Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Дидактические условия реализации проблемно-деятельностного подхода в информаионно-обучающей среде (в образовательном процессе высшего учебного заведения)»

Модернизация высшего профессионального образования обусловлена сменой парадигмы: переход от традиционной к личностно-ориентированной парадигме определил личность обучающегося как центральную фигуру образовательного процесса.

Внедрение государственных образовательных стандартов третьего поколения; переход на двухуровневую систему подготовки специалистов «бакалавр-магистр», реализация принципов самостоятельной активности и осознанности в усвоении учебной программы в качестве ведущих принципов обучения; интеграция средств новых информационных технологий  в процесс обучения — это основные направления развития современного образовательного пространства.

Проектирование информационно-образовательной среды вуза позволяет создавать необходимые условия для повышения эффективности процесса обучения и формирования профессионально-значимых качеств конкурентоспособного специалиста. Введем определение информационно-образовательной среды как информационной системы, объединяющей посредством сетевых технологий, программные и технические средства, организационное, методическое и математическое обеспечение, предназначенное для повышения эффективности и доступности образовательного процесса подготовки специалистов [1, 2]. В качестве основных принципов проектирования информационно-образовательной среды высшей школы необходимо выделить следующие:

·многокомпонентность (информационно-образовательная среда представляет собой многокомпонентную среду, включающую в себя учебно-методические материалы, наукоемкое программное обеспечение, системы контроля знаний, технические средства, базы данных и информационно-справочные системы;

·интегративность и информационность — информационная компонента должна включать в себя необходимую совокупность базовых знаний в областях науки и техники с выходом на мировые ресурсы, определяемых профилями подготовки специалистов, учитывать междисциплинарные связи, информационно-справочную базу дополнительных учебных материалов, детализирующих и углубляющих знания;

·распределенность— оптимальное распределение информации с учетом требований и ограничений современных технических средств и экономической эффективности;

·адаптивность— возможность модифицировать информационное ядро образовательной среды с учетом уровня современного развития социума, науки, техники, социально-экономического сектора [3].

Вышеуказанные принципы позволяют рассматривать информационно-образовательную среду, с одной стороны, как составной компонент традиционной образовательной системы; с другой стороны — как самостоятельную систему, направленную на развитие активной творческой деятельности студентов с целью повышения качества подготовки будущих специалистов при использовании новых информационных технологий.

Информационно-обучающая среда (ИОС) является компонентом информационно-образовательной среды и представляет собой более узкое понятие. Принято выделять следующие типы ИОС:

·среды, ориентированные на представление знаний;

·среды, ориентированные на самостоятельную деятельность по приобретению знаний;

·смешанный тип.

Определим сущность проблемно-деятельностного подхода в информационно-обучающей среде высшего профессионального учреждения и выделим основные дидактические условия, необходимые для его непосредственной реализации. В связи с ведущими тенденциями высшего профессионального образования: гуманизация, фундаментализация, информатизация, непрерывность, гуманитаризация, эффективность (качество, интенсивность, экономичность), технологизация вопрос о формировании модели современного выпускника является особенно актуальным [4]. Первостепенной категорией при этом выступает формирование ключевых и профессиональных компетенций. Под «образовательной компетенцией» будем понимать совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности обучаемого, необходимых для осуществления личностно и социальнозначимой продуктивной деятельности по отношению к объектам реальной действительности.

Формирование ключевых (ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникационные, социально-трудовые) и профессиональных компетенций происходит при реализации проблемно-деятельностного подхода в образовательном пространстве [5]. Деятельностный подход — это методологический базис, на котором основывается целостная система высшего профессионального образования. Деятельность определяется как специфическая форма отношения к окружающему миру и самому себе, проявляющаяся в целенаправленном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания (голоссарий). Деятельность как категория включает в себя цель, средства и результат.

Подход к процессу обучения как к основному виду деятельности вызывает вопрос о соотношении получаемых знаний и умений. Знания — есть составная часть умений. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать. Особое внимание в информационно-обучающей среде современного образовательного пространства уделяется таким видам деятельности как формируемая и познавательная. Под формируемой понимается профессиональная деятельность, которая должна быть сформирована у обучаемого, освоена им в процессе обучения. Содержание обучения составляют заданная система действий и те знания, которые обеспечивают усвоение этой системы. В результате анализа формируемой деятельности должны быть решены следующие задачи: постановка и разработка системы целей обучения; разработка и описание структуры формируемой деятельности; определение уровней изучения учебного материала.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Познавательная деятельность включает в себя следующие этапы: мотивационно-ориентировочный (подготовка студента к восприятию материала необходимого для усвоения); этап усвоения знаний (восприятие и осмысление представленной информации, ее «переработка»); этап отработки умений (применение усвоенных знаий при решении учебных задач); контроль (соответсвие цели обучения результату). Реализация деятельностного подхода в информационно-обучающей среде при подготовке бакалавров, магистров повышает эффективность образовательного процесса, что, в свою очередь, обеспечивает расширение мотивационной сферы, более гибкое и прочное усвоение знаний, возможность самостоятельного продвижения в изучаемой области; формирование индивидуально-образовательных траекторий; возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний; переход от «изолированного» изучения студентами системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к содержанию обучения в контексте решения практико-ориентированных задач [3]. Практико-ориентированные задачи связаны с поиском решения определенной проблемы. Проблема (проблемная ситуация) в педагогике трактуется как содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы. Для создания проблемной ситуации преподаватель использует различные способы. На основе обобщения передового опыта М.И. Махмутов выделяет следующие способы создания проблемных ситуаций:

·побуждение обучающихся к теоретическому объяснению явлений и фактов;

·использование учебных и жизненных ситуаций при выполнении практических занятий; реализация практико-ориентированного характера обучения;

·побуждение к анализу фактов и явлений действительности, содержащих противоречия между представлениями и научными понятиями, выдвижение гипотез, формулировка выводов, их опытная проверка.

·мотивация к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, порождающих проблемную ситуацию;

·побуждение обучающихся к предварительному обобщению фактов;

·развитие и расширение междисциплинарных связей.

·варьирование задачи, переформулировка вопроса.

При решении проблемной ситуациивыделяют четыре этапа:

1.Мотивационный (студент должен знать, с какой целью решается поставленная задача, каков результат решения и где он может быть применен в последующем);

2.определительный (осознание поставленной проблемы или постановка задачи, выработка алгоритма действий);

3.деятельный (выполнения плана действий, направленных на поиск решения задачи);

4.коррекционный (уточнение и корректировка действий студентов преподавателем).

В информационно-обучающей среде, полагаем, целесообразно выделить два этапа: информационный и рефлексивный. Информационный — предполагает овладение студентами необходимой информацией (поиск), работу с информационными источниками (печатные и электронные носители) для решения поставленной проблемы. Рефлексивный этап направлен на осуществление анализа постановки, поиска и решения задачи, оценки собственного участия, уровня овладения учебной информацией.

Суммируя вышесказанное, в качестве основных дидактических условий реализации проблемно-деятельностного подхода в высшем профессиональном образовании выделим следующие: развитие междисциплинарных связей, включение в образовательной процесс практико-ориентированных заданий, формирование профессионально-значимых качеств будущего специалиста, повышение уровня самостоятельной активности студентов посредством постановки проблемных ситуаций и поиска их решений.

Список литературы:

1.Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург, 2006. 135 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

2.Кечиев Л. Н., Путилов Г. П., Тумковский С. Р. Информационно-образовательная среда технического вуза [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.cnews.ru/reviews/free/edu/it_russia/institute.shtml

3.Кечиев Л. Н., Путилов Г. П., Тумковский С. Р. Методы и средства построения образовательного портала технического вуза // Открытое образование, 2002. №2. С. 34—42.

4.Репьев Ю. Г. Интерактивное самообучение: Мн. — М: Логос, 2004. 248 с.

5.Хуторсокй А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование, 2003. № 2. С. 58—64.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

440

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке