Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Динамика зрительского интереса к тв в модернизирующейся России»

В данной статье рассматривается изменение роли и функции ТВ в социальном поле сквозь призму модернизирующейся России на примере зрительского интереса телезрителей федеральных ТК.

С момента появления ТВ в социальном поле зрительский интерес к отечественному ТВ претерпел существенные изменения. Эти изменения определяются развитием самого ТВ, как самостоятельной системы творческих-, технологических- и бизнеспроцессов (селектирующее телевизионный контент, порождающее новые формы и выстраивающее этот контент в определенную конфигурацию), и изменениями в социальном поле. Зрительский интерес менялся вместе с изменением роли ТВ в социальном поле. От жестко контролируемого государством ТВ в СССР с ограниченным, четко выверенным, устойчивым контентом информационно-новостным, обучающим, развивающим и поучительно-идеологическим, с четким распределением этого контента в зависимости от телеканала, через неуправляемый бум контента и телеканальных политик 1990-х и начала 2000-х к современному ТВ. Современное ТВ можно охарактеризовать в массе своей как развлекательное, достаточно разнообразное, с вкраплениями информационно-новостного и культурного вещания, относительно регулируемое со стороны государственных структур, с неустойчивым распределением контента по значимо увеличившемуся количеству ТК, пытающихся саморегулироваться через Share, TVR (долю, рейтинг).

Зритель, реагируя на то, что происходит в жизни и на то, что он видит на ТВ, сопоставляя (часто неосознанно) эти восприятия, впечатления и самоощущения, формирует для себя актуальности, которые стремится отыскать в ТВ-пространстве. Опираясь на наш многолетний опыт исследования зрительского интереса, можно утверждать, что для массового зрителя важно, чтобы ТВ отражало процессы и эмоциональные состояния общества. Можно говорить о том, что для массового зрителя роль ТВ смещается из области искусства в область «повседневного спутника жизни». ТВ в некотором смысле структурирует жизнь зрителя и даже может выступать в роли «организатора» семейных ритуалов и стратегий взаимоотношений, становиться поводом для осуществления внутрисемейной коммуникации. ТВ, в силу таких его особенностей как распространенность, доступность и легкость использования, стало неотъемлемой составляющей ежедневной жизни большинства людей. Зритель использует ТВ либо в качестве фонового просмотра (когда телевизор включен, но его специально не смотрят, а в это время занимаются какими-то своими делами, эпизодически поглядывая в него), либо для целенаправленного просмотра (зрители специально отводят время под просмотр телевизора). Соответственно, вплетаясь в повседневную ткань жизни, ТВ «нагружается» определенным рядом требований со стороны зрителей как субъектов на соответствие: интонации повседневности или праздничности; социальным процессам и настроениям; изменяющимся общественным ценностям, нормам и установкам. Происходит изменения зрительского запроса и в отношении таких характеристик телеконтента как: серьезность, глубина, сложность, основательность и т.п. ТВ, наделяясь зрителем как субъектом узкой прикладной функцией, так же превращается в объект поверхностного восприятия – такого, которое не будет «выбивать» зрителя из его жизненного процесса, и будет «помогать» зрителю проживать свою жизнь. Это приводит к запросу зрителей на следующие свойства телепродукта:

отсутствие необходимости специально настраиваться на просмотр телеконтента, даже если просмотр ТВ целенаправленный (например, просмотр концептуального кино требует соответствующего настроя на предстоящее восприятие);

удовлетворение утилитарным требованиям (практичность, прагматичность, применимость и пр.);

совпадение или компенсацию эмоционально-психологического настроя телезрителей;

отражение узнаваемой действительности контента; или другой полюс – выход контента за границы повседневности (тем не менее, требует сохранения в нем свойств близости, понятности).

Все эти требования со стороны телезрителей, исходящие из роли и места ТВ в их жизни, при обобщении сводятся к тому, что можно назвать развлекательностью. Под развлекательностью подразумевается легкость потребления, созвучность повседневности и пр., то есть «помещение» содержания (в том числе и познавательного, обучающего, ценностного, социально-нормирующего и пр.) в легко усваиваемую и активно захватывающую форму (стилистику), создающую эффект эмоционального впечатления, и дающую возможность в режиме on-line прожить, осмыслить и запомнить увиденное. По данным «Аналитического центра “Видео Интернешнл”», в 1960 г. году доля развлекательного контента составляла 50% эфирного времени, в 1970 – 45%, в 1985 году – 50%, в 2009 – 70% (в часах вещания – это 706 часов вещания в неделю шести телеканалов) [6].

Внутри запроса зрителей на развлекательность, в указанном выше контексте, формируется запрос на отражение в ТВ-пространстве социальных процессов и настроений общества. Рассматривая, как менялись зрительские запросы на сообщение телепродуктов в зависимости от изменений, происходивших в стране в последние десятилетия (после распада СССР, в период модернизации страны), мы можем сделать ряд выводов. Данный анализ будет проводиться на базе исследований зрительского интереса зрителей федеральных ТК, по следующим основаниям: жизненные цели зрителей, мера удовлетворённости сегодняшним днём и довольства прошлым, локус контроля.

В период с 1998 по 2008г. у зрителей в возрасте 25+ доминировала цель выживания и адаптации к изменяющимся социальным условиям. Ответственность за свою жизнь, влияние на неё, её определение рассматривались зрителями этого возраста как невозможные, эту ответственность зрители делегировали внешним обстоятельствам и силам. Удовлетворенность жизнью была минимальна. Недоверие к миру и происходящему носило выраженный характер с оттенком враждебности (прямым или проецируемым на других).

Соответствующим образом в этот период формировался запрос со стороны зрителей 25+ на сообщение телепродукта, который можно условно разделить на две волны. Первая волна включала в себя потребность в эмоциональном отреагировании психологического восприятия социума как напряженного и опасного, и потребность в утешении, успокоении через усиление проживания напряженности. Данные потребности проявлялись в выраженном запросе и отклике на криминально-детективную интонацию телепродукта. Следующая волна зрительского запроса была связана с потребностью телезрителей избегать тем опасности и напряженности. В поиске утешения, успокоения, отвлечения от реальности, зрители стремились к «уходу» в более миролюбивое, защищенное пространство телепродукта с соответствующим сообщением. В этот период у зрителей появилась склонность к сюжетам и темам, реализованным в ключе фатальности и судьбоносности, в которых отображались примирение с неизбежностью происходящего и преодоление сложных жизненных обстоятельств с выходом на позитив.

В период с 2008г. по настоящее время можно говорить о том, что доминанта жизненных целей зрителей изменяется. У зрителей 25+ начинают выражено преобладать цели обустройства и улучшения/сохранения качества жизни, появляются достаточно уверенные планы в отношении будущего (своего и детей). Зрители демонстрируют адаптивность к изменившимся социальным условиям и способность адаптироваться к самому процессу социальных изменений. Происходит усиление меры ответственности за определение собственной жизни и меры влияния на неё. Степень удовлетворенности настоящим возросла, хотя жалобы на несправедливость устройства общества и происходящих социальных процессов присутствуют. Недоверие к миру и происходящему сменяется на робкое доверие.

Запрос зрителей в возрасте 25+ на сообщение телепродукта начинает (пока неспешно) дифференцироваться в соответствии с личными интересами и увлечениями. Кучность запроса зрителей на телепродукт, связанная с прежним активным массовым проживанием социальных процессов, начинает распадаться. Сохраняющиеся массовые запросы зрителей на телепродукт лежат в области актуальных социальных тем локального характера, требующих социального отношения и реакции. Либо – это сообщения, опирающиеся на глубинный социокультурный миф, обращенный к идентичности россиянина (речь о территориальной культурной идентичности, как особенности людей, проживающих на данной территории, вне зависимости от этнических и национальных особенностей).

Если исходить из разработанного П. Штомпкой [5] метода «контролируемого эклектизма» – модели появления и разрушения культуры доверия, и обобщать данные о зрительском интересе современного россиянина, рассмотренные в этой статье, то можно говорить о том, что процессы модернизации в России в настоящее время имеют тенденцию к формированию культуры доверия у зрителя. Внимание, уделяемое современными теориями неомодернизации и неоконвергенции, роли местных традиций, отношений, символических смыслов и культурных кодов (таящих в себе значимый потенциал для процесса модернизации) [1, с. 104; 2; 3, с. 3; 4; 5, с. 120, 394], находит свое отражение в запросах зрителей как субъектов на сообщение телеконтента. Изменение запроса зрителей как субъектов на стилистику и форму телеконтента обусловлено изменением в социальном поле роли и функции ТВ, и в этом смысле, носит эволюционный характер.

Список литературы:

Володин А.Г. Гражданское общество и модернизация в России (Истоки и современная проблематика) // Полис. – М., 2000. – №3. – С. 104.
Левин И. Модернизация в традиционных укладах: Опыт Италии и его значение для России. // Независимый творческий семинар: / Сост.: Е. Туркатенко. – М., 1997. – 23 янв.
Согрин В.В. Современная российская модернизация: этапы, логика, цели. // Вопросы философии. – М., 1994. – №11. – С. 3.
Шемякин Я. Россия и Латинская Америка: цивилизации пограничного типа и модернизация. // Независимый теоретический семинар: / Сост.: Е. Туркатенко. – М., 1997. – 14 фев.
Штомпка П. Социология социальных изменений. Пер. с англ. / Под ред. В.А. Ядова. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – 416 с. – С. 120, 394.
Эволюция по обе стороны экрана: материалы ежегодной конференции «Аналитического центра “Видео Интернешнл”» телевизионных аналитиков. – М.: ЕКТА, 2010. – [электронный ресурс] – режим доступа. – URL: http://www.acvi.ru/Default.aspx?tabid=89.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

318

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке