Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «День славянской письменности и культуры в трансляции общественных ценностей»

Последние годы в российском обществе меняется отношение к культуре. Понимание ее важности и роли в воспитании духовно-нравственных, культурно-эстетических и моральных ценностей становится одним из приоритетных направлений в развитии общества. Ведь культура веками созидает и творит человека. Человека, обладающего всем комплексом общечеловеческих ценностей.

Одним из действенных механизмов передачи ценностей общества всегда был праздник, а система праздников, например, в дореволюционной России, представляла собой, по выражению философа Н. Федорова, «полный курс воспитания сынов» [4]. В праздники каждый человек приобщался к ценностям, связанным с единением, порядком, учился обязанностям гражданина и человека.

Праздник всегда формирует и зримо демонстрирует ценности общества, по своей природе являясь средством воспитания коллективизма и формирования общности. Любой праздник имеет оптимистический, жизнеутверждающий характер; его содержательная сторона отличается направленностью, в которой весьма ощутима многовековая преемственность духовных ценностей. Причем уникальность праздника в том, что свое влияние он оказывает не на прямом, а на символическом уровне. Чувственно-эмоциональная насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм, зрелищность, игровое начало, театрализация праздника роднят его с искусством. Психологический механизм воздействия праздника близок к катарсическому воздействию на человека.

Праздник, давая возможность человеку отдохнуть, повеселиться, расслабиться, забыться, может оказывать тонкое психологическое воздействие на нравственную и духовную сторону личности, прививая и воспитывая основные духовно-нравственные и культурно-эстетические ориентации, принятые в культуре.

Таких праздников в нашей современной российской действительности не так много. Большинство государственных праздников заимствованы из предшествующей эпохи, поэтому ценности этих праздников также принадлежат другому времени. А в настоящем они должны пройти серьезную ценностную переориентацию (День защитника Отечества, который постепенно становится просто праздником мужчин и Международный женский день, понимаемый сегодня как праздник женщин). Есть в нашем праздничном календаре и такие праздники, которые требуют полного аксиологического переосмысления (День народного единства, заместивший День согласия и примирения, который в свое время заместил День Великой октябрьской социалистической революции).

Праздником, который способен оказать весьма важное воздействие на духовный климат общества, может считаться День славянской письменности и культуры. По своему содержанию он является единственным в России государственно-церковным праздником, который государственные и общественные организации проводят совместно с Русской Православной церковью.

История праздника славянской письменности и культуры восходит к церковной традиции почитания святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия — создателей славянской азбуки.

Позднее праздник несколько видоизменяется и становится не только днем почитания святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, но еще и всеобщим праздником созданной ими азбуки и письменности. По духовному наполнению этот праздник выражал стремление к независимости церкви, национальному самоопределению, расцвету просвещения и культуры.

Празднование памяти святых братьев ещё в древние времена имело место у всех славянских народов, но впоследствии под влиянием различных исторических событий и политических обстоятельств, праздник славянской письменности и азбуки был утрачен. В начале XIX века, вместе с изучением и возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей.

Заслуга Кирилла и Мефодия в истории культуры огромны, отправившись с братом в миссионерское путешествие в Моравию, они разработали первую упорядоченную славянскую азбуку и этим «положили начало широкому развитию славянской письменности» [1, с. 4].

В 1863 году в связи с тысячелетия создания славянской азбуки святыми братьями, Святейшим Синодом было установлено ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла.

В 1985 году в связи с празднованием 1100-летия преставления Мефодия, день 24 мая был объявлен «праздником славянской культуры и письменности». И с 1986 года праздник славянской письменности и культуры проводится повсеместно во многих городах России. В 1991 году праздник получает статус государственного. Официально день Славянской письменности и культуры не выходной день, но всех города России и стран бывшего СССР проводятся различные фестивали, концерты и другие мероприятия, посвященные этому празднику.

Аналогичные государственные торжества существуют в ряде иных славянских стран: Болгария, Македония, Чехия.

Уникальным явлением возрожденного празднования дня славянской письменности и культуры в России являлось то, что центром проведения праздничных торжественных мероприятий каждый год становился новый город России: Мурманск, Смоленск, Москва, Владимир, Кострома, Орел, Рязань, Калуга, Тверь, Коломна, Белгород, Саратов и др. Каждый праздник был уникальным, так как основывался на специфике и исторических особенностях каждого из городов.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В праздновании всегда принимали участие многие коллективы города, в котором проводились праздничные торжества. Обязательный элемент праздника — открытый урок «Учение о славянской грамоте» для учащихся образовательных школ и крестный ход по улицам города. Фестивали, выставки, открытия памятников Кириллу и Мефодию, праздничные концерты позволяли жителям российских городов приобщиться к ценностям славянской культуры, внести в её развитие свой вклад. Немаловажным для праздника было и то, что каждое празднование транслировалось в прямом эфире на телеканале «Культура». Все это способствовало тому, что событие, которое лежит в основе праздника — создание славянской азбуки для популяризации христианских ценностей, — вышло за рамки локального, важного для православной церкви, и стало важным для многих россиян. Ведь праздник каждый год позволял пропагандировать культурные достижения того или иного провинциального города, показывать неразрывную связь его и России в целом. Каждый, и участвующий непосредственно в праздновании и телезритель, ощущали себя в это время в неразрывном единстве общей культуры: языковой, музыкальной, духовной. Славянский ход, начатый в 1991 году по российской земле, выполнял свою задачу объединения творческого потенциала славянских народов для сохранения духовного и культурного наследия. Праздник славянской письменности и культуры стал важным средством освоения мира в духовно-традиционном и культурно-историческом измерении. Он выходит пределы религиозных и конфессиональных рамок, так как он объединяет людей ценностями общечеловеческими. Ведь во всем мире и во всех религиях признаются ценности семьи, патриотизма, коллективизма, Родины.

Роль солунских братьев Кирилла и Мефодия в деле просвещения славянских народов состоит прежде всего в том, что своими трудами они заложили незыблемый фундамент только еще зарождавшейся и обретавшей свою письменность культуры славянского мира. Создание азбуки и, главным образом, перевод священных книг на старославянский, ставший с тех пор языком книжным, привели к возникновению в Восточной Европе многовековой культурной и духовной традиции [3].

День славянской письменности и культуры способствует сохранению общности всех людей, вне зависимости от принадлежности их к определенной нации, религии, полу и транслирует общечеловеческие ценности, способствуя единению народов через постижение славянской культуры.

С 2010 года основные торжества стали проводиться в Москве, и нашли воплощение в новых формах. Так, в 2013 г. праздник прошел в неожиданной форме песенно-игрового действа, в котором зритель стал основным действующим лицом. Грандиозный концерт «Наши любимые песни» стал не только центральным событием торжеств, посвященных Дню славянской письменности и культуры, но и идейной составляющей этого праздника.

На Красной площади зазвучал сводный хор из трех тысяч голосов, исполняющий песни советских композиторов, советских кинолент и мультфильмов. Затем концерт продолжился духовными песнопениями. Тексты песен, исполняемых со сцены, транслировались на большие экраны, чтобы все зрители смогли стать исполнителями. Зрителей было несколько тысяч человек, и абсолютно все присоединились к сводному хору. Красная площадь пела любимые и дорогие сердцу всем песни, знакомые с ранних лет. Пели все — взрослые и дети, военные и заслуженные артисты, священнослужители и политики, пели все в независимости от возраста, пола, вероисповедания, политических убеждений. Представление завершилось общим хоровым исполнением гимна «Славься!» из оперы М. Глинки «Жизнь за царя» и праздничным фейерверком.

Опыт организации многотысячного хора в День славянской письменности и культуры — это опыт формирования ценностей через праздник, ведь совместное праздничное хоровое пение позволяет сглаживать неравенство, объединяет, снижает агрессивность, приобщает к ценностям, заложенным в музыке и тексте песен, формирует навыки совместной деятельности.

Проведение Дня славянской письменности и культуры в различных регионах России на протяжении двух десятилетий показывает: если общество стремится творить и развивать национальную культуру, то оно должно сохранять праздник как институт, непосредственно связанный с ценностями общественной жизни, как звено, необходимое в сохранении и распространении этих ценностей. Именно праздник — это механизм, который служит средством коллективного действия в возрождении культуры. Он позволяет актуализировать морально-нравственные, этические, общегражданские проблемы. А затем, подав эти проблемы в яркой, образной, эмоционально окрашенной форме, провоцирует ответное эмоциональное переживание зрителя. И через эмоцию у него возникает потребность соотносить свою жизнь и следовать тем эталонам, которые демонстрирует праздник.

Список литературы:

1.Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1988. — 192 с.

2.Петровичева Е.М. Наследие Кирилла и Мефодия и традиции развития народного образования в России. //Научно-методический журнал. Вузовский вестник МГОГИ. Гуманитарные науки. Орехово-Зуево, МГОГИ — 2010. — № 1 [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.evestnik.mgogi.ru/serii (дата обращения 29. 01. 2014).

3.Тахиаос А.Э.Н. Святые братья Кирилл и Мефодий просветители славян. Сергиев Посад, 2005. — 391 с.

4.Фёдоров Н.Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982. — 709 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

400

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке