Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Cинкретичные исламо-языческие представления тюрков-мусульман среднего Поволжья и Приуралья»

Тюрки-мусульмане — наиболее многочисленная часть исламской уммы России. Крупнейшими народами среди тюрков-мусульман России, согласно переписи населения 2002 г., являются татары (5,6 млн. чел.) и башкиры (1,7 млн. чел.). Считается, что мусульманско-языческий синкретизм характерный для татар и башкир, представляет собой упрощённый тип синкретизма, в формировании которого отчётливо участвуют два компонента: древнее язычество и ислам [4, с. 22].

Помощь в написании статьи

Объектом нашего исследования стали исламо-языческие представ­ления о душе и духах двух групп тюрков-мусульман Среднего По­волжья и Приуралья: 1) татар-мишарей Ульяновской области; 2) татар и башкир Уфы. Объём выборки —437 человек. В Ульяновской области было опрошено 420 татар-мишарей, в Уфе — 17 тюрков-мусульман (татар и башкир). Генеральная совокупность мишарей Ульяновской области составляет 168766 человек. Ошибка при данном объёме выбор­ки не превышает 5 %, что соответствует приближённой (близкой к обычной) надёжности результатов выборочного исследования. Данные по татарам и башкирам Уфы не являются репрезентативными, но используются нами для выявления возможных тенденций в религиозной жизни мусульман Поволжья и Приуралья.

Синкретизм ислама и язычества был давно известен исследо­вателям, изучающим быт и верования татар. Например, в конце XVIII века отмечалось, что симбирские «татары, имея веру магоме­танскую, которую составляет известная книга, называемая Алкоран» и сверх неё придерживаются довольно большого количества суеверий, как то: «гонение в первых числах апреля из жительств своих нечистых духов и отпущение на волю изловленных диких птиц, очищение в лесных дорогах упавших от ветра на земле сучьев …» [2, с. 1].

Удивительную сохранность языческих представлений в совре­менном мировоззрении мишарей Ульяновской области подтверждают и материалы анкетирования проведённого нами в 2008 —2009 гг. [3, с. 64—67] Например, в ответах мишарей о душе и духах наблюдается ярко выраженная этническая специфика: 6 % респондентов продолжают представлять душу умершего в виде крылатого создания (обычно бабочки — «күбәләк»), которое в течение года со дня смерти летает среди людей, а по четвергам («атна кить») возвращается в родной дом в поисках молитвы о себе. Если молитвы в родном доме душа не услышит, она отправляется за ней в соседние дома. Около 64 % миша­рей полагают, что души умерших могут оказывать определённое влия­ние на живых людей, хотя с позиций ислама подобное представление не приемлемо и граничит с одним из самых тяжких грехов — разделением единства Бога (ширк). Причём 45,3 % мишарей считают, что душа покойника оказывает влияние в первую очередь на своих родственни­ков. 47,1 % тюрков-мусульман Уфы (татары и башкиры) также считают, что душа покойника оказывает влияние на своих родственников; 17,6 % опрошенных в Уфе посчитали, что влияние души покойника распространяется на всех людей (не только на родственников).

Подобные представления говорят о сохранности в среде мишарей, и возможно других мусульманских тюрков региона, культа предков, который проявляется в ощущении тесной связи умершего и оставшихся в живых родственников. В современной исламской обрядности мишарей подобная связь прослеживается в запрете употреблять пищу в доме умершего в течение 3-х дней после смерти и погребения, определяя, таким образом, поведение его ближайших родственников. Однако ни один из респондентов не склонен думать, что от души покойника может исходить какая-либо опасность. Поэтому не стоит рассматривать ответы о влиянии души только лишь с позиций древнего языческого элемента религиозного мировоззрения мишарей, так как собственно языческое представление о душе ещё в конце XIX — начале XX веков носило двойственный характер [5, с. 185—186]. Двойственные представления о влиянии души были характерны и для других народов Поволжья. Так, ещё в середине XIX века мордва веровала, что умершие родственники «могут из-за могильной жизни не только миловать, но и наказывать живых» [6, с. 12]. Мы полагаем, что представление о том, что душа не может оказать дурное влияние на ближайших родственников, у части тюрков-мусульман возникло относительно недавно и связано с нестабильной социально-экономической ситуацией в нашей стране в начале и середине 90-х гг. XX вв. В таких условиях люди обычно ищут поддержку в ближайшем окружении, а потому даже после смерти своих родственников продолжают испытывать «духовную связь» с ними, ожидая от умерших близких «помощи и доброго совета». Иными словами, вера в воздействие души умерших на современном этапе жизни мишарского субэтноса — это не только наследие культурной традиции мишарей, но и своеобразное неоязыческое образование в их религиозном мировоззрении. Ещё одна причина данного новообразования раскрывается в контексте влияния СМИ и массовой культуры на мировоззрение современной молодёжи. Известно, что с 80-х гг. XX века резко усилился поток информации в СМИ о потустороннем мире, приведениях. Наиболее образно эта информация представлена в знаменитых голливудских фильмах и сериалах: «Привидение», «Полтергейст», «Секретные материалы». Видимо произошло частичное смешение языческих представлений молодых мишарей с образами приведений массовой культуры, происходящее на фоне нестабильной социально-экономической ситуации.

Синкретичны представления тюрков-мусульман о духах. Несмотря на то, что мишари довольно часто называют духов общими понятиями, в т.ч. мусульманскими (җин и шайтан), это не мешает им с достаточной определённостью давать описания конкретных духов. Например, более 69 % опрошенных респондентов продолжают верить в су-анасы («мать воды»), аздяка (злой дух тюркской и иранской мифологии), шурале («хозяин леса», леший), зба-иясе («хозяин дома», домовой), хотя в иерархии духов на первое место нередко ставят шайтана, Иблиса и джи­на. Всё это вполне согласуется с представлением некоторых испытуе­мых мишарей (13,2 %) о духах как материальных существах. 58,8 % опрошенных в Уфе также верят в духов (шайтан, домовой, йорт-иясе).

Интересно также, что 12,1 % мишарей и 11,8 % мусульман Уфы считают, что вышеназванные духи не подчиняются Аллаху, 46 % мишарей и 35,3 % мусульман Уфы склонились к противоположной точке зрения, а 18,9 % и 47,1 % соответственно посчитали, что они относительно независимы. Можно предположить, что некоторая нерешенность вопроса о субординации духов и Аллаха вызвана сохранением языческих представлений о своенравном поведении духов природы и жилища, так называемых «хозяев» и «матерей» (иясе и анасы). 47 % мишарей ответили, что злых духов можно прогнать, прочитав определённую молитву. Уфимские респонденты склонились к тому мнению (47,1 %), что для гонения злых духов необходима молитва муллы. Таким образом, ислам наиболее сильно повлиял на ту сферу взаимодействия с духами, которая касалась их изгнания, практически не затронув более существенные пласты, связанные с представлениями о духах, их влияниями на человеческую жизнь. Здесь проявляется характерная черта народного ислама тюрков Поволжья и Приуралья: вера в реальную способность мусульманских священнослужителей прогнать нечистую силу. Эта черта отличает их от большинства среднеазиатских народов, которые в вопросах избавления от джинов доверялись в основном не официальным священнослужителям, а шаманам или суфиям [1, с. 107].

Но даже в вопросах избавления от злых духов некоторое влияние имеет языческое предание. Так, например, среди средств борьбы со злыми духами прозвучали и такие, как пальба из ружья, произнесение ругательств, использование различных оберегов, в том числе и не мусульманского происхождения (например, для защиты дома в дверной косяк вставляют иголку).

По мнению мишарей, злые духи обитают в основном в заброшенных домах, мельницах, банях (57,2 %). Во многом, такой взгляд на злых духов был привнесён мусульманским представлением о неверных джинах и Иблисе, которые изо всех сил стараются сбить с пути верного мусульманина, отсюда и приуроченность их к местам связанным прямо или косвенно с жизнью человека.

Таким образом, синкретизм ислама и язычества — это достаточно часто встречающееся явление в анимистических представлениях тюрков-мусульман исследуемого региона.

Список литературы:

Басилов В. Н. Культ святых в исламе. — М.: Мысль, 1970. — 144 с.

Быт и верования татар Симбирской губернии в 1783 г. // Симбирскиегубернские ведомости. — 1851. — № 44. — С. 1—3.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Идиатуллов А. К. Духовная культура мишарей Ульяновской области (в контексте проблемы религиозного синкретизма). — Ульяновск: УлГТУ, 2010. — 172 с.

Кудряшов Г. Е. Динамика полисинкретической религиозности: Опыт историко-этнографического и конкретно-социологического исследования генезиса, эволюции и отмирания религиозных пережитков чувашей. — Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1974. — 356 с.

Мухамедова Р. Г. Татары-мишари. Историко-этнографическое исследование. — М.: Наука, 1972. — 248 с.

Орлова Д. Н. Село Напольное // Материалы для истории и статистики Симбирской губернии. — Симбирск: Губернская типография, 1866. — Вып. 2. — С. 1—43.

Статья выполнена при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации в рамках научно-исследовательского проекта «Синкретичная религиозность мусульманских народов России (на примере поволжских татар, башкир и карачаевцев)», код МК-1839.2012.6

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

541

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Реклама

Рекомендуем