Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Артефакт как структурная единица культуры»

Культурология и смежные с ней дисциплины (искусствоведение, этнология, археология и т. д.) базируются на исследовании искус­ственных объектов, но до сих пор отсутствует признанная междисцип­линарная классификация и какая-либо теория, объясняющая их генезис и эволюцию. В большинстве естественных и гуммани­тарных наук имеются фундаментальные единицы, выделение которых обеспечивает дальнейший прогресс научного знания (клеточная теория в биологии, атомная теория строения вещества в химии и физике, «знак» в семиотике, «слово» в лингвистике и т. д.).

Помощь в написании статьи

В научной литературе содержится относительно небольшое количество работ, рассматривающих искусственные объекты в качестве самостоятельного предмета изучения. Основные труды написаны археологами, искусствоведами, музееведами и многими другими исследователями культуры, однако эти источники носят больше описательный и герменевтический характер, объекты рассматривается преимущественно с эстетических и/или исторических аспектов. В отечественной литературе существует несколько серьезных работ, посвященных разработке «теории искусственного объекта»: докторская диссертация А.Б. Красноглазова («Функционирование артефакта в культурно-семантическом пространстве»); сборник трудов «Онтологии артефактов», созданный по материалам одноименной международной конференции (Москва, 2010); различные публикации российских культурологов, философов и социологов. В зарубежной литературе культурология до сих пор является отраслью таких наук как антропо­логия и социология, поэтому искусственные объекты изучаются преимущественно в рамках классических дисциплин (таких как искус­ствоведение и археология). Однако у некоторых постмодернистских философов можно встретить труды по исследованию предметов человеческой деятельности (например, книга Ж. Бодрийяра «Система вещей» или М. Фуко «Слова и вещи»).

Остановимся на исследованиях А.Б. Красноглазова. В диссер­тации в качестве элементарной единицы искусственного мира он выделяет понятие «артефакт», понимая под ним «любой искус­ственно созданный объект равно как физический, так и идеациональ­ный». Красноглазов также вводит понятие «культурно-семантическое поле», которое «порождается скоплением однородных артефактов и одновременно детерминирует их формирование и интерпре­тацию» [4, с. 7; 15]. Вообще термин «артефакт» заимствован культуро-логами из археологии, и первоначально использовался в философских науках с целью подчеркнуть отличие искусственного, созданного человеком предмета или орудия от природных объектов. Археологи подразумевают под артефактом продукт индивидуальной деятельности человека (противоположно «строению» — результату семейной/ групповой деятельности, «памятнику» — продукту деятельности общины, «региону» — совокупности предметов произведенных группами людей). Некоторые археологи разделяют артефакты на четыре категории: транспортабельные артефакты, характерные черты, строения и экофакты [8, с. 156—158].

Культурологи расширили традиционное понятие «артефакт», некоторые выделяют его в отдельную категорию «культурный артефакт». Так, А.Я. Флиер определяет культурный артефакт как «интерпретативное воплощение какой-либо культурной формы в конкретном материальном продукте, поведенческом акте, художественном произведении, информационном сообщении или оценочном суждении» [9, с. 199]. Многие культурологи рассматривают культуру как совокупность структурно-типологических форм или подсистем культуры (субкультуры, элитарная и массовая культуры, народная, традиционная, специализированная и т. д.) [3, с. 55]. Поэтому и «культурный артефакт» рассматривается только с точки зрения воплощения «культурной формы» в каком-либо материальном продукте. Можно предположить, что такой подход лишает артефакта статуса «культурной единицы» и вносит определенную путаницу, так как артефакты одной культурной формы могут переходить в другую по прошествии некоторого времени. Красноглазов в диссертации описал многовековую эволюцию персонажа Дона Кихота, оперируя категорией «транскультурный образ» («артефакт, существующий и примерно одинаково распознаваемый в культурном контексте разных исторических эпох и культур»). Он выделил основные пункты развития художественного образа, превращающегося впоследствии в транскультурный: 1) рождение художественного образа, 2) выход образа из произведения, 3) становление образа национальным общекультурным артефактом, 4) выход образа в инокультурные контексты, 5) превращение в транскультурный образ, 6) динамика интенсивности использования в поле транскультурных коммуникаций такого образа [4, с. 208, 212]. Так, на примере художественного образа, можно увидеть, что артефакты способны влиять на культурные формы, не только одной страны, но и всего мира. Некоторые зарубежные философы придают артефактам онтологический статус, замечая, что «в отличие от естественных объектов артефакты обладают сущностью, природой, зависящей от умственной активности», и что «артефакты на самом деле изменяют не только круг наших возможностей, но и нас самих» [6, с. 31, 73].

Кроме категории «артефакт» существуют и другие понятия, обозначающие элементы искусственного мира. Так, в книге «Система вещей» Ж. Бодрийар вообще не использует термин «артефакт» предпочитая более пространное слово “objet” (объект, предмет, вещь, изделие), и даже использует понятие «технемы» (по аналогии с «монемами» и «фонемами» лингвистики), обозначающее «простые технические элементы, которые отличны от реальных вещей и на сочетании которых основывается технологическая эволю­ция» [1, с. 11]. Очень важно, что Бодрийар характеризует «технемы» как постоянно эволюционирующие элементы. Известный американский генетик Р. Докинз вводит другой термин — “meme” (от греческого μίμημα — «подражание», «имитация»; в русском варианте «мем/мим»), обозначающий репликатор, культурный ген, распространяющийся копированием через человеческий мозг с помощью подражания, в виде идей (мысли, мелодии, изобретения, тексты) [2, с. 276]. Однако категория «артефакт» (в культурологии) включает в себя все объекты созданные человеком: вещи, «технемы», предметы нематериальной («духовной») культуры — мысли, идеи, запреты, сказания и т. д. Это свидетельствует об универсальном (междисциплинарном) характере этой категории, что позволяет рассматривать ее в качестве наиболее подходящей структурной и функциональной единицы культуры.

Для формирования модели «теории искусственных объектов» необходимо упомянуть еще одно фундаментальное понятие — «знак». В информационных процессах знаки являются элементарными носи­телями информации, которые объединяются в знаковые системы — элементарные базы данных [5, с. 6]. Информация об артефакте передается с помощью знаков, поэтому «знак» в некотором роде является «геном» артефакта, а значит и культуры вообще. Многие лингвисты и биологи отмечают поразительное структурное сходство естественного языка с генетическим кодом. Роман Якобсон утверждал, что «язык — это единственная подлинная наследственность, которая сосуществует с молекулярной наследственностью <…> и которая вполне может использовать в качестве модели этот второй тип наследственности» [5, с. 54]. Таким образом, категория «знак» объединяет органический мир с миром искусственным и является структурным элементом артефакта, участвуя в передачи информации.

Если принять утверждение, что культура это продолжение природы (натуры), а искусственный мир — результат эволюции мира естественного (в ходе человеческой деятельности), то артефакт можно в определенной степени сравнить с категорией «биологическая клетка». Можно предложить следующие положения, относящиеся к «теории искусственного объекта» (по аналогии с «клеточной теорией»): 1) артефакт — элементарная единица культуры (без артефакта культуры нет); 2) артефакт — функциональная единица культуры (единая функциональная система, с помощью которой возможна какая-либо человеческая деятельность); 3) артефакт — единица развития культуры (артефакт от артефакта, в условиях человеческой деятельности); 4) артефакт — генетическая единица культуры (в знаках содержится и передается информация об артефакте); 5) артефакты сходны по составу, строению и функциям (сделаны из какого-либо материала, либо нематериальны, но подвер­гаются описанию; предназначены для конкретных условий/среды; созданы с определенной целью).

Отдельного внимания заслуживает вопрос классификации арте­фактов. В археологической и музееведческой практике сложились принципы таксономии и систематики, но они не могут быть применимы к предметам современной культуры, а тем более к артефактам нематериальной природы (например, систематика Линнея более совершенна и позволяет «добавлять» новые виды вне зависимости от времени и места их происхождения, однако и она порой вызывает множество противоречий среди биологов). Таким образом, помимо формулировки «теории искусственных объектов» исследователи культуры сталкиваются с проблемой плане­тарного масштаба — классификации этих объектов. А.Б. Красноглазов предлагает различать «предметные артефакты» (строения, инстру­менты, живописные произведения, и т. д.) и «артефакты второго порядка» (научная теория, правовая норма, образ картины, литературный персонаж и т. д.), т. е. реализацию предметного образа [4, с. 75]. Э.А. Орлова предлагает разделять артефакты в соответствии с функциональными характеристиками на следующие классы: 1) вещи, используемые для организации предметно-пространственной среды и для жизнеобеспечения; 2) объектированные образы и идеи, запол­няющие символическое интерсубъективное пространство и исполь­зуемые в процессах коммуникации; 3) технологии, выполняющие инструментальные функции при продуцировании других классов артефактов; 4) регулятивные образования, поддерживающие процессы взаимодействия и коммуникации; 5) оценочные критерии, позволяю­щие ранжировать другие классы артефактов, социальные отношения и их участников, социокультурные события, состояния социальных систем [7, с. 7]. Однако это еще только прототипы классификации, необходима дальнейшая работа по формированию универсальной систематики артефактов, применимой в различных научных отраслях.

Таким образом, в статье в качестве основной структурной и функциональной единицы культуры рассмотрена категория «артефакт»; предложено использование понятия «знак» как структурной и инфор­мационной единицы артефакта, и «генетической» единицы культуры; произведена попытка формулировки основных положений «теории искусственного объекта»; обозначена проблема классификации артефактов. Сформулированная общими усилиями культурологов концепция артефактов будет основополагающей при исследованиях культурогенеза, динамики и эволюции культуры, а также других важных процессах, в которых присутствует человеческая деятельность.

Список литературы:

Бодрийяр Ж. Система вещей. — М.: Рудомино, 2001. — 224 с.

Докинз Р. Эгоистичный ген. — М.: Мир, 1993. [Электронный ресурс] — Режим доступа. URL: http://www.flibusta.net/b/184841 (дата обращения: 13.01.2013).

Костина А.В. Теоретические проблемы современной культурологи: Идеи, концепции, методы исследования. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

Красноглазов А.Б. Функционирование артефакта в культурно-семанти­ческом пространстве: дис. … докт. филос. наук. — М., 1995. — 290 с.

Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура. — М.: Академия, 2008. — 432 с.

Онтологии артефактов: взаимодействие «естественных» и «искусст­венных» компонентов жизненного мира [под ред. О.Е. Столяровой]. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012. — 456 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Орлова Э.А. Артефакт как единица анализа социокультурной микродинамики // Обсерватория культуры. — 2010. — № 5. — С. 4—10.

Фаган Б., ДеКорс К. Археология: В начале. — М.: Техносфера, 2007. — 592 с.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов. — М.: Академический Проект, 2000. — 496 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

616

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке