Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Арт-рынок как социокультурное явление»

Важнейшим фактором, оказывающим существенное влияние на культуру в России рубежа XX—XXI веков, является бизнес.Сотрудничество и взаимодействие сферы культуры и бизнеса предполагает финансовую поддержку социальной сферы (наука, образование, культура) и её модернизацию.

Помощь в написании статьи

Думается, что предпринимательство всегда играло и играет значительную роль в регуляции культурной деятельности. Основным механизмом влияния предпринимательства на сферу художественной культуры является рынок. В обществах с торговым обращением произведения культуры становятся в той или иной степени предметом купли–продажи, и само существование деятеля культуры становится связанным с коммерческими факторами. Производство на рынок означает, что предмет искусства становится товаром, соответственно и успех автора этого предмета определяется спросом на его продук­цию на рынке [1, с. 317].

Рыночная цена произведения искусства, предметного вопло­щения духовной культуры не находится в непосредственном отношении к его духовной ценности. Из истории жизни таких крупных писателей XIX века, как Бальзак, Пушкин, Достоевский, мы знаем, насколько неустойчивым было их финансовое положение. Споры между художником и продавцом имеют место и в наши дни, и лишь немногие деятели культуры могли добиться материального благополучия, если полагались только на рынок.

Хорошо известно и то, что на рынке преуспевающими могли и могут оказаться создатели далеко не лучшей продукции, которая пришлась по вкусу широкой публике. Так, великий голландский живописец Винсент Ван Гог скончался в нищете, никем не признанный, а впоследствии его картины побили на рынке все рекорды и продавались за миллионы долларов.

Освобождая деятелей культуры от диктатуры государства, рынок вместе с тем ставит его в сильнейшую зависимость от колебаний коммерческого спроса. Поэтому обратим внимание на особенности арт-рынка как социокультурного явления.

Понятие арт-рынка имеет узкое и широкое значение. Первона­чально под этим термином понимали оборот предметов, обладающих художественной ценностью (произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства). Позднее этот термином стали использовать и для характеристики исполнительских искусств и других культурных услуг (например, музейных). Более корректно совокупность тех и других элементов рынка можно характеризовать как рынок художественный. Художественный рынок — способ распространения и перераспределения культурных ценностей в обществе. Термин «арт-рынок» более правильно используется для обозначения понятия товарооборота произведений неисполни­тельского искусства. Все, что связано с оборотом художественно-культурных ценностей, следует определять рынком культурных услуг [2, с. 168].

На наш взгляд, в постсоветской России арт-рынок находится в стадии становления, но его потенциал достаточно велик. Известно, что русское искусство многие десятилетия было и остается конкурентоспособным в мировом культурном пространстве.

Рынок изобразительного искусства— уже давно капиталоемкий рынок. Искусство сегодня представляется одной из заманчивых форм инвестирования.

Мы считаем, что современный арт-рынок — явление сложное. Если акцентировать его художественную сторону, то на первое место выходит эстетическая ценность произведение искусства, если эконо­мическую — его рыночная стоимость.

В связи с этим можно дать несколько определений арт-рынка:

1.Это общие художественные тенденции и предпочтения, распространенные в определенном временном отрезке, система, направленная на формирование вкусов и предпочтений, то есть культурный феномен, отражающий актуальные состояния общества, в которых задействованы, художник, экспертное сообщество, знающая публика и простые почитатели искусства.

2.Это характер и уровень развития института посредничества, или система взаимоотношений между художниками, дилерами, аукционными домами, ассоциациями и коллекционерами, заключа­ющаяся в товарном обращении предметов искусства.

Арт-рынок выполняет информационные, посреднические, ценообразующие, стимулирующие, регулирующие и художественно-эстетические функции.

Сегодня, развитие арт-рынка привело к тому, что актуальное искусство стало принципиально ориентироваться на современников. Современное искусство настолько разнообразно и концептуально, что нуждается в интерпретации. Более того, конкуренция настолько высока, что задействуются все возможные каналы и технологии формирования необходимого имиджа художника и его узнаваемости в обществе. Как следствие, информационная функция арт-рынка в рамках современного информационного общества, стала еще более актуальна. Появилось внушительное количество профильных и непрофильных СМК, обозревающих художественные события, а значит формирующих общественное мнение. Пресса и телевидение играют подчас определяющую роль в формировании имиджа и приобретении известности художников современности.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Стоит отметить, что информационная функция арт-рынка осуществляется и с помощью иных инструментов: ярмарок, выставок, фестивалей,на которых можно ознакомиться с творчеством того или иного автора. В данной связи возникает необходимость посреднической функции — это содействие заключению сделок между художником или владельцем художественного произведения и покупателем.

Арт-рынок призван свести на одной площадке художественный продукт и его потребителя, способствуя удовлетворению потребностей обоих сторон: художника и публики. Сегодня формами рыночных отношений между художником и покупателем являются: аукционные торгиискусством, художественные ярмарки, художественные салоны и галереи.

Стоит также отметить, что важнейшим условием успешного функционирования арт-рынка является формирование и развитие его инфраструктуры, обеспечивающей непрерывное продвижение художественных продуктов от художника к публике. Не сегодняшний день в мире сложилась сложная и многоуровневая инфраструктура арт-рынка, ключевыми фигурами которой являются производители художественного продукта и его потребители поэтому мы считаем, что особое значение среди субъектов арт-рынка имеют художест­венные музеи как государственные, так и частные, являющиеся организаторами культурных проектов (более подробно мы рассмотрим это в следующем параграфе нашей работы).

На наш взгляд, в условиях перехода российской экономики к рынку область культуры и искусства не могут быть изолированы от данного процесса. Искусство неизбежно становится частью рыночной экономики, вынуждено существовать по ее законам.

Специалисты оценивают этот процесс по-разному. Произошло четкое разделение всего современного искусства на «коммерческое» и «некоммерческое». Действительно, многие боятся «отчаянной коммерциализации» искусства после того, как к нему проснулся огромный интерес. Сейчас об этом ведется много споров в искусствоведческих аудиториях. Так, один из искусствоведов и арт-критиков Евгений Барабанов считает, что исходное заблуждение — отождествление капиталистического арт-рынка с рынком докапита­листическим: с «выгодами купли-продажи», с «жесткой конкурен­цией», со «стремлением к предпринимательству и наживе», с «жаждой наибольшей денежной выгоды» [3, с. 143].

Безусловно, с помощью фестивалей, выставок, ярмарок произве­дения искусства продавались и покупались, выступали эквивалентами и залогами, их коллекционировали, из них составлялись личные, корпоративные и национальные сокровищницы. Так было во всех докапи­талистических или раннекапиталистических обществах. Однако, на наш взгляд, арт-рынок —нечто иное. Прежде всего, это позднее изобретение, основанное, как и весь западный капитализм, на системе новоевропейской рациональности.

Мы считаем, что отечественный арт-рынок развивается, выходит на мировые позиции, но остается нерешенной проблема подачи материала и организации арт-проектов (фестивали, выставки). Нужно соблюдать баланс: с одной стороны расширять арт-рынок, с другой не потерять за этим рынком самой актуальности, значимости искусства.

Список литературы:

Барабанов Е. Искусство на рынке или рынок искусства? [Текст]. /Е. Барабанов // Художественный журнал. — 2002. — № 46. — С. 10.
Долгин А.А. Культура и рынок: современные тенденции [Текст].  /А.А. Долгин. — М.: Авеста, 2009. — 420 с.
Ерасов Б.C. Социальная культурология [Текст]. / Б.Е. Ерасов. — М.: Аспект Пресс, 1994. — 565 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

557

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке