Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Экзистенциальная диалектика активности и пассивности человека в прагматизме У. Джеймса»

Актуальность деятельностной проблематики сохраняется в связи с тем, что проблемы и вопросы, которые были поставлены в ходе философских исследований человека и человеческой деятельности в ХХ веке, не были разрешены. Необходима разработка широкой теории человеческой деятельности, которая учитывала бы не только активные формы существования человека, но и пассивные, находящиеся в диалектической связи с первыми, а также экзистенциальные аспекты указанной диалектики.

Подобные исследования обусловлены как теоретическими, так и практическими проблемами современного социально-гуманитарного знания.

Большинство исследований, посвященных философии прагматизма и, в частности, творчеству Уильяма Джеймса, традиционно освещают гносеологические аспекты (Криворучко И.С., Момджян К.Х., Зотов А.Ф. и др.). Исследования Мельвиля Ю.К. и Гуревича П.С. по антропологии прагматизма также уделяют недостаточно внимания осмыслению человеческой деятельности, а феномен бездеятельности человека вообще ими не рассматривается. Поэтому, целью исследования является исследование упомянутых феноменов на предмете философии У. Джеймса. Выполнение данной задачи возможно через анализ прагматистского учения о «вере» и «сомнении».

Кроме того, для четкого обозначения предмета исследования необходимо различать прагматизм как научную теорию и как теорию деятельности. Такое различие становится очевидным уже в первых программных статьях Чарльза Пирса. Западные мыслители также выделяют деятельностный аспект философии прагматизма в качестве самостоятельного предмета исследования [5]. Таким образом, данное исследование будет направлено на деятельностный, антропологический аспект прагматизма.

Уильям Джеймс, часто использовал психологическую интерпрета­цию факторов, лежащих в основе способа бытия человека. В этом есть существенное отличие концепции Джеймса от первоначального прагматизма Ч. Пирса, что послужило даже возникновению опреде­ленных конфликтов между упомянутыми мыслителями [2, с. 103].

Задаваясь вопросом о роли веры и сомнения в плане человеческой активности, Уильям Джеймс подчеркивал, что именно верование является основным мотивом для деятельности, тогда как сомнение выступает сдерживающим ее фактором. Сомнение ведет человека к бездеятельности, тогда как вера, критерием которой есть, по Джеймсу, именно готовность человека действовать, присуща активной части человеческой души. Таким образом, вера и оптимизм ведут человека к деятельности, а сомнение и страх — к бездеятельности и «пассивным наслаждениям» [3, с. 13, 42—44, 62, 73].

У. Джеймс прямо говорит, что диалектика страха и надежды является определяющей в вопросе о том, действует человек или бездействует. Более того, человек, пребывающий в страхе, не только бездеятелен, но он также стремится избавиться от страха и обрести покой, что возможно для него двумя путями. Первый путь — установ­ление определенного верования и действие в соответствии с ним по привычке; второй — перманентное бегство человека от любого диском­форта и борьбы как результат неуверенности человека в собственных силах, действиях и идеях, ведущей к пассивному способу его бытия. Таким образом, человека можно характеризовать как охваченного либо бессилием, либо «энергичным настроением», при этом, в первом случае, доминирует стремление человека избежать каких-либо трудностей или неприятностей, а в другом — игнорирование трудностей в стремлении достичь определенной цели, которая и есть предметом веры.

Бездеятельность человека обусловлена «невротическими привычками», которые, по мнению американского мыслителя, уменьшают энергию человека, являющуюся основой его деятельности. Речь идет о таких психологических установках и барьерах, нарушение которых доставляет индивиду значительный психологический дискомфорт. Примечательно, что У. Джеймс связывал подобные при­вычки с феноменом потребления, стремлением человека скорее нечто пассивно получать, нежели что-то создавать (например, чрезмерное потребления еды, увлечение покупками, чрезмерное стремление к сексу) [4, с. 332]. Лишь постоянное повторение невротических действий может поднять настроение и энергию зависимого от них человека, который тут же растрачивает их на удовлетворение указанных действий. Таким образом, вся деятельность и жизнь бездеятельного человека связана с удовлетворением примитивных желаний, невротических привычек и стремлением к «покою», не оставляя сил для труда и творчества, развития и борьбы за собственную свободу.

Залогом преодоления человеческой пассивности и бездеятель­ности, по мнению У. Джеймса, есть сознательная борьба личности с собственными невротическими привычками и сомнением в собственных возможностях через обретение твердого верования, дающего основания и силы для деятельности.

Во многом с Уильямом Джеймсом можно согласиться, однако, отметим, что за его же логикой, вера предстает в качестве своеобразной анестезии для ослабления чувства страха и неуверенности. В таком случае, вера — более приемлемый и более оптимистичный способ бегства человека от экзистенциального страха через вовлечение в общественно признанные формы деятельности. Такая деятельность, как правило, основывается не столько на мышлении и свободной воле человека, сколько на глубокой убежденности в истинности, «правильности» собственных идей, поступков и способа существования.

Поскольку «вера» у американского мыслителя понимается именно как уверенность личности в истинности собственных идей, здесь присутствует значительный субъективный момент, ведь человек оказывается в ситуации солипсизма — важным становится для инди­вида только то, во что верит он сам. Влияние и детерминация эмпири­ческих объектов никогда не объявлялись прагматистами в качестве абсолютных, как это можно было видеть у Уильяма Джеймса, который большее значение отводил именно субъективным идеям [6, р. 110].

Таким образом, вопрос об объективных реалиях мира и вещей попадает в зависимость от субъективных преференций отдельного человека. На ошибочности и опасности подобного эгоцентризма и идеализации собственных представлений, разрыва между бытием и индивидуальным сознанием впоследствии акцентировала внимание представительница психоанализа К. Хорни, считая их ничем иным, как проявлением невроза.

Как видно, пассивность и бездеятельность человека связываются Джеймсом с представлением человека о собственной неполноценности и недееспособности, что может быть причиной банального незнания индивидом собственных способностей и возможностей их реализации [4, с. 339—340]. Фактически, речь идет о том решении, которое человек принимает по поводу себя и своего бытия. В данном случае нужно обратить внимание на сильный экзистенциальный момент, содержащийся в положении о том, что важнейшим в вопросе о способе существования человека оказывается решение человека, на что обращал внимание У. Джеймс. Реализация человеческого потенциала через деятельность зависит в значительной мере от самого человека и предстает как «само-создание», «само-творчество». Отказ человека от ответственности за собственное бытие и бегство от решений порождает такие формы его бездеятельности как лень, уныние, безынициативность и патологическое стремление к потреблению и приспособлению.

Фактически, здесь речь идет о противоположных способах существования человека, и выборе, который он должен сделать и тем самым принять решение по поводу собственного бытия. В таком случае, вполне оправданно понимание человека в качестве его собственного «проекта» и кажется весьма актуальным понимание человека как существа, которое должно обратиться к самопознанию и самосознанию, «размыкая» горизонты бытия в поисках истины и себя, что можно понимать как его самореализацию.

Реалии жизни показывают, что ментальная бездеятельность (то есть, отказ от мышления и решения о своем собственном бытии) является весьма притягательной для большей части современного человечества, поскольку наличие устойчивого верования ведет человека к выполнению несложных, ежедневно повторяющихся функций. Альтернативой такому способу бытия человека является принятие человеком ответственности за собственное бытие, что совсем не исключает сомнение и страх.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Отметим, что негативная оценка У. Джеймсом сомнения имеет некоторые недостатки. Ведь сомнение, в отличие от веры, предполагает именно мышление, без которого трудно представить свободную и ответственную личность. Сомнение, как известно, весьма высоко ценилось Декартом, а Чарльз Пирс видел в сомнении источник «ментальной деятельности», мысли, а также основание для выработки верования. В контексте оценки роли верования, привычки в человеческом существовании можно привести удачную мысль Л. Витгенштейна: «Когда я следую правилу, я не выбираю. Я следую правилу вслепую» [1, с. 342]. Такая характеристика верования полностью совпадает с его пониманием теоретиками прагматизма и, в таком случае, не совсем понятно, почему У. Джеймс упускает из поля зрения важную роль сомнения в качестве неизменной предпосылки мышления. Ведь при доминировании верования и привычки нет места ни для мысли, ни для свободной творческой деятельности, что усложняет самореализацию личности.

В целом можно сказать, что прагматистская концепция человеческой деятельности оказалась весьма прогрессивной, обратившись к осмыслению пассивных форм человеческого бытия. Заслугой У. Джеймса было положение о том, что человеческая деятельность (как и бездеятельность) имеют в качестве своих решающих факторов не объективные условия, а субъективные переживания личности, связанные с ее мировоззрением и самосознанием, что открыло новые экзистенциальные аспекты диалектики активного и пассивного способов человеческого существования.

Список литературы:

Витгеншейн Л. Философские исследования / Языки как образ мира. — М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 2003. — С. 220—546 — (Philosophy).

Грязнов А.Ф. У истоков прагматизма //Вопросы философии. — 1996. — № 12. — С. 103—105.

Джеймс У. Воля к вере / Джеймс У. Воля к вере: Пер. с англ.; сост. Л.В. Блинников, А.П. Поляков. — М.: Республика, 1997. — 431 с. — С. 3—206. — (Мыслители ХХ века).

Джеймс У. Человеческая энергия / Джеймс У. Воля к вере: Пер. с англ.; сост. Л.В. Блинников, А.П. Поляков — М.: Республика, 1997. — С. 326—342 — (Мыслители ХХ века).

Kilpinen Erkki. Pragmatism as a philosophy of action // First Nordic Pragmatism Conference, (Helsinki, Finland, June 2008). [электронный ресурс] — Режим доступа — http://www.nordprag.org/papers/Kilpinen-Pragmatism as a Philosophy of Action.pdf. (дата обращения: 21.11.2011).

Spencer A. McWilliams. William James’ pragmatism and PCP // Personal Construct Theory & Practice, 6, 2009 — р. 109—119 — [электронный ресурс] — Режим доступа — http://www.pcpnet.org/journal/pctp09/mcwilliams091.pdf. (дата обращения: 05.12.2011).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

390

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке