 2000 рублей, 33 % — от 2000 до 4000 рублей, 16 % — от 6000 до 1000 рублей;

2.У 66% респондентов доход формируется за счет стипендии, 83 % помогают родители, 8 % имеют собственный заработок;

3.33 % опрашиваемых удовлетворены своим материальным положением, 50 % удовлетворены частично и  16 % неудовлетворенны;

4.для улучшения своего материального достатка 16 % опрашиваемых совмещают учебу в ВУЗе с трудовой деятельностью,  а 75 % не считают данную мере необходимой;

5.16 % респондентов имеют дополнительные льготы от государства, 75 % не имеют;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

6.Из числа опрошенных 75 % респондентов проживают в общежитии,  6 % снимают квартиру, по столько же проживают в своей квартире и с родителями.

7.41 %  опрашиваемых питаются 3-4 раза в течение дня, большинство 58 % —  2 раза в день,

8.66  % считают рациональное питание составной частью ЗОЖ, 8 % отрицают это, 25 % не знают ответ на вопрос;

9.16 % респондентов удовлетворены организацией питания в вузе, 50 % не совсем удовлетворены, 25 % неудовлетворенны;

10.На вопрос: «Какой вид питания вы предпочитаете в течение дня?» 25 % ответили- столовая, 50 % — буфет, 33% — бутерброды, 8%  не питаются вообще;

11.8 % респондентов считают, что их питание обеспечивает организм достаточным количеством витаминов и минеральных веществ, 75 %  считают, что нет; 8%  не знают;

12.8 % респондентов соблюдать режим питания в течение  дня ничего не мешает, они его соблюдают;  25 % мешает отсутствие желания, 75%-м  просто не хватает времени.

13.На вопрос: «Возможно, ли вообще беречь здоровье?» 83 % респондентов ответили да («не только возможно, но и необходимо»), 8 % считают, что в меру возможно все;

14.На вопрос: «Должен ли человек все свое свободное время уделять своему здоровью?» 95 %  ответили да («здоровье это жизнь, а ничего ценнее у человека нет»), 8 % считают, что думать о здоровье надо, но не все время;

15.Только 8% опрошенных оценивают уровень своего здоровья как великолепное, 66 % как хорошее, 25  % как удовлетворительное;

16.Чтобы определить каким образом студенты следят за здоровьем, мы поинтересовались занимаются ли они спортом: 16 % занимаются ежедневно, 8 %, когда как, 58% 2-3 раза в неделю, 8%   вообще не занимаются и столько же только если хотят похудеть;

17.У 75 % сон составляет  5-6 часов в сутки, у 25 % 7 -8 часов;

18.На вопрос: «Что вам помогает снять напряжение?» 8 % ответили алкоголь, курение, наркотики; 33 %  снять напряжение помогает общение по интернету, 25 % занятия спортом, 66 %  общение с друзьями

19.Вредные привычки имеют 16 % группы;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

20.На вопрос: «Что для вас важно в данный момент?»  16 % ответили материальное обеспечение,25 %  питание, 16 %  одежда, 75%  состояние здоровья, 41 % отношения в семье, 25 % качество образования

21.25% опрашиваемых  в будущем больше всего беспокоит рождение и судьба собственных детей, 83 % создание собственной семьи и ее благополучие, 8 % снижение благосостояния населения,33 % беспокоит загрязнение окружающей среды, 16 %  алкоголизм и наркомания;

22.75 % респондентов в основном устраивает  социально-психологическим климат их в группе,16 %  «в чем-то устраивает в чем-то нет»;

В настоящее время в социальной психологии утвердилась позиция, согласно которой противоречия, конфликты определяют активность группы. [2, с. 392]

23.На вопрос: «Как быстро вы привыкаете к новому коллективу?» 8 % ответили — с первых дней, 58 % —  в течение  нескольких дней, 25 % — в  течении нескольких месяцев;

24.25 % оценивают отношения с людьми, с которыми они проживают как отличные, 16 %  как хорошие, 50 %  как нормальные;

25.Конфликты у 41 % респондентов могут возникнуть на  бытовой почве, у 8 % на классовой почве, 25 % опрашиваемых конфликтов не имеют;

26.25 % студентов относят себя по успеваемости к «сильным», 66 %  к «средним»,8 %  к «слабым»;

27.25 % на вопрос: «Почему вы выбрали данную специальность?» ответили, что настояли родители, 33% особо не задумывались, 16%  из-за престижа данной специальности в обществе,16 %  из-за интереса к будущей профессии,8 %  затруднились ответить на вопрос;

28.У 8 % респондентов после поступления улучшилось отношение к выбранной профессии, у 25 % ухудшилось, у 41 %  осталось без изменений хорошее отношение;

29.По сравнению с начальным периодом обучения отношение к учебе у 16 %  изменилось в лучшую сторону,  у 25 %- в худшую,  у 8 %  не изменилось плохое отношение, у 16 %  не изменилось хорошее отношении, 8 % опрашиваемых  затруднились ответить. Длительные и интенсивные нагрузки, испытываемые челове­ком в процессе осуществления трудовой деятельности, однооб­разие и монотонность выполняемых операций, большой объем работ приводят к тому, что у него появляются утомление и уста­лость. Усталостью называют состояние организма, при котором он оказывается неспособным реагировать привычными спосо­бами на раздражители, поступающие из внешней и внутренней среды.[4, с. 67]

30.Если бы посещение занятий было не обязательным, а по выбору, то 33 % респондентов посещали бы до 50 % занятий,  а 50 % до 80 % занятий;

31.Из числа опрошенных 66 % респондентов не испытывают трудности в обучении, 8 %  испытывают трудности, 8 % испытывают большие трудности;

32.Во внеучебное время 25 % студентов группы занимаются спортом, 8 % интересуются автомобилями, 8 % подрабатывают, а 41 %  не занимаются ничем;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

33.75 % не принимают участия во внеучебной общественной работе,  8 %  участвуют в организации праздников, вечеров; 16 %- являются участниками спортивных соревнований;

34.На вопрос: «Поощряет ли администрация вашего ВУЗа студентов за достижения и успехи в различных областях?»  50 % ответили да, 8% — нет, 25 %  затруднились  ответить;

35.На вопрос: «Проводятся ли в вашем ВУЗе опросы студентов с целью выявления  их мнения в организации внеучебной работы?» 50 %  ответили да, 8 %  нет, 33  % затруднились ответить;

36.41 % респондентов  посещают библиотеку  БГУ 1 раз в неделю, 25 % — 3-4 раза, 41 % респондентов ни разу не были в библиотеке;

37.На чтение литературы ежедневно 25 %  тратят до 15 минут, 41 %  не более  часа, 33 %  около  2 часов;

38.За компьютером (не по причине работы или учебы) проводят менее часа 25 % опрашенных, 66 %  от 1 до 3 часов , 8 %  от 4-7 часов;

39.В социальных сетях 16 %  респондентов «зависают» мене часа, 66 % — от 1 до 3 часа, 8 % — от 4 до 7 часов;

40.Из числа опрошенных 16 % респондентов парни и 83 % девушки;

41.75 %  в возрасте от 17 до 18 лет, 25%- от 19 до 20 лет;

42.100 % холосты (не замужем);

43.100%  обучаются на бюджетной основе.

Анализ результатов исследования по ответам студентов  3 курса:

1.13 % студентов имеют ежемесячный доход  до 2000 рублей, 26 % — от 2000 до 4000 рублей, 23%  — о т 4000 до 6000 рублей, 33 % — от 6000 до 1000 рублей;

2.У 46% группы доход формируется за счет стипендии, 53 % помогают родители, 13 % имеют собственный заработок, 33% — доход формируется за счёт стипендии, помощи родителей  и собственного заработка;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

3.33 % опрашиваемых удовлетворены своим материальным положением, 46% удовлетворены частично и  26 % неудовлетворенны;

4.66 % респондентов имеют дополнительные льготы от государства, 26 % не имеют, 6 % — имеют на них право, но по каким-то причинам не получают;

5.46 % опрошенных совмещают учёбу в ВУЗе с трудовой деятельностью;

6.73 % респондентов  проживают в общежитии, 6 % живут с родственниками, 20 % с родителями.

7.53 %  опрашиваемых питаются 3-4 раза в течение дня, 40  % —  2 раза в день, 6 % — 1 раз;

8.Вся группа считает рациональное питание составной частью ЗОЖ;

9.13 % респондентов удовлетворены организацией питания в вузе, 46 % не совсем удовлетворены, 40  % неудовлетворенны;

10.На вопрос: «Какой вид питания вы предпочитаете в течение дня?» 20 % ответили вариант — столовая, 46  % — буфет, 33 % — бутерброды;

11.13  % респондентов считают, что их питание обеспечивает организм достаточным количеством витаминов и минеральных веществ, 66  %  считают, что нет; 20 %  не знают;

12.Только 6  %  студентов группы  соблюдают режим питания в течении учебного дня;  13  % осуществлять это мешает отсутствие желания, 46 %-м  не хватает времени, 33 %-м мешает что-то другое.

13.На вопрос: «Возможно, ли вообще беречь здоровье?» 86 % респондентов ответили да (« не только возможно, но и необходимо»), 6 % — да, но жизнь становится беднее, 6 % — в меру всё возможно;

14.На вопрос: «Должен ли человек все свое свободное время уделять своему здоровью?» 33 %  ответили да («здоровье это жизнь, а ничего ценнее у человека нет»), 6  % — ответили нет, нельзя превращать жизнь в служение телу, 66 % считают, что думать о здоровье надо, но не все время;

15.Уровень своего здоровья 33 % респондентов оценивают  как хорошее, 60  % как удовлетворительное, 12 % — плохое;

16.60  %  опрошенных занимаются спортом «время от времени», 20 % — 2-3 раза в неделю, 6 %- вообще не занимаются, 13 %  только если хотят похудеть;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

17.У 40 % сон составляет  5-6 часов в сутки, у 46 % 7 -8 часов, у 6 % — 9-10 часов;

18.На вопрос: «Что вам помогает снять напряжение?» 6  % занятия спортом, 80 %  общение с друзьями и 18 % помогает музыка, сон, тишина.

19.В наличии вредных привычек  сознались 46  % студентов;

20.На вопрос: «Что для вас важно в данный момент?»  40 % ответили материальное обеспечение, столько же- состояние здоровья, 66 % — отношения в семье, 33 % — качество образования;

21.33 % опрашенных в будущем больше всего беспокоит рождение и судьба собственных детей, 73 % создание собственной семьи и ее благополучие, 33  % снижение благосостояния населения, 33 % беспокоит загрязнение окружающей среды;

22.46  % респондентов в основном устраивает  социально-психологическим климат в группе, 54 % «в чем-то устраивает, в чем-то нет»;

23.На вопрос: «Как быстро вы привыкаете к новому коллективу?» 6 % ответили — с первых дней, 60 % —  в течение нескольких дней, 33 % — в  течении нескольких месяцев;

24.20 %  оценивают отношения с людьми, с которыми они проживают как отличные,  66 %  как хорошие, 13 %  как нормальные;

25.Конфликты у 80 % респондентов могут возникнуть на  бытовой почве, у 6  % на политической, 6 % опрашиваемых конфликтов не имеют;

26.33  % студентов относят себя по успеваемости к «сильным» студентам,  67%  к «средним»;

27.40  % на вопрос: «Почему вы выбрали данную специальность?» ответили, что особо не задумывались, 33 % — случайно, 6 % — из-за престижа данной специальности в обществе, 20 %- из-за интереса к будущей профессии, 6 %- затруднились ответить;

28.У  40 % респондентов улучшилось отношение к данной профессии после поступления, у 6 % ухудшилось, у 26  %  осталось без изменений хорошее отношение и у 26 % осталось без изменений плохое отношение;

29.По сравнению с начальным периодом обучения отношение к учебе у 53  %  изменилось в лучшую сторону,  у 20 %  изменилось в худшую сторону, у 13 %  не изменилось хорошее отношении, 13  % опрашиваемых  затруднились ответить;

30.Если бы посещение занятий было не обязательным, а по выбору, то 26  % респондентов посещали бы до 30 % занятий,  13  % — до 50 % занятий, 46  % — до 80 %, а 13 % посещали бы 100 %;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

31.34  % респондентов не испытывают трудности в обучении, 60  % испытывают трудности;6  %  испытывают большие трудности,

32.Во внеучебное время 26  % занимаются научно-исследовательской работой, 26 % — спортом, занимаются автомобилями, 33 %- подрабатывают, 26 % — изобразительным искусством, 33 % увлечены культурно-массовой работой;

33.20 %  участвуют в организации праздников, вечеров и т.д. , 6 %  — в политических акциях, митингах, 26 % участвуют в спортивных соревнованиях, 26 % не участвуют во внеучебной общественной работе,

34.На вопрос: «Поощряет ли администрация вашего ВУЗа студентов за достижения и успехи в различных областях?»  40 % ответили да, 6 % — нет, 6 %  затруднились  ответить;

35.На вопрос: «Проводятся ли в вашем ВУЗе опросы студентов с целью выявления  их мнения в организации внеучебной работы?» 46  %  ответили да, 26 %  нет, столько же затруднились ответить;

36.20  % респондентов  из числа группы посещают библиотеку 1-2 раза в неделю, 26 % — 2-4 раза в неделю, 60 % — не посещают вообще;

37.На чтение литературы ежедневно 20 %  опрошенных тратят до 15 минут, 26 %- не более часа, 53 % — по-разному;

38.За компьютером (не по причине работы или учебы) 6 % группы проводят менее часа, 60 %- от 1 до 3 часов, 26  %- от 4-7 часов;

39.В социальных сетях 33  % «зависают» менее часа, 46 %- от 1 до 3 часа, 20%- от 4 до 7 часов;

40.6 % респондентов из числа опрошенных в группе парни, 93 % девушки;

41.6 %  в возрасте от 17 до  18 лет, 87%  от 19 до 20 лет, 6 % — больше 23 лет;

42.100 % холосты (не замужем);

43.6 % обучаются на платной основе, 93 % — на бюджетной.

Сравнивая результаты анкетирования студентов 1 и 3 курса специальности «Социальная работа», мы пришли к следующим выводам:

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Размер  ежемесячного дохода студентов 3 курса в среднем превышает доход студентов 1 курса;

Собственный заработок среди студентов 1курса имеют 8 %, а среди студентов 3 курса 13 %; у большей части студентов доход формируется за счет стипендии, помощи родителей и собственного заработка;

Удовлетворены своим материальным положением, как на 1, так и на 3 курсе 33 % респондентов.  Процент неудовлетворенных своим материальным положением больше у студентов 3 курса (26 % к 16 % 1курса);

Совмещают учебу с трудовой деятельностью больше студенты 3 курса (46 % к 16 % 1курса);

Основная масса респондентов проживают в общежитии (75 % -1курса, 73 % -3курса);

100% респондентов из всего числа опрошенных нами считают рациональное питание составной частью ЗОЖ;

13% студентов и 105 и 302 групп удовлетворены организацией питания в вузе, 46% удовлетворены частично, 40  %- неудовлетворенны;

Большая часть опрошенных студентов (26 %) предпочитают в течение дня питаться в буфете;

13  % респондентов считают,  что их питание обеспечивает организм достаточным количеством витаминов и минеральных веществ, 66  % заявили, что нет; 20 % не посчитали нужным ответить на вопрос;

Из 2-х групп 46 % студентов режим питания мешает соблюдать отсутствие времени;

Уровень своего здоровья 33 % опрашиваемых 3 курса оценивают  как хорошее, 60  % как удовлетворительное, 12 % — плохое; в то время как студенты 1 курса вообще не оценивают свое здоровье как плохое, 8 % находят его великолепным, 66 % хорошим;

Процент респондентов, имеющих вредные привычки выше на 3 курсе (46 % против 16 % 1 курса);

46 % студентов устраивает социально-психологический климат в обеих группах;

Отношения с людьми, с которыми они проживают 66 % респондентов оценивают, как хорошие;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Процент студентов, относящих себя по успеваемости к группе « сильных» выше на 3 курсе (33 % против 25 % 1 курса), в среднем около 66 % относят себя к категории «средних» ;

На вопрос: « Почему вы выбрали данную профессию?» самый большой процент имеет вариант «особо не задумывались», причем на 3 курсе он выше (25 % 1 курс и 40 % 3 курс);

Трудности в обучении испытывают 66 % студентов 1 курса и 34 % студентов 3 курса;

Деятельность во внеучебное время у студентов 3 курса достаточно разнообразнее, тогда как у студентов 1 курса 41 % опрашиваемых не занимается ничем;

Процент людей, не посещающих библиотеку выше у студентов 3 курса (60 % против 41% 1 курса);

Процент времени, которое проводят студенты в социальных сетях выше у студентов 1 курса (66 % против 46 % 3 курса). Условия социальной среды не ис­черпываются характером микроклимата. Они содержат более или менее выраженный информационный компонент. Можно даже говорить об информационной среде, которая как бы распределяется между собственно социальным окружением и рабочим местом.

Анализируя данные факты можно сказать, что качество жизни студентов 1 и 3 курса различается, но не столь существенно. Обобщив можно привести следующие факты:  студенты 1 курса в среднем имеют более низкий по сравнению с 3 курсом ежемесячный доход, имеют меньше вредных привычек, оценивают свое здоровье как хорошее, но большое количество времени проводят в социальных сетях, мало участвуют в общественной работе. Студенты же 3 курса имеют в среднем больший доход (в том числе собственный заработок), участвуют в общественной работе, занимаются во внеучебное время разнообразной деятельностью, но тем не менее меньше посещают библиотеку. И как выяснилось, сделали менее осознанный выбор, поступая на данную специальность. По большинству остальных показателей качество жизни студентов 1 и 3 курсов совпадает.

Список литературы:

1.     Волгин Н.А. Социальная политика: учебн. пособие. М.: Экзамен, 2006.-734с.

2.     Гришина Н.В. Психология конфликта: хрестоматия. Спб.: Питер, 2008.- 480с.

3.     Курбатов В.И. Социальная работа: учебн. пособие. Ростов на/Д.: Феникс, 2003.-480с.

4.     Ситаров В.А. Социальная экология: учебн. пособие. М.: Академия, 2000.- 280с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1695

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке