Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Архивное наследие Д.Н. Ушакова – филолога и автора художественных работ, посвященным близким и родным местам Подмосковья»

Дмитрий Николаевич Ушаков – филолог, педагог, автор «Толкового словаря русского языка» – это целая эпоха в истории русского просвещения. Он может быть неизменно причислен к тем большим мастерам русской художественной культуры, чьё творчество глубоко отражало духовную жизнь российского общества конца XIX– начала XXвв.

Д.Н.Ушаков родился в Москве, в Татьянин день, 12 января (ст.ст.) 1873 года. В копии выписки из Метрической книги от 2 августа 1881 года № 80, хранившейся в ризнице Московской, Пречистенского сорока, Крестовоздвиженской, что в бывшем монастыре, церкви, написано: «12 января рожден, 16 января крещен Димитрий» [3, с.31]. 14 октября 1941 года Дмитрий Николаевич находился с семьей в эвакуации в Ташкенте. Переезд в Ташкент был тяжёлый, обострились болезни, 17 апреля 1942 года он скончался.

Д.Н.Ушаков – яркий, крупный учёный, путь приобщения к русской словесной культуре связан у многих современников с его именем и трудами, но не всем известен ещё один аспект его деятельности, раскрывающий творческую личность учёного, а именно его занятия живописью и графикой.

Целью данной публикации является то, что помимо филологической стороны деятельности учёного, отразить также и его художественное творчество, т.е. открыть современным людям взгляд на Д.Н.Ушакова, не только как на учёного, но и как на художника, достаточно, профессионально выполнявшего свои работы.

Данная сторона творческой деятельности Д.Н.Ушакова не изучена, никто из исследователей не занимался вплотную художественным творчеством Д.Н.Ушакова, в отличие от его педагогической работы (педагога-лингвиста), и, тем самым, данный аспект открывает новую страницу в биографии личности яркого, крупного русского учёного и педагога.

Живописное и графическое творчество Д.Н.Ушакова, в своём контексте отражает массовое явление, которое было распространено в конце XIX– XXвв., в среде выдающихся деятелей художественного мира, учёных-историков, искусствоведов, филологов – увлечение живописью, помимо их общего вклада в научную и художественную деятельность. И это увлечение живописью, выглядело ничуть не хуже, чем их достижения в профессиональной сфере.

Данное явление нашло своё отражение в биографиях: С.Т.Рихтера, С.М.Лифаря, М.А.Чехова, Ю.А.Завадского, С.М.Эйзенштейна, А.Г.Габричевского, М.В.Алпатова, Е.А.Косминского, Д.Н.Ушакова – творческих личностях, испытывающих непреодолимую потребность реализации своей одарённости не в одном, а в нескольких видах творчества.

Дмитрий Николаевич Ушаков не был профессиональным художником, но рисовал и писал много и вдохновенно. Немаловажная особенность творчества Д.Н.Ушакова – черта настоящего художника-живописца, который любил писать маслом, рисовать карандашом, но больше всего он предпочитал делать работы в акварельной технике.

Акварельные работы Д.Н.Ушакова – удивительны по своей манере исполнения, его акварели – это бесконечно разнообразные вариации одной и той же симфонической темы, название которой – близкие и родные места Подмосковья, так дорогие сердцу Д.Н.Ушакова – мастеру славному в своих живописных работах.

Д.Н.Ушаков – неутомимый труженик в области филологии каждый день старался сделать много полезного на благо науки, не забывая, конечно же, и про искусство, о чём ярко свидетельствуют его живописные и графические работы. Стиль живописи работ филолога Д.Н.Ушакова – точный, тщательный перекликался с манерой, характерной для его преподавательской деятельности, работой по составлению Толкового словаря русского языка.

На протяжении всей своей жизни – а его ранние работы относятся к 1880-м годам – Д.Н.Ушаков не оставлял своего любимого занятия – занятий живописью и рисунком. Предметы его изображений были среднерусские, в основном подмосковные пейзажи.

Жизненно необходимым для Д.Н.Ушакова было это общение с природой. Обращает на себя внимание и ставшая теперь познавательной география запечатлённых Д.Н.Ушаковым мест Москвы и Подмосковья: многие из них не сохранились…[2, л.5]

Отдыхая в санаториях Академии Наук СССР «Узкое» и «Сосновый бор», бывая на заседаниях Академии наук в Ленинграде, Д.Н.Ушаков использовал каждую свободную минуту для общения с природой. А ящик с красками, кисти и складной стул были всегда под рукой. Работы Д.Н.Ушакова – это работы великого подвижника, любителя и ценителя природы.

В работах Д.Н.Ушакова прослеживается индивидуальная манера мастера, данные работы – это его сугубо личное видение мира. Дмитрий Николаевич, обладая острым умом, владея чувством языка, знанием истинно русской речи, обладая безошибочным языковым чутьём, сумел эти компоненты, с точки зрения языка, передать в своих живописных и графических работах, составляющих богатейший творческий опыт.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Работы Д.Н.Ушакова приближали его творчество к высказыванию М.В.Алпатова по поводу идеальной лекции, которая не подразумевает текста, а умело сделанные работы не нуждаются в словесных пояснениях – они говорят сами за себя.

Помимо занятий живописью, Д.Н.Ушаков находил также время и на работу руками: столярничать, плотничать, и делал он это мастерски. Видимо, это было прекрасной разрядкой после большого умственного напряжения.

Помимо увлечения живописью и другими видами работ, Д.Н.Ушаков очень любил фотографию. К 100-летию со дня рождения А.С.Пушкина, поэта, перед которым Дмитрий Николаевич преклонялся всю жизнь, он сделал фотоальбом «Полотняный Завод Гончаровых». Этот альбом, в память об отце, Наталья Дмитриевна Архангельская, дочь Д.Н.Ушакова, подарила Пушкинскому Дому в Петербурге к 200-летию поэта. С благодарностью принял этот дар директор Пушкинского Дома академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

А в 2000 г. Н.Д.Архангельской был передан и личный архив её отца в Объединение «Мосгорархив» (с 2003 г. и по настоящее время – Главное архивное управление города Москвы, или Главархив Москвы). Научное описание документов было проведено в Центральном Московском Архиве-музее личных собраний (ЦМАМЛС, структурное подразделение Главархива Москвы) в 2007 г. Сейчас, после проведения описания, документы фонда введены в научный оборот и доступны исследователям [5].

В связи с введением документов фонда в научный оборот, материалы личного архива Д.Н.Ушакова – акварель, масло неоднократно экспонировались на выставках: в Выставочном зале «Беляево», Манеже, Московской Городской Думе, в Центральном выставочном комплексе Политехнического музея.

В конце 2007 – начале 2008 года прошла выставка экспозиции, подготовлённой Главным архивным управлением города Москвы и Политехническим музеем, в Центральном выставочном комплексе Политехнического музея, посвящённая 135-летию со дня рождения Дмитрия Николаевича Ушакова. Помимо представленных многочисленных документов из личного фонда Д.Н.Ушакова (материалов о деде Д.Н.Ушакова – Д.П.Новском, документов, посвящённых преподавательской, научной и общественной деятельности) на выставке были также продемонстрированы творческие работы Дмитрия Николаевича. Среди них были его детские эскизы, альбомы с карандашными рисунками, портретные зарисовки близких родственников, пейзажи, выполненные в технике акварели и масла. В честь проведения выставки был выпущен буклет: «Филолог Д.Н.Ушаков. Жизнь, семья, творчество. К 135-летию со дня рождения. Историко-документальная выставка»[7].

Материалы научного архива Д.Н.Ушакова-филолога находятся в Архиве РАН (фонд № 502) [6], сюда вошли научные труды Д.Н.Ушакова, биографические материалы, педагогическая деятельность, переписка и научные труды других лиц, присланные Д.Н.Ушакову на отзыв или нужные ему для работы.

В РГАЛИ находятся сведения о Д.Н.Ушакове из разных фондов, сюда вошли личное дело Д.Н.Ушакова – сотрудника Высшего литературно-художественного института имени В.Я.Брюсова (фонд № 596) [4, лл.1-3], переписка Д.Н.Ушакова с советскими языковедами, славистами, в т.ч. с преподавателем русского языка и литературы – Гладковым Фёдором Васильевичем (фонд № 1052), воспоминания писателя, примыкавшего к литературной группе «Знание», возглавляемой А.М.Горьким – Золотарёва Алексея Алексеевича о Д.Н.Ушакове (фонд № 218) и другие документы.

Ни в архиве РАН, ни в РГАЛИ нет художественных работ Д.Н.Ушакова, они хранятся в Центральном Московском Архиве-музее личных собраний, тем самым их открытие пополняет ещё одно имя в изобразительном искусстве конца XIX– начале XXвв. – Дмитрия Николаевича Ушакова – художника-любителя.

В июле 2010 г. автором данной публикации было пройдено повышение квалификации в Государственном научно-исследовательском институте реставрации, в ходе которой была осуществлена реставрация двух живописных пейзажей Д.Н.Ушакова: «Подмосковье. Прохорово. Церковная сторожка» (1914 г.) и «Подмосковье. Прохорово. Дорога за конюшней, идущая к реке Рожай» (1912-1915 гг.). А в июне 2011 года в МГАХИ им. В.И.Сурикова на кафедре факультета теории и истории искусства, состоялась защита дипломной работы по теме: «Живопись и графика в творчестве Д.Н.Ушакова». Работа была написана под руководством научного руководителя, зав.каф. ФТИИ, д.иск.н., М.Ф.Киселева.

Учитывая масштаб личности учёного, его вклад в русскую филологию XXв., исследование художественной стороны его деятельности кажется актуальным и представляет научный интерес.

В заключение хочется процитировать выписки Д.Н.Ушакова из труда В.Г. Белинского: «Литературные мечтания», которые он конспектировал в 1890 г.: «…Высочайший зенит художественного совершенства, истинное творчество, есть удел не многих избранных, о коих говорят: «С природой одной он жизнью дышал, ручья слышал лепетанье, и говор древесных листов понимал, и чувствовал трав прозябанье, была ему звездная книга ясна, и с ним говорила морская волна» [1, л. 30 об.].

Отчасти, данные слова можно отнести к живописному и графическому творчеству Д.Н.Ушакова, который вместил в себя сразу несколько ипостасей: филолога, языковеда, специалиста по русской диалектологии и лексикологии и художника.

Список литературы:

Выписки №1 Д.Н.Ушакова (1890 г.): «О прекрасном в искусстве»: из В.А.Гольцева, И.А.Гончарова, В.М.Гаршина, В.Г.Белинского и др.// Архив РАН. Ф.502. Оп.1. Ед.хр.167. ЛЛ.2-43.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Заметки Н.Д. Архангельской (дочери) о жизни и творчестве Д.Н. Ушакова // ЦМАМЛС. Ф.276. Оп.1. Д.40. Л.5.

Крылова И.В. Он не мыслил себя без Московских корней…// Московский Журнал. 1999. № 11. С. 28-34.

Личное дело сотрудника Высшего Литературно-художественного института им. В.Я.Брюсова – Д.Н.Ушакова // РГАЛИ. Ф.596. Оп.1. Ед.хр. 103. ЛЛ.1-3.

Ушаков Д.Н. (1873-1942), филолог, составитель «Толкового словаря русского языка» // ЦМАМЛС. Ф.276. Оп.1, крайние даты: [1818]-2000.

Ушаков Д.Н. (1873-1942), языковед, специалист по русской диалектологии и лексикологии, член-корреспондент АН СССР (1939  г.) //Архив РАН. Ф.502. Оп.1-5, крайние даты: 1874-1941 гг.

Филолог Д.Н.Ушаков. Жизнь, семья, творчество. К 135-летию со дня рождения. Историко-документальная выставка. – М.:  Политехнический музей: Главное архивное управление г. Москвы,  [б.г.].

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

624

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке