Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Ценности семьи: социально-философский аспект»

В статье предпринята попытка исследовать семейные ценности. Семья выступает объектом комплексного изучения различных наук вообще, философии в частности.

Помощь в написании статьи

Важнейшим признаком семьи является «органическое целое. Ее части — это, собственно говоря, не части, а члены, которые имеют свою субстанцию только в этом целом и отдельно от этого целого самостоятельностью не обладают» [2,  с. 68; 3, с. 208].

Понятие ценности впервые употребляется Кантом в «Критике практического разума». Кант вводил понятие ценности там, где он должен разграничить существование и долженствование. В отличие от суждений существования, где есть объективно существующие объек­ты, объективного объекта «ценность» нет, т. е. ценности имеют только субъективное существование. Объективность их, если они относятся к категорическому императиву, есть у всех людей [5, с. 193—194].

Изучение реалий российского общества в современных условиях представляет собой сложный процесс. Речь идет об общественных и гуманитарных науках, накопивших эмпирический материал, требую­щий своего аналитического анализа и теоретического осмысления. На современном этапе идет процесс фундаментализации и глобализации научного знания, актуализации общетеоретического анализа общест­венных явлений и феноменов каким является семья.

Согласно общепринятому мнению, наибольшее влияние на формирование ценностей оказывает семья. Семья выступает в качестве важнейшего источника критериев оценки, лежащих в основе форми­рования ценностных представлений на протяжении всей жизни челове­ка. Не вызывает сомнения, что именно семья призвана обеспечивать воспроизводство общественно значимых ценностей.

Исследованию семейных ценностей посвящены исследования зарубежных и отечественных ученых (Гегель, И. Кант, О. И. Волжина, Г. А. Горбова, О. Н. Шлычкова). Исследование семейных ценностей в сфере родства отражено в трудах Ю. А. Гаспарян, И. О. Кона, М. Г. Панкратовой и др.; в сфере родительства — В. В. Бойко, Н. Л. Пушкаревой, Г. Г. Филипповой; в сфере семейно-брачных ро­лей — М. Ю. Арутюнян, О. М. Здравомысловой, З. А. Янковой и др.).

Для нас особое значение имеет общефилософский подход в разработке и исследовании данной темы, поскольку позволяет изучить ее как общественное явление. Кроме того, современный этап иссле­дований проблемы семейных ценностей характеризуется недостаточ­ной разработанностью ценностного подхода.

Ценностный подход позволит рассматривать семейные ценности с позиций основных задач: обосновать ценностный подход к исследованию семьи; выявить основные ценности семьи; изучить семью какспецифическую форму социального бытия.

Ценностный подход используется в различных философских системах. Однако разработка теории ценностей вплоть до конца 50-х годов XX века рассматривалась в отечественной науке как прямая антитеза марксизму. Классики марксизма-ленинизма не оставили нам специально разработанной теории ценностей. Однако в одномерное пространство партийно-классового подхода к явлениям жизни она ни­как не вписывалась уже по своему определению. В начале 60-х годов XX века интерес советских философов к этой проблеме заметно воз­рос. Стали выходить публикации, авторы которых, следуя гуманисти­ческим традициям, провозглашали человека высшей ценностью общества. В отечественной философской литературе получила разви­тие идея о ценностях, которые выполняли роль стимулов, создавали условия для реализации индивидом своей активности на ролевом, личностном, коллективном (семейном) уровнях. Так, некоторые уче­ные считали, что познание сущности ценностей помогает раскрыть значение этой категории для анализа явлений конкретной реальности. Природа возникновения системы общечеловеческих ценностей лежит в плоскости формирования и удовлетворения потребностей человека.

Мировоззренческий аспект трансформации семейных ценностей, наиболее актуализировался в 90-е годы XX века, в связи с политичес­кими, экономическими и социокультурными процессами. В современ­ном российском обществе усиливаются тенденции к сокращению брачности, увеличению количества разводов, неполных семей, в конечном итоге это может привести к негативным социальным последствиям.

Можно пре6дположить, что эволюция семейных ценностей существенно обусловлена функционированием и сменой мировоз­зренческих доктрин, господствующих в определённую социокуль­турную эпоху и выступающих в качестве философско-мировоззрен­ческой основы духовных ценностей. В русской философии семья выступает как реальный носитель ценностей, выдвигаемый господст­вующей мировоззренческой доктриной. В русской философской мыс­ли, можно выделить периоды в развитии ценностно-ориентационных принципов мировоззренческих оснований общества. С изменением экономических условий жизни общества непосредственной связана модификация мировоззренческих установок, базирующихся на систе­ме ценностей, господствующих в обществе. Такой процесс имел место в России на рубеже XX—XXI веков.

Сегодня утрата прежнего значения семьи для индивида связана с господством либеральных ценностей, утверждением ценностей инди­видуализма [10, с. 80—81].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Интерес представляют достаточно основательные исследования Г. А. Горбовой, А. А. Магомедова, Б. Б. Хубиева, Н. Д. Шимина и др.

В реалиях современности представляется актуальной задачей соз­дание семейной парадигмы. В семейной парадигме отражается целый комплекс представлений об индивиде, обществе, государстве. Откры­тость семьи, ее обращенность к прошлому и будущему создают реаль­ную основу для перехода к гражданскому обществу [10, с. 83]. По мне­нию Г. А. Горбовой, семейная парадигма должно опираться на прош­лый опыт, накопленный человеком и сохраняющийся благодаря тради­циям, создающим единство внутри семьи, как отмечал Гегель, «чтобы видеть себя в нем не как лицо для себя, а как член этого единст­ва» [4, с. 3—7].

Семья представляет собой одним из важных феноменов бытия че­ловека, является объектом изучения мыслителей прошлого. Несмотря на то, что их научное наследие носит фрагментарный характер, тем не менее, в совокупности создано цельное представление о семье [7, с. 8].

Особым предметом изучения философов являются семья как общественное явление [9, с. 12].

Семья аккумулирует в себе ценности, приобретенные предшест­вующими культурами, цивилизациями и поколениями. Она сама производящая ценности. Ее ценности уникальны. По мнению А. А. Магомедова,ценности — продукты жизнедеятельности семьи, общества и человечества в целом в виде человеческой личности. Они вбирают в себя и поступки людей, и представления морального созна­ния, моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра, зла, справедливости, счастья. Ценности могут быть как общечелове­ческими, «вечными» и конкретно-историческими [8, с. 15—16].

Семья как ценность, воспроизводящая уникальные ценности, высоко котируется у всех возрастных категорий населения. Это и понятно, так как каждый человек имеет прямое отношение к семье. Сказанное подтверждает ряд исследований — А. А. Магомедова [8], О. И. Волжиной [1, с. 29—47] и Кильберг-Шахзадовой [6]. Всех их объединяет близость ответов респондентов о высоком престиже семьи, крепости семейных традиций и ценностей семьи.

По утверждению А. А. Магомедова, многовековые семейные тра­диции противостоят разрушающей мощи семейных традиций вообще и обеспечивают в современных условиях сохранение многих традицион­ных ценностей семьи и семейного воспитания, хотя противостоять мощной волне антисемейных тенденций весьма сложно, а нередко и невозможно [8].

О. И. Волжиной считает, что ценности, как и другие элементы культуры, имеют действенный характер в силу их активного принятия или пассивного признания. Социальная ценность семьи, будучи выра­жением значения семьи, в различных культурных кодах, в системе общественных отношений выступает и в качестве стимула, влияющего на поле выбора индивидуальных семейных ценностей. Исследователь считает, что человек должен стремиться к триединству: Истины, Добра и Красоты, которое рассматривалось в русской философии (конца XIX—первой половины XX века) как ценностное основание, с которым люди должны соотносить явления и объекты действи­тельности. Постановка в русской философии вопроса о значимости ценностной составляющей общественного бытия связана в работах П. А. Флоренского, В. С. Соловьева с философской традицией восста­новления «цельности духовной жизни» посредством утверждения идеалов, или абсолютных ценностей [1, с. 30—34].

Ценность семьи проявляется через субъективное оценочное отно­шение к ней, с одной стороны, и реальный индивидуальный выбор — с другой. Закономерно встает вопрос о выборе различных вариантов семейных приоритетов — социальные нормы семейной жиз­ни [1, с. 36]. По мнению О. И. Волжиной, ценность семьи на уровне идеальной реальности будет сопоставляться с ее социальной значи­мостью, то есть ее функциями в поддержании фундаментальных форм социальной реальности [1, с. 38].

Главной ценностью жизни человека, является семья. Именно в ней формируется толерантное сознание [6].

Таким образом, семья представляет собой общественный орга­низм, обладающий важнейшей ценностью, формирующий и передаю­щий из поколения поколению ценности в разных культурах по-разному.

Список литературы:

1.        Волжина О. И. Аксиологическая концепция семьи // Мир образования — образование в мире. Научно-методический журнал, 2001. — № 4. — С. 29—47.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

2.        Гегель. Пропедевтика. Работы разных лет в двух томах. — М., 1973. — Т. 2. — С. 68.

3.        Гегель. Философия права. — М.: Мысль, 1990. — С. 208.

4.        Горбова Г. А. Социально-философский анализ ценностей современного российского общества // Известия вузов Северо-Кавказского региона. Общественные науки. Приложение. — 2006. — С. 3—7.

5.        Кант И. Соч.: В 6-и т. — М., 1965. — Т. 4. — Ч. 2. — С. 193—194.

6.        Кильберг-Шахзадова Н. В. Толерантность в обществе и социальных инсти­тутах: монография. — Нальчик: Полиграфсервис и Т», 2003. — 160 с.

7.        Кильберг-Шахзадова Н. В., Хубиев Б. Б. Теоретические проблемы семьеведения. Учебное пособие. — Нальчик: Изд-во КБГУ, 2008. — С. 8.

8.        Магомедов А. А. Семья на Северном Кавказе. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.

9.        Шимин Н. Д. Семья как общественное явление. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1989. — С. 12.

10.     Шлычкова О. Н. Эволюция семейных ценностей в современной культуре // Человеческий капитал. — 2010. — № 8 (20). — С. 80—83.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

791

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке