Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Экологическое измерение международной безопасности (на примере сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза в к. ХХ — нач. XXI вв.)»

Вк. ХХ — нач. XXI в. экологическая составляющая становится неотъемлемой частью мировой политики, поскольку проблемы загрязнения природы ставят под вопрос развитие всей земной цивилизации.

Во-первых, неблагоприятное состояние окружающей среды способно вызвать ряд заболеваний и, в целом, приводит к сокращению средней продолжительности жизни людей. Во-вторых, экологические проблемы нередко связаны с международными военными преступлениями и могут выступать средством ведения войны. В-третьих, природа и климат являются «геополитическими факторами и детерминантами силы и благополучия государства» [16, p. 49].

Связь безопасности государства с окружающей средой прослеживается в сокращении жизненно важных природных ресурсов, увеличении вероятности катастроф и конфликтов, которые имеют последствием усиление миграции и потока беженцев, подрыв экономики. Очевидно, что на национальном и даже региональном уровне государства сами не могут решить данные проблемы, поэтому актуальным для безопасности европейского континента и мира в целом представляется сотрудничество Российской Федерации (далее — РФ) и Европейского Союза (далее — ЕС) в сфере экологической безопасности.

Детально рассмотреть взаимодействие сторон позволяет обширная источниковая база — международные конвенции и соглашения в экологической сфере, декларации, доктрины, иные программные документы национальных и региональных политических институтов, статистические отчеты.

Обсуждение экологической проблематики в научной и политической литературе началось одновременно с обострением глобальных проблем современности на рубеже 1960—70-х гг. А. Вавилов утверждает, что позиция Запада относительно термина «экологическая безопасность» была резко негативной: в Европе опасались, что поддержка концепции, содержащей термин «безопасность», может означать одобрение линии СССР на разоружение и создание системы коллективной безопасности [1, с. 86]. К концу 80-х гг. ХХ в. отношение Запада к проблеме стало более благосклонным.

В отечественном лексиконе понятие «экологическая безопасность» появилось в 1987 г., когда М. Горбачев в статье «Реальность и гарантия безопасного мира» выдвинул идею «глобальной стратегии охраны окружающей среды и рационального использования ресурсов» [2, с. 2]. Термин «экологическая безопасность» вызвал серьезную дискуссию среди таких исследователей, как М. Бринчук, О. Колбасов, А. Кукушкина, А. Тимошенко, которые трактуют ее как систему мер по защите окружающей среды от угроз. Наиболее полной, на наш взгляд, можно считать дефиницию А. Костина, который под экологической безопасностью понимает процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, природы, общества и государства от реальных и потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду [6, с. 250].

На рубеже веков экологические аспекты международной безопасности стали предметом исследования многих зарубежных и отечественных ученых. Их основное внимание было сосредоточено на классификации угроз окружающей среде, о чем свидетельствуют работы Э.Дж. Кирк, Р. О. Коэна, Е. Кочетковой. Достаточно полно разработана тема правовой основы международного сотрудничества и роли международных конференций в данной сфере (И. Ашихмин, М. Искандеров, А. Мегераммов, В. Морозова, М. Павлова).

На наш взгляд, требуют более глубокого исследования практические стороны взаимодействия акторов международных отношений в сфере экологической безопасности. Так, А. Вавилов, С. Гупта, А.М. Зброджиа, С. Синчанский, М. Юлкин акцентируют внимание на роли развитых государств в принятии и реализации Рамочной конвенции ООН по изменению климата (далее — РКИК ООН), Киотского протокола и других конвенций. Учеными почти не рассматриваются экологические программы, за исключением российского исследователя А. Гусева, который приводит примеры конкретных проектов российско-европейского сотрудничества в экологической сфере [3].

Цель сообщения — анализ и оценка экологических аспектов международной безопасности на примере сотрудничества РФ и ЕС в к. ХХ — нач. ХХІ вв.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задания: проанализировать роль экологических аспектов в обеспечении международной безопасности; дать характеристику природоохранному законодательству и мировой практике борьбы с угрозами мировой стабильности; рассмотреть основные направления взаимодействия РФ и ЕС в сфере экологической безопасности; дать оценку сотрудничеству сторон и его перспективам.

Основным механизмом сотрудничества по вопросам экологической безопасности являются конференции, на которых создаются условия для обмена мнениями, обсуждения интересов сторон, формируются правовые средства обеспечения экологической безопасности — система универсальных договоров и региональных соглашений. Условно можно выделить три этапа развития системы международного экологического законодательства.

І этап (к. 1960-х — 1970-е гг.) — становление системы международного сотрудничества, толчком к которому стал доклад Римского клуба «Пределы роста», подготовленный международным коллективом авторов во главе с Д. Медоузом в 1972 г. Начало развитию системы национальных природоохранных структур и законодательства, финансированию экологических мероприятий, становлению глобальной программы оценки окружающей среды положила Первая конференция ООН по проблемам окружающей среды, которая проходила в 1972 г. в Стокгольме.

ІІ этап (1980—90-е гг.) — появление новых аспектов экологической безопасности, которые повлекли за собой подписание ряда конвенций. Созданная в 1983 г. Международная Комиссия по окружающей среде и развитию подготовила в 1987 г. доклад «Наше общее будущее», что положило начало концепции устойчивого развития (англ. «sustainable development») — развития, обеспечивающего потребности нынешнего поколения без необратимых изменений и угроз для существования будущих поколений [7, с. 350]. Решающее значение для формирования данной концепции имела Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г., на которой были согласованы и приняты «Повестка дня на XXI век», «Декларация по окружающей среде и развитию», РКИК ООН, Конвенция о биологическом разнообразии, «Принципы лесоводства».

ІІІ этап (1997—2012) — реализация устойчивого развития и кооперирование государств. Решающую роль в данном процессе сыграл Киотский протокол [4], подписанный в 1997 г. и ратифицированный 192 странами. На Конференции в Йоханнесбурге (2002 г.) главы государств и правительств договорились о серии конкретных обязательств и действий в области водоснабжения, энергетики, сельского хозяйства, сохранения биоразнообразия.

Отметим, что на данном этапе сложилась система органов, специализирующихся в области экологической безопасности, но координация в рамках ООН осложнена. На наш взгляд, весьма перспективнымявляется региональное сотрудничество в сфере экологической безопасности, в частности РФ и ЕС, т. к. перед сторонами стоит ряд общих проблем, требующих совместных действий: изменение климата, истощение озонового слоя Земли, загрязнение питьевой воды и атмосферного воздуха, истощение ресурсов, потеря природных экосистем, снижение биоразнообразия, загрязнение Балтийского, Баренцева, Каспийского и Черного морей [14, p. 30—32, 48—52].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Отношения сторон в экологической сфере основаны на довольно широкой правовой базе. Законодательство условно можно разделить на три подгруппы.

Международные конвенции и соглашения, посвященные экологическим проблемам (Декларация Рио, РКИК ООН, Киотский протокол и т. д.), в которых участвуют обе стороны.

Двусторонние соглашения РФ и ЕС. Основа экологического сотрудничества была заложена «Соглашением о партнерстве и сотрудничестве» 1994 г. [12] и «Коллективная стратегия в отношении стран, не являющихся членами ЕС» 1999 г. [15]. Сотрудничество в области охраны окружающей среды между Россией и ЕС входит в раздел 6 «Общего экономического пространства» 2004 г. [18] и регулируется «Положением о формировании Диалога по окружающей среде» [10], подписанным в 2006 г. в г. Хельсинки.

Европейское и российское экологическое законодательство.

Цели экологической политики ЕС были провозглашены в Римском Договоре 1957 г. Как приоритетное направление деятельности ЕС охрана окружающей среды была закреплена ст. 3 Амстердамского договора 1997 г., Европейской стратегией устойчивого развития «Устойчивая Европа за лучший мир» (2001 г.) и программами действий ЕС в области окружающей среды.

Основные направления международного сотрудничества РФ предусмотрены в Указах Президента «О государственной стратегии российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1994 г.), «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996 г.), в «Экологической доктрине Российской Федерации (2002 г.)» и Климатической доктрине РФ (2009 г.).

Итак, правовая основа взаимодействия ЕС и РФ в сфере экологической безопасности была заложена в 1990‑2000-е гг. Опираясь на источники, выделим следующие основные направления сотрудничества сторон:

выработка общих подходов в области экологической политики и управления, включая гармонизацию законодательства России и ЕС;

взаимодействие в рамках многосторонних форумов и выполнение международных обязательств в области охраны окружающей среды;

сотрудничество по трансграничным экологическим вопросам;

обмен информацией, повышение осведомленности общественности о проблемах окружающей среды и развитие экологического образования;

проведение научных исследований.

В 1990-х гг. ЕС как субъект международных отношений стал ведущим участником международного процесса создания экологической политики. В 1990 г. было учреждено Европейское агентство по окружающей среде, в то время как переговорные позиции России оказались ослабленными. Иностранные представители отмечали низкий ранг и малочисленность российских делегаций, их пассивность в многосторонних экологических форумах, слабое реагирование власти на инициативы влиятельных групп. В результате до 2006 г. не существовало эффективного механизма взаимодействия РФ и ЕС в сфере экологической безопасности. Создание Российского регионального экологического центра (далее — РРЭЦ) и утверждение в 2006 г. «Положения о Диалоге по окружающей среде» в рамках «Дорожной карты Россия — ЕС по общему экономическому пространству» ознаменовало начало политики сближения в поиске подходов и механизмов разрешения проблемы чистой воды, управления отходами, улучшения качества воздуха, охраны природы, промышленного загрязнения.

Наличие у России и восточно-европейских стран ряда общих проблем, связанных с выбросами загрязняющих веществ, обусловливает необходимость разработки общих подходов по их решению. Европейская Комиссия предложила Тематическую cтратегию по охране и спасению морской среды, практические рекомендации по использованию новых технологий в сельском хозяйстве, нефтеперерабатывающей промышленности, коммунальном хозяйстве и «общие обязывающие правила», которые охватывают выбросы в воздух, почву, воду, энергопользование, промышленные отходы.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Говоря о конкретных шагах в данном направлении, подчеркнем, что в 1992—2010 гг. основное внимание уделялось всё же трансграничным экологическим проблемам и сотрудничеству в рамках ООН. Вместе со странами ЕС Россия с 1992 г. участвует в Глобальной системе экологического мониторинга и Международной геосферно-биосферной программе. Результат взаимодействия сторон — реализация более чем 300 проектов, связанных с изучением климата, анализ состояния пресноводных экосистем, оценкой опасности воздействия загрязняющих веществ [8, с. 49—51].

В обсуждении РКИК ООН ЕС и Россия, производящие значительную долю мировых выбросов парниковых газов, сыграли важную роль. В 2003—2004 гг. в РФ оказалась в центре внимания мирового сообщества в связи с оттягиванием ратификации Киотского протокола, а присоединилась к нему в 2005 г. В ходе координационных совещаний соответствующих органов ЕС и РФ в 2006—2009 гг. были разработаны планы работы, согласована общая позиция по ряду вопросов, в т. ч. относительно будущих обязательств сторон после 2012 г. Статистические данные указывают на постепенное сокращение выбросов парниковых газов: в 2008—2009 гг. выбросы на душу населения и в России, и в ЕС сократились и составили в 2009 г. 9,6 т и 7,2 т соответственно [17, p. 10].

Проблема захоронения ядерных отходов — не менее остро стоит перед РФ и ЕС в деле обеспечения экологической безопасности и мировой стабильности. В 2003—2011 гг. стороны активно сотрудничали по ряду ядерных программ, получившим гранты ЕБРР. Наиболее успешные из них — Стратегический мастер-план по выводу объектов из эксплуатации (с 2003 г.); проекты по созданию безопасных условий для хранения отработанного ядерного топлива (далее — ОЯТ) из подводных лодок класса «альфа» и «папа» (2004—2012 гг.) и строительство хранилища для ОЯТ (с 2011 г.); совершенствование системы контроля над уровнем радиации и чрезвычайного реагирования в Мурманской и Архангельской областях (с 2004 гг.); утилизация плавучей технической базы «Лепсе»; система транспортировки ОЯТ в губе Андреева (с 2008 г.).

Несколько иначе происходит взаимодействие РФ и ЕС по трансграничным вопросам. Одним из первых в сфере экологической безопасности был проект «Зеленые легкие Европы». Его задача — уберечь, поддержать в хорошем состоянии и расширить крупные лесные массивы [5, с. 88].

Хорошим примером взаимодействия РФ и ЕС, по нашему мнению, является процесс «Окружающая среда для Европы» ‑ партнерство стран Европы, Кавказа и России, международных организаций, региональных экологических центров, неправительственных организаций. Основные направления сотрудничества были определены на Пятой конференции министров «Окружающая среда для Европы» в Киеве 21—23 мая 2003 г. Среди конкретных действий — совершенствование экологического законодательства,управление природными ресурсами, выявление и анализ проблем и создание регулярно обновляемого регистра, разработка субрегиональных программ, создание согласованной структуры их рассмотрения и целевой группы экспертов по разработке механизма возмещения трансграничного ущерб.

Российско-германская программа по исследованию климата в бассейне Каспия «Сравнение атмосферных моделей» (AMIP) продемонстрировала успешность согласованных действий, как и Программа мониторинга и оценки окружающей среды Арктики (АМАП). АМАП реализуется с 1991 г. Данией, Исландией, Канадой, США, Финляндией, Норвегией, Швецией и Россией, которые оценивают состояние среды Арктики, исследуя озоновый слой, изменения климата, выявляя пути распространения загрязнителей [8, с. 52].

Большую известность получила международная программа «Северное измерение», инициатором которой выступила в 1997 г. Финляндия. Ее целью является укрепление связей и взаимодействие в сфере ядерной безопасности, защита экосистем Арктики, водной среды Балтийского и Баренцева морей и биологического разнообразия, лесных и рыбных запасов, правовое сотрудничество. В 2007 г. на конференции в Брюсселе начал реализовываться план финансового содействия для оздоровления экологии всего севера Европы, пострадавшего от хранящихся в северо-западных районах РФ ОЯТ и программа создания новой системы защиты Санкт-Петербурга от наводнений [3].

В 2007 — 2009 гг. в рамках проекта «Устойчивое комплексное использование земель в степях Евразии», направленного на увеличение площадей экологически чистых земель, восстановление и использование заброшенных территорий, содействие сотрудничеству в управлении степными ресурсами, проводятся встречи, экспертная оценка, анализ и мониторинг действий на местах. Подчеркнем, что проект награжден почетной премией ассоциации «British Expertise» за охрану окружающей среды (2008 г.) [9, с. 37].

Трансграничное взаимодействие в Балтийском регионе охватывает все основные сферы жизни. Начавшийся в 2007 г. переговорный процесс по новому климатическому соглашению на период после 2012 г. коснулся связанных с Киотским протоколом проблем (обоснование уровня обязательств России на 2020-З0 гг., аукционное распределение прав на выбросы парниковых газов, направление доходов в фонды помощи развивающихся стран).

Экологическое сотрудничество в Калининградской области, вероятно, поможет снять напряженность вокруг российского анклава на территории ЕС. Создание международного фонда финансовой поддержки природоохранного партнерства в размере 100 млн. евро способствовало реализации проектов в Санкт-Петербурге и северо-западных областях РФ. 420 тыс. евро было выделено ЕС для оборудования штабов по отработке действий по ликвидации разливов нефти на Балтике (первый такой штаб уже открылся в Петербурге на базе Государственной морской академии им. адмирала С. О. Макарова) [3]. ЕС и РФ планируют также возвести очистные сооружения, создать замкнутые циклы переработки в химической и целлюлозной промышленности.

Проект «Сотрудничество в области защиты экологии Черного моря» (2007 — 2009 гг.) предполагает приведение законодательства причерноморских государств в соответствие с правовыми нормами ЕС. В рамках проекта проводятся программы обучения биологическому мониторингу и управлению морскими резервами, разрабатывается региональная стратегия комплексного управления прибрежной зоной и национальных стратегий [9, с. 34].

Россия наряду с другими странами СНГ принимает активное участие в проекте ЕС «Правоприменение и управление в лесном секторе (FLEG)» (2008—2011 гг.). Деятельность охватывает разработку национальных рабочих планов, наращивание потенциала и обучение, повышение информированности, помощь в укреплении регионального и субрегионального сотрудничества, поддержка в реализации улучшенных методов управления лесным хозяйством [9, с. 35].

Итак, РФ и ЕС создали реальные механизмы взаимодействия по ряду трансграничных экологических проблем, но повышение уровня сознательности и участия общественности в вопросах изменения климата, на наш взгляд, также имеет важнейшее значение. В начале 2000 г. ЕС поддержал идею учреждения «региональных экологических центров» во всех странах Европы для укрепления роли гражданского общества в деле защиты окружающей среды. В РФ такая функция была возложена на РРЭЦ. В рамках информационного проекта «Россия-ЕС. Природоохранное сотрудничество» центр предоставляет информацию обеим сторонам диалога, содействует развитию экологического образования, занимается повышением информированности общественности и привлечением ее к решению проблем. Подгруппа по изменению климата Диалога по окружающей среде также консультирует заинтересованные круги в вопросах изменения климата посредством организации семинаров, круглых столов, информационных кампаний, проводит научные исследования.

При поддержке ЕС в РФ осуществляется программа «Гражданская оборона (PPRD East)» (2010—2013 гг.), направленная на повышение подготовленности и способности к реагированию на чрезвычайные ситуации и на укрепление механизмов предотвращения бедствий на местном, национальном и региональном уровнях. Повышению информированности и управления в отношении изменения климата способствует и проект ЕС «Поддержка реализации решений Киотского протокола (SKPI)» (2008 — 2011 гг.) [9, с. 36].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Немаловажный момент — финансирование проектов. Безусловно, ЕБРР является одним из главных доноров помощи России от стран ЕС. Банк выдает кредиты на реализацию проектов, связанных с энергетикой, транспортом, природными ресурсами, сельским хозяйством. Банк уделяет внимание проектам, связанным с вопросами экологического менеджмента, управлением отходами, контролем за очисткой сточных вод, за загрязнением водной и воздушной среды в бассейнах Балтийского и Баренцева морей [8, с. 54].

Техническое содействие ЕС по вопросам окружающей среды осуществляется через программу TACIS — инициативу ЕС для стран Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии, финансируемую Европейским инвестиционным банком. России на региональные и приграничные программы TACIS, по подсчетам А. Гусева, выделено 144 млн. евро [3].

ЕС обеспечивает финансовую поддержку проектов, направленных на устойчивое развитие, при помощи Европейского механизма политики добрососедства и партнерства (ENPI). Бюджет ENPI зафиксирован на уровне около 12 млрд. евро на период 2007—2013 гг. [11, с. 22]. Дополнительно был создан Инструмент технической поддержки и информационного обмена по сближению, применению и соблюдению законодательства и система долгосрочных двусторонних соглашений со странами-соседями ЕС.

Таким образом, на рубеже веков на смену традиционным парадигмам международной безопасности пришли концепции всеобъемлющей безопасности и безопасности человека, в которых важную роль играют вопросы экологии. Географическая близость, углубление отношений и развитие обмена между ЕС и Россией приводят к росту их взаимозависимости в данной области. На наш взгляд, можно констатировать наличие не только общих законодательных механизмов, но и подходов в области экологической политики и управления, ряда действий и реализуемых мероприятий.

Иллюстрацией продуктивного диалога может послужить ряд проектов по сближению экологической политики и законодательства, выработке общей позиции на международной арене по ряду вопросов, сотрудничество в деле рационального использования природных ресурсов, удаления ядерных отходов, борьбы с загрязнением, повышению информированности общественности. Активизация участия РФ в данных сферах может привлечь значительные объемы инвестиций и послужить дополнительным фактором модернизации системы управления окружающей средой. Для ЕС сотрудничество с РФ позволяет более эффективно реализовывать международные программы. На наш взгляд, взаимодействие сторон может способствовать снятию напряженности и разрешению политических и экономических противоречий, вызванных экологическими проблемами, гарантируя международную безопасность.

Список литературы:

Вавилов А. Экологическая безопасность и устойчивое развитие России // Международная жизнь. — № 8. — С. 85—90.

Горбачев М.С. Реальность и гарантии безопасного мира // Правда. — 1987. — 18 сентября. ‑ № 261(25248). — С. 1—2.

Гусев А.А., Гусев А.И. Политические аспекты сотрудничества России и Европейского Союза в сфере экологической безопасности [электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://jurnal.org/articles/2008/polit37.html.

Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата: принят 11 декабря 1997 г. [электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://unfccc.int/resource/docs/convkp/kprus.pdf.

Колбасов О.С. Конференция ООН по окружающей среде и Россия // Государство и право. — 1992. ‑ № 11. — С. 85—91.

Костин А.И. Экополитология и глобалистика : учеб. пособие. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 418 с.

Кочеткова Е.В. Экологическая политика развитых и развивающихся стран: сравнительный анализ // Социально-гуманитарные знания. — 2009. — № 1. — С. 350—356.

Морозова В.Н. Мировая экологическая политика и международное экологическое сотрудничество : учеб. метод. пособие для вузов. — Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2007. —126 с.

Наши соседи: панорама региональных программ и проектов в странах Восточной Европы // Информационные бюллетени региональных программ-2010. — 52 с. [электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.enpi-info.eu/files/publications/EUAID07A-0817%20Our%20Neighbours%20LR.RU.pdf.

Положение о формировании диалога по окружающей среде между Министерством природных ресурсов и Генеральным директоратом по окружающей среде Комиссии европейских сообществ (Хельсинки, 10 октября 2006 г.) [электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://climatechange.ru/files/Dialogue_RUS.pdf.

Сближение с природоохранной политикой Европейского Союза: краткий путеводитель для стран-партнеров по Европейской политике добрососедства и России : Октябрь 2007 / С. Науманн. — Берлин: ЕС, 2008. — 28 с.

Соглашение о партнерстве, сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (Корфу, 24 июня 1994 г.). [электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/eea/pca_russia.htm.

An Assessment of the Intergovernmental Panel on Climate Change // Climate Change 2007: Synthesis Report. — p. 26—73.

Common Strategy of the European Union of 4 June 1999 on Russia : 1999/414/CFSP. [электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2003/november/tradoc_114137.pdf.

Kirk E.J. The greening of security: environmental dimensions of national, international and global security after the Cold War // New perspectives for a Changing world order ; edited by Eric H. Arnett. — Washington: American Association for the Advanced of Science, 1991. — P. 47—69.

Ottens M. EU-27 and Russia: basic statistical indicators and selected trade figures, 2000—2010 // Statistics in focus. — 2011. — № 69. —12 р.

Road Map for the Common Economic Space — Building Blocks for Sustained Economic Growth. [электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://eeas.europa.eu/russia/docs/roadmap_economic_en.pdf.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

523

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке