Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Эссе как явление культуры и учебное задание по педагогике»

Ещё со времён К.Д. Ушинского идет непрекращающаяся методологическая дискуссия о научном статусе педагогики, чем в боль­шей степени она является: искусством, наукой или «ремеслом» (мы сейчас сказали бы «технологией»)? Им были заложены основы научной педагогики, но в тоже время он выдвинул тезис о том, что «педагогика — самое высокое и самое необходимое из всех искусств» [4] (выделено нами, Н.И.).

Почему же педагогика рассматривалась К.Д. Ушинским высшим из искусств? Он писал: «…потому что она стремится удовлетворить величайшей из потребностей человека и человечества — их стремлению к усовершенствованиям в самой человеческой природе: не к выражению совершенства на полотне или в мраморе, но к усовершенствованию самой природы человека — его души и тела…» [4]. В контексте воспитания обнадёживающе звучат слова великого педагога о том, что «человечество, наконец, устанет гнаться за внешними удобствами жизни и пойдет создавать гораздо прочнейшие удобства в самом человеке, убедившись не на словах только, а на деле, что главные источники нашего счастья и величия не в вещах и порядках, нас окружающих, а в нас самих» [4].

Практика педагога может рассматриваться как искусство, но и процесс подготовки педагога-профессионала должен включать в себя художественно-эстетическое воспитание. В основе формиро­вания культурологической компетентности студентов лежит идея интеграции педагогического образования и художественно-эстети­ческое воспитания. С этой целью мы вносим в учебный процесс возможность общения с произведения искусства в самом широком смысле этого слова: в основном — художественные тексты, произведения изобразительного, театрального и кинематографи­ческого искусства, т. е. пытаемся насытить учебно-воспитательный процесс яркими эмоциями, красотой и духом, философией времени, которое отражает конкретное произведение.

Изучению проблемы формирования художественно-эстетических знаний, умений будущего учителя любой специальности (математики, физики, биологии, экономики и др.) уделяется сегодня много внимания (диссертации О.Ю. Глазуновой, Д.А. Гусева, Г.Н. Казилова, О.Н. Поздняковой и др.). Учёные считают, что «решение задач художественно-эстетической подготовки специалиста в высшей педагогической школе должно быть ориентировано» на выработку ценностно-эстетических и духовных качеств будущего педагога, его интеллектуальных качеств, эмоциональной культуры, потребнос­тей и мотивов к самостоятельному систематическому использованию видов искусств, приобретение опыта культуры общения с учащимися, способов творческого применения специальных знаний, умений; формирование высокого уровня мыслительных операций, умственной активности и познавательной самостоятельности (выделено нами, Н.И.). В процессе изучения педагогики, истории педагогики, педагогических спецкурсов по выбору мы предлагаем студентам вольнолюбивый литературный жанр — эссе.

Эссе от французского “essai”, английского “essay” — попытка, проба, очерк; от латинского “exagium” — взвешивание. Создателем жанра эссе считается М. Монтень («Опыты», 1580 г.). «Это прозаическое сочинение — рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъек­тивно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер» [1].

Исследование К. Зацепина «Эссе: от философии к литературе» начинается с утверждения о том, что «долгое время в гуманитарной традициижанр эссе рассматривался в контексте и терминах антропологии, философии и аксиологии: как феномен культуры, как одна из форм ее самосознания, преимущественно в связи с проблематикой поиска индивидуальной идентичности, осмысления традиции или критики идеологий» [2], [выделено нами — Н.И.].

«Форма эссе может рассматриваться как объективация несколь­ких интеллектуальных процедур. Первая из них — проблематизация»; под этим подразумевается, что эссе — « прежде всего интеллек-туальная провокация, отстранение привычных форм мышления», текст эссе «характеризуется принципиальной внутренней незавершен­ностью, неструктурированностью, «черновиковостью» [2]. К. Зацепин поясняет, что «в отличие от научных и публицистических текстов, эссе — это дискурс вопрошания, а не констатации», мысль в эссе требует соучастия читающего [2], именно читатель своей интеллектуальной активностью «восполняет» незавершенную форму эссе до новой целостности» [2].

«Вторая важная процедура может быть обозначена как интер­претация»; «упорядочивая и переосмысливая собственный опыт восприятия чужих произведений, эссеист формирует индивидуальное видение мира, специфицирующееся как частное переживание и трактовка культурных смыслов. Будучи тесно связанной с частным опытом, биографией, интерпретация в эссе выступает условием возможности понимания себя и других в культуре и через культуру» [2].

Третья процедура — рефлексия. «Эссе возникает как аскеза, практика испытания пишущим себя в непрерывном движении мысли»… «Основная интенция эссе — обращенность взгляда пишущего на себя» [2].

Различие между научным текстом и эссе заключается в том, что «план содержания всецело доминирует в научном повествовании над планом выражения, не оставляя места эстетической функции… Слово присваивается автором научного текста в едином значении…» [2]. Научный текст должен быть ясен и непротиворечив: «всякого рода расхождения замысла и интерпретации на уровне содержания традиционно расцениваются как свидетельство несовершенства научного текста» [2].

Автор подводит нас к мысли о том, что на пересечении двух линий — эстетизации философии, публицистики, с одной стороны, и все большей интеллектуализации художественной прозы, с другой, формируется эссе, обретая идентичность жанра, маркирующего границы как литературного, так и научно-публицистического начал.

Эссе как феномен культуры провозглашает субъективизм, вольнодумство и свободомыслие. «Эссе становится особым видом деятельности двух взаимосвязанных творческих личностей — автора и читателя. Уровень образования и общей культуры каждой из этих двух личностей непосредственно влияет на возникновение специфического диалога, одновременного духовного потребления и духовного творчества» [2].

В процессе изучения истории педагогики мы предлагаем первокурсникам комплекс учебных заданий, развивающих, в конечном счете, рефлексивное умение отслеживать и формулировать собст­венное мнение и мнение собеседника, аргументировано и корректно его преподносить. Одно из таких заданий — эссе на широкую тему: «Античность и мы» или «Античность и я». Эта творческая работа предполагает обобщение знаний по соответствующим темам истории педагогики, но главное — стыковку «текста» античной культуры с персональным жизненным опытом студента, с личными «узелками удивления». Студенты получают консультацию о том, что в данной теме желательно выбрать свою «нишу», тот небольшой вопрос, который интересен и близок автору. Кажется, что задача несложна и решаема, ведь этому учили и в средней школе. Но показателен следующий факт, который прослеживается ежегодно. Жанр эссе для многих первокурсников очень сложен и с первого раза невыполним. Типичная «ошибка» заключается в том, что многие студенты уповают на всесильность Интернета, и вместо эссе сдают добротные и обширные рефераты. Анализ анкет показывает, что камнем преткновения являются:

1.       психологические трудности (не было навыка, опыта написания эссе в школе, и жанр был воспринят как недоступный, непонятный);

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

2.         нехватка знаний по учебному предмету;

3.         недостаточная эрудиция;

4.         отсутствие личностных смыслов в учебном задании.

Мы объясняем, что эссе как жанр многообразен, выделяют следующие виды эссе: историко-биографическое, литературно-критическое, философское, беллетристическое, научно-популярное. Некоторые авторы добавляют: организационно-управленческое, научно-публицистическое эссе. Есть и другая классификация: 1) письмо (другу, потенциальному работодателю, политику или издателю); 2) нарративное эссе — описание студентом личного отношения (оценки) к тому или иному событию; 3) дескриптивное эссе — автор должен описать объект, место или лицо с целью сформировать у читателя их живой образ; описать реакцию; 4) ролевое эссе — от студента требуется избрать для себя ту или иную роль в определенной ситуации и описать реакцию на данную ситуацию; 5) эссе-конспект или резюме — обобщение или синтез большого объема информации; 6) экспрес­сивное эссе — описание личного мнения о том или ином вопросе или событии; 7) дневник или заметки — личное обращение в неформальном стиле; 8) литературный анализ — интерпретация какого-либо фрагмента или целого литературного произведения и др.

Темы «Античность и мы» или «Античность и я» относительно легче, на наш взгляд, написать в виде нарративного, дескрептивного, научно-популярного эссе. На консультации мы вспоминаем о «правилах» написания эссе, которые были освоены ещё в средней школе. Мы призываем чуть отстраниться от этих стесняющих творческий порыв «доспехов» и свободно выразить, во-первых, свои чувства (например, вспоминая какой-то яркий эпизод своей жизни) и, во-вторых, свои мысли. При этом не надо бояться нарушить «чистоту линии», ведь можно смешать различные виды эссе. Мы не задаём строгие границы объёма работы, приветствуем и краткость изложения.

О чём же пишут молодые люди, которые через некоторое время будут вести уроки в общеобразовательной школе? Робко, осторожно они пытаются нащупать точки соприкосновения своих жизненных событий, истории своей семьи, нашего народа с античной культурой и размышляют: об античном театре, современном театре и самых ярких театральных впечатлениях своей жизни; об античности и творчестве А.С. Пушкина; об античности и поэзии М. Цветаевой; о влиянии античности на творчество А. Блока (цикл «Итальянские стихи»); об А. Белом и его кружке «Аргонавтов»; о древнегреческой лирике; об Олимпийских играх; о влиянии античного костюма на современный костюм; восхищаются греко-римской архитектурой и т. д. Мы принципиально не ограничиваем тематику студенческих эссе. Главное, чтобы автор выразил свои чувства, мысли, заявил о своих ценностях.

После изучения истории педагогики бакалавры осваивают педагогику. Одним из итоговых творческих заданий по теории воспитания было эссе на тему: «Воспитательные смыслы произведений искусства, посвящённых библейской притче о блудном сыне». Библия содержит множество идей, обращённых к сердцу и совести читателя. Мы давали на выбор пять вариантов конкретных произведений изобразительного искусства: 1) Рембрант ван Рейн «Возвращение блудного сына»; 2) И. Босх «Бродяга»; 3) И. Глазунов «Возвращение блудного сына»; 4) О. Гаркуша «Возвращение»; 5) изображение притчи в иконописи. Кажется, что жанр эссе далёк от строгих научных доказательств. Он провозглашает субъективизм, вольнодумство и свободомыслие. Но этот жанр ещё и тренирует умение искать проблему, её по-своему выражать и интерпретировать. Первокурсники учились упорядочиватьи переосмысливатьсобственный опыт восприятия чужих произведений. Эта нелёгкая задача усложнялась нами ещё и тем, что юному автору нужно было не просто найти и выразить, сформулировать собственные смыслы, а выделить из них воспитательные смыслы. На творческий уровень сумели выйти около 7 % студентов, остальные остались в рамках Интернет-ресурсов.

Здесь мы вновь столкнулись с принятой студентами «парадигмой обучения», которая ставит своей целью «трансляцию знаний от преподавателей к студентам» и предполагает, что знания находятся «во вне» и передаются преподавателями по «частям и крупицам». Однако ряд современных исследователей разных стран: О. Бассис (Франция), Д. Колб (США), Р. Барнетт (Великобритания), В.В. Давыдов (Россия) формулируют другое утверждение — «размыш­лять и конструировать знание самому возможно, потому что опыт, знание образуются в ходе реальных процессов, продуцирующих мысль и действие. Эти процессы должны происходить в ситуации открытого столкновения собственных сомнений и противоречий с сомнениями и противоречиями других» [цит. по 1].

Наиболее яркими работами были те эссе, в которых авторы нашли воспитательные смыслыпритчи о блудном сыне, связав их с собственным жизненным опытом. Как правило, текст их нестан­дартен, исповедален и смел. Он выходит за пределы «эмоционального созерцания». В отдельных выводах звучит явная профессиональная направленность: проблемы «блудных сыновей» следует рассматривать через призму наук — педагогики, психологии, медицины.

В 2011—2012 уч. году будущие учителя начальной школы под нашим руководством осваивали спецкурс «Психолого-педагогические основы исследовательского подхода к обучению школьников». Мы предложили студентам написать эссе на тему: «Научный деятель, который меня вдохновил» или «Мыслитель, который меня вдохновил». Наши ожидания оправдались, юные авторы писали в основном о выдающихся учёных в области педагогики и психологии, но самым интересным, на наш взгляд были два эссе. Первое — студентки 4 курса Института педагогики и психологии образования МГПУ Лопуховой Виктории о творчестве писателя, математика, логика и философа Л. Кэрролла. Виктория считает, что «его произведения «Алиса в стране Чудес» и «Алиса в стране Зазеркалье» научили её искать в простых вещах что-то интересное и невероятное, ведь любое исследование или эксперимент — это приключение, а будет оно интересным или нет — зависит от самого путешественника». Студентка сетует на то, что современные технологии «зашли так далеко, что уже нет ничего нереального — всё можно спроектировать, создать, и совершенство уже достигнуто. … Думаю, что детей надо учить смотреть на мир именно так, чтобы их путешествия в будущее были радостными, окрыляли и вели к новым открытиям».

Второе эссе — о своём отце написала Планкина Диана, так же студентка 4 курса Института педагогики и психологии образо­вания МГПУ. Рассказ Дианы благодарный, тёплый и восхищённый.

Мы считаем, что отметочное оценивание творческой работы такого жанра — не очень уместно. Нельзя «препарировать» и предавать поурочный балл состоянию души, откровенным чувствам автора. Оптимальным, на наш взгляд, будет содержательное оценивание: 1) наличие личной позиции, личного отношения к вопросу; 2) оригинальность изложения; 3) наличие по возможности педагогических выводов. Но особые требования выдвигаются нами к грамотности изложения. Это корректное оформление и исполь­зованию цитат, соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка, оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации.

Наши многолетние наблюдения показывают, что эссе может служить и диагностическим средством: первокурсники — авторы самых ярких эссе, как правило, впоследствии проявляют свои творческие способности и неординарность.

Педагогическая эссеистикав настоящее время активно развивается. Эссе используется как форма учёта учебных достижений в школе и вузе, в системе конкурсных отборов, для диагностики творческих способностей и профессиональных навыков. Но нашей сверх-задачей была попытка помочь студентам структурировать, пусть пока ещё совсем небольшое, собственное культурное пространство.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Список литературы:

Губаревич Д.И., Карпиевич Е.Ф., Кирилюк Л.Г. Взаимоотношения между преподавателями и студентами в образовательном процессе БГУ: попытка анализа. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://charko.narod.ru/tekst/alm1/gub.htm (дата обращения 16.01.2013).
Зацепин К. Эссе: от философии к литературе. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2010/104/za17.html (дата обращения 16.01.2013).
Методические рекомендации по написанию эссе. Государственный университет Высшая школа экономики. — СПб., 2005. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.hse.spb.ru/edu/ recommendations/essay-2005.phtml (дата обращения 16.01.2013).
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания, Опыт педагогической антропологии. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://studentdream.narod.ru/ushi1.htm (дата обращения 16.01.2013).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

604

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке