Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Церковный текстиль как источник знаний по истории художественного текстиля»

Текстиль является одним из самых распространенных и древнейших ремесел, неотъемлемой частью мировой истории, без изучения и понимания которого невозможно представить общую картину декоративно-прикладного искусства, становления и развития новых орнаментальных форм и стилей.

Помощь в написании статьи

На протяжении веков складывались традиции создания текстильных полотен и художественного оформления тканей, совершенствовались приемы, оттачивалась техника. Однако, несмотря на постоянный научный интерес к истории текстиля, эта область еще не полностью освоена и сегодня в ней остается немало белых пятен.

Изучению декоративно-прикладного искусства в целом и такому его виду как художественный текстиль в частности, на сегодняшний день придается очень большое значение. Связано это, прежде всего, с необходимостью сохранения и приумножения историко-культурного наследия, а также потребностью в реставрации и реконструкции огромного числа памятников. Анализ имеющихся текстильных предметов в музейных коллекциях, а именно технологии их создания, окрашивания и отнесение к определенному историческому стилю, дает возможность атрибуции и в дальнейшем использование этих предметов или их копий в наполнении экспозиций интерьеров и реконструкции экспонатов.

Однако процесс изучения сопряжен с рядом трудностей, в первую очередь, с отсутствием достаточного количества фактических свидетельств и документальных источников, которые могли бы дать точную информацию, как о самих тканях, так и о специфике технологического процесса ткачества. Еще одной проблемой является фрагментарность и сильная руинированость большинства текстильных образов, которая не позволяет составить полного представления о композиции узора ткани и его колористических характеристиках.

Конечно, на сегодняшний день, мы имеем большой багаж знаний в области характерного для славянских народов текстиля. Мы знаем из какого сырья добывали волокна, как вилась пряжа и ткалось полотно. Также довольно полно изучен народный костюм славянских народов и текстильные предметы сельского быта. Но мы мало что можем сказать о привозных тканях, которые использовались в светской одежде и интерьерах. А ведь многие из них вплоть до начала XVIII века были исключительно привозным товаром и ценились очень высоко. По русскому денежному курсу первой половины XVII века «косяк золотного узорного бархата» стоил 50 рублей, «топорик булатный с золотом», привезенный в 1625 году из Ирана — 2 рубля, и даже настоящая диковинка в России XVII века — «часы с ключом позолочены» — 15 рублей, намного меньше, чем косяк (рулон) драгоценной ткани [1, c. 21—23]. Для славянского быта был характерен универсализм в использовании тканей, при котором одни и те же образцы шли на изготовление церковных облачений, парадной светской одежды, разнообразных бытовых предметов, для оформления интерьера.

Изобразительный материал для суждений о дорогом привозном текстиле дают полотна художников, фрески, иконы, миниатюры, описания костюма в духовных грамотах, описях имущества, судебных делах, в заметках иностранцев. В схематичной форме можно получить представление о костюме священнослужителей, об одежде бояр, воинов, горожан и крестьян. Дошедшие до наших дней подлинники вещей — это скорее исключение, так как уже отмечалось выше, ткань с течением времени сильно разрушается.

Проблема изучения тканей получила отражение в отдельных изданиях и публикациях, выходивших на протяжении прошлого XX века и начале нынешнего столетия. Однако именно привозных тканей коснулись лишь немногие исследователи и этого материала явно недостаточно для атрибуции и восстановления экспонатов данного вида декоративно-прикладного искусства. При этом совершенно отсутствует систематизация и классификация материала, а художественные особенности часто не рассматриваются вообще. Скорее всего, столь незначительное внимание к изучению привозного текстиля обусловлено его тесной связью с церковным искусством, которая долгое время в послереволюционный период не позволяла проводить серьезные исследования.

Исходя из вышесказанного, на мой взгляд, наибольший интерес в изучении текстиля представляют именно культовые облачения и принадлежности христианской религии, а именно: костюмы священников различных конфессий, плащаницы, хоругви, покровца, воздухи, шитые иконы, митры, закладки, оклады Евангелия, и пр.. Драгоценные ткани с разнообразными сложными рисунками, из которых выполнены эти предметы — золотая парча и бархат, обильно затканный золотой и серебряной нитью, золотное шитье, всевозможные типы тесьмы и мишурной бахромы, блестки и дробницы — создают удивительное и ни с чем не сравнимое богатство художественной формы и позволяют причислить их к высокохудожественным произве­дениям декоративно-прикладного искусства [5]. По этим предметам мы можем судить о самих тканях, о способах их декорирования и о стилистических особенностях орнамента той или иной эпохи. Кроме того, верующие христиане с особым пиететом относились к внутрен­нему убранству храмов и церковным облачениям, что обеспечило им лучшую сохранность и дает возможность более полного изучения.

Конечно, сами формы этих предметов и их назначение не претерпели особых изменений за всю историю существования христианской церкви, так как были подчинены определенным канонам, зато их декоративное оформление, да и сами ткани, всё же отражали стилистические тенденции своего времени. Кроме того, несмотря на то, что средние века окончательно разделили одежду на церковную, светскую и народную, церковная одежда часто преобразовывалась в светскую, а иногда и наоборот. Связано это было с тем, чтовлияние институтов духовенства было очень велико. Кроме того для светской и церковной одежды характерны и другие общие черты: для пошива и той и другой использовались дорогие ткани, для декора — различные виды вышивки, кружево.

Для парадной дворцовой и церковной одежды использовалась парча (тяжелая шелковая ткань с узором, вытканным золотыми или серебряными нитями), шарлах и дамаск. В XVI — XVII веках наиболее ценимыми в московском государстве были итальянские парчовые ткани, получившие в России местные названия аксамита, алтабаса, обьяри, а также шелковые ткани с одноцветным узором, называемые камкой. Широкое применение в светской и церковной жизни находил также восточный привозной текстиль — турецкие и иранские ткани. Шелковый Дамаск восточного происхождения предназначался также и для обивки мебели.

Что же касается декорирования, то наряду с широко распространенной орнаментальной вышивкой для отделки одежд священнослужителей и в убранстве храмов с принятием христианства бурно развивается лицевое и золотное шитье, вышивка жемчугом. Золотные и серебряные нити, речной жемчуг, самоцветы, дробницы, особые технические приемы, не противоречащая иконописным канонам композиция и цветовое решение создавали неповторимые произведения церковного искусства [5].

По характеру узоров декорирования можно произвести атрибу­цию предмета, так как именно эта составляющая культовых предметов в наибольшей степени отражала стилистические особенности своей эпохи.

Так на всём протяжении своего существования менялись традиции золотного и лицевого шитья. В XV—XVI веках свои отличительные черты от византийско-балканских начинает принимать древнерусское золотное шитье и именно здесь оно достигнет наибольшего расцвета. Для большинства образов этого периода характерны нравственная цельность, спокойствие, строгое подчинение канонам, простота швов. Начиная с XVI века золотное шитье отличается стремлением к пышности и сложной узора. Мастерицы стремятся передать вышивку в виде металлической поверхности.

Во второй половине XVIII в. получает дальнейшее развитие вышивка шёлком гладевыми швами. Цветной гладью даже стремились имитировать золотые оклады и дорогие привозные ткани. Узоры заимствовались из восточных или западноевропейских тканей. В музеях Кремля сохранилось несколько фрагментов вышивок, имитирующих драгоценные ткани. Среди них — полоса черного бархата с вьющимися по нему стеблями и плодами граната, шитыми золотыми и серебряными нитями. Вышивка имитирует турецкий золотный бархат XVII в. Выполнение таких тканей стоило тогда значительно дешевле, чем приобретение драгоценных заморских тканей [2, c. 6—10].

В XIX в. встречается необыкновенное множество различных типов украшения литургических облачений и принадлежностей — расшивание бисером, нередко с лицевыми изображениями, нашивание галунов и лент с орнаментом, тканый рисунок на материале, использующийся как орнаментальное украшение, выполнение аппликации на кружево, используемого в качестве основного материала шитье золотом по карте. При этом орнамент становиться очень похожим на народный.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Важным также является то, что в христианской, особенно православной традиции культовые предметы, в том числе и из текстиля, нельзя было выбрасывать или уничтожать. Изветшавшие детали облачений поновлялись, а из не подлежащих поновлению выбирались целые куски и использовались для пошива деталей других облачений или церковных предметов. С обветшавших риз снимались шитые жемчугом и золотными нитями оплечья, подольники, зарукавья, кустодии и кресты, которые затем перекладывались на вещи, сшитые из новых, современных тканей. Потертые, но еще пригодные станы фелоней и стихарей дополнялись более простыми оплечьями и отправлялись в отдаленные скиты и небольшие церкви. Поэтому на более поздних одеяниях можно встретить детали из тканей и кружева раннего времени. Наиболее ценные образцы орнаментального и лицевого шитья, снятые со старых вещей, могли сохраняться в ризнице монастыря долгие годы.

Также следует отметить, что сохранение отдельных фрагментов обветшалых вещей было характерным явлением и для светского быта. Подобная рачительность была связана с высокой стоимостью материала — привозных тканей, золотных и шелковых нитей, камней и жемчуга, а также с желанием сберечь высокохудожественные образцы узорного текстиля, лицевого и орнаментального шитья.

Как мы видим, церковный текстиль является огромным малоизученным источником по истории текстиля. Обращение к этому источнику, анализ сохранившихся предметов и изображений может дать достаточно полную картину о привозных тканях, об их декоре, о стилистике изображений. Знания, полученные в результате подобного исследования можно применять при восстановлении интерьеров замков и храмов, реконструкции светской одежды и предметов быта.

Список литературы:

Викторов А.Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов 1584-1725 г. Выпуск 1. М: 1877. c. 21-23

Дроздова О. Столетия связующая нить. Из истории церковного шитья / журнал «Убрус № 1. Церковное шитье, история и современность». С-Пб.: Издание золотошвейной мастерской «Убрус» при Успенском подворье Оптиной Пустыни, 2003. c. 3-10

Исаева Е.Л. Православная энциклопедия. М: Рипол Классик, 2010.

Сохачевская В. Художественный текстиль. Материаловедение и технология. М: Владос, 2010. 144 c.

Статьи «Мастерская церковной вышивки при храме Святой Великомученицы Ирины (Троицы Живоначальной) в Покровском» [сайт] URL: http://www.sakkos.ru/index.html

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

593

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке