Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Арт-журналистика в современной действительности»

Арт-журналистика в современном понимании — явление достаточно сложное. Как предмет журналистики, изучающий и освещающий особенную область жизнедеятельности, арт-журналистика имеет свои нюансы.

Еще недавно идеальной площадкой для журналистов, посвятивших свое перо служению этому виду деятельности, были места и регионы, где искусство как событие всегда актуально и интересно. Но с внедрением в нашу жизнь новых технологий, в том числе и интернета, мир словно стал сливаться в одно целое. Благодаря широким возможностям всемирной сети, информационное поле каждого человека расширилось до неограниченных размеров. Так что понятие «культурная периферия» стало неактуальным и морально устаревшим.

Несомненно, эффектней представить событие культурной жизни с помощью электронных видов СМИ, будь то прямой телерепортаж или онлайн-трансляция в интернете. Качественное изображение — главное оружие ТВ и всемирной глобальной сети. Однако в печатных СМИ России традиции, которые пришли из времен русской журналистики XVIII—XIX веков, остались неизменными. И при этом арт-критика в РФ процветает на газетных и журнальных страницах по сей день. Парадокс арт-журналистики в том, что объекты ее деятельности никогда не теряют актуальности, а вместе с ними остаются востребованными и сопутствующие им арт-публикации.

Современное искусство — в глобальном его понимании под влиянием времени, интересов массового общества постоянно трансформируется, изменяется. Это не может не отразиться на арт-журналистике как главном источнике информации из области культуры.

Арт-журналистика обладает преимущественными эстетическими свойствами. Скорее всего, это свойство проявилось при первых журналистских реакциях на трансляции спектаклей и литературных рассказов по радио. Как только в этой медийной сфере техническая оснащенность улучшилась и эффект новизны исчез, внимание журналистики стало экстраполироваться на содержание: была замечена эстетическая ценность радиотрансляции, каждый раз особая. И несмотря на утверждения скептиков, заявлявших, что лучше один раз самому побывать на выставке, чем сто раз прочесть об этом в газете или услышать о ней по радио, арт-журналистика оказалась востребованной обществом.

Неоспоримо влияние СМИ на культуру в целом, поскольку средства массовой информации выступают не только в качестве передатчика арт-новости, но и напрямую формируют общественное мнение по отношению к тем или иным культурным ценностям. Яркий пример этому — провоцируемое арт-журналистикой современное массовое подражание западным культурным традициям. Вплоть до появления новых, не свойственных менталитету того или иного народа праздников — дня Святого Валентина или Хэллоуина.

За последние годы журналистика стала локализовываться, образуя группы, которые начали специализироваться в разных направлениях работы в культуре. Известны журналисты, которые готовят материалы для специализированных журналов, не предназначенных массовому читателю. Это могут быть журналы об архитектуре для людей, работающих в этой области, или периодические издания о живописи для художников. Таким образом, арт-журналистика только в XXI веке приобрела столь самостоятельный статус и получила возможность существовать в локальных, профессионально ориентированных изданиях. Соответственно в нынешней реальной журналистской действительности немало специалистов, позиционирующих себя как кинокритиков, музыкальных критиков, театральных критиков и пр. Да — несмотря на то, что журналист может писать только о живописи или только о музыке, он неминуемо возлагает на себя обязанности именно критика. При этом арт-критик должен быть либо отменным знатоком того вида искусства, о котором создает медиа-материал, либо одновременно самоличным представителем этого самого вида искусства. А иначе арт-критика окажется низкопробной, рассчитанной лишь на непритязательные вкусы маскультовской аудитории. Что довольно часто и происходит в современной арт-журналистике, когда арт-критику удобнее работать на вкусы массового читателя.

Арт-журналистика многогранна. В ней отражаются не только события и основные тенденции искусства. Арт-журналистика — это, можно сказать, искусство об искусстве, то есть возможность арт-критика раскрыть свое эго посредством арт-анализа, с другой стороны, это и возможность формировать арт-вкусы общества, утверждать новые культурные ценности, подпитывать богатые классические традиции.

Сложность сегодняшней арт-журналистики в том, что сейчас современное искусство может не иметь своих узаконенных правил и не вписываться в рамки обычного понимания. Такое искусство в современной действительности стало именоваться свободным. Именно поэтому автор медиа-материалов о произведениях такого искусства должен быть знатоком с адекватным, соответствующим этому искусству взглядом. При этом созданный журналистом материал должен быть выстроен так, чтобы в нем гармонировали мнения автора и аудитории. Однако это может не касаться критики.

Критика — особое направление арт-журналистики, в котором автору необходимо высказывать свое мнение, основываясь не только на эстетическом восприятии произведения, но определять его историческую значимость, учитывать мнения экспертов, социальные настроения общественности. С другой стороны, примечательна в этом отношении позиция Карела Чапека. «Критиковать — значит объяснять автору, что он делает не так, как сделал бы я, если бы умел», – считал писатель. И такая позиция возможна в том случае, если арт-критика предназначена именно для авторов художественных произведений. Но если ее цель — донести смысл произведения для воспринимающего это произведения субъекта (читателя, зрителя, слушателя, пользователя) — советы Чапека окажутся непродуктивными. С другой стороны, чтобы следовать рекомендации чешского писателя, надо еще, чтобы эстетический и интеллектуальный уровень критика не был на 99 % ниже уровня объекта арт-критики. Наверняка, именно поэтому арт-критика считается сферой «осторожной» журналистики, рискующей быть не только некорректной, неделикатной, но даже низвергающей, уничтожающей.

Появление разных направлений критики характеризуется масштабностью и разнообразием видов творческой деятельности. Но каким бы сведущим не был человек в области литературы или изобразительного искусства, у этого человека должны быть особенные способности. Ф. Вильме справедливо отмечал: «Чтобы быть отличным критиком, нужна способность быть хорошим писателем. Только талант в состоянии расширить горизонты вкуса».

Таким образом, арт-критика — это локальное, но отнюдь не облегченное направление в журналистике. Направление, предполагающее в своих представителях не только задатки журнализма, но и искусствоведческую подготовку, следование этическим традициям, а при «высшем пилотаже» — еще и талант писателя.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1229

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке