Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Эстетическое воспитание младших школьников в процессе приобщения к художественному творчеству»

Прагматизация всех сторон жизни ведет к вытеснению эстетической среды и духовному оскудению жизни общества и челове­ка. Это обстоятельство определило изменение целевых приоритетов образования и переход от технократической образовательной парадигмы к гуманитарной.

Помощь в написании статьи

Вместе с тем, современное образование все еще остается ориентированным на формирование и развитие прагматических компонентов интеллекта личности. Культурный потенциал ребенка остается при этом мало востребованным, происходит, как говорил А. Н. Леонтьев, «обнищание души при обогащении ее информацией». В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных путей и средств развития духовной сферы личности ребенка. В этом плане приобретает важность воспитание эстетической культуры, являющейся показателем высокой развитости личности и позволяющей ей не только полноценно общаться с прекрасным, но и активно участвовать в его созидании. В свете гуманизации образовательного процесса данная проблема становится актуальной для всех звеньев системы образования, в т. ч. для учреждений дополнительного образования детей, которые, благодаря вариативности и пластичности, способны наилучшим образом осуществлять воспитание эстетической культуры школьников.

Опыт человечества показывает, что огромный потенциал для успешного воспитания эстетической культуры растущего человека содержится в национальных этнокультурных традициях. Важное значение общечеловеческих ценностей в воспитании детей подчер­кивает академик Г. Н. Волков, основоположник этнопедагогики как отрасли педагогической науки. Он считает, что основная слагаемая народной педагогики — вечные духовные ценности, причем вечность здесь выступает синонимом длительного функционирования, а не «неизменчивости». Через эти духовные ценности необходимо знакомиться с прошлыми эпохами, поколениями, их наследием; постигать культуру других народов, обогащаться нравственно и эстетически. В работах А. Б. Панькина подчеркивается мысль о том, что необходимо ориентировать личность ребенка на общечеловеческие ценности через приобщение к этнической культуре.

Этнокультурное эстетическое воспитание младших школьников, на наш взгляд, — это процесс совместной деятельности учителей и учащихся, направленный на формирование индивидуальной эстети­ческой культуры ребенка, с учетом этнокультурных традиций его этноса, через «погружение» в родную этнокультуру. Этнокультурное художественно-эстетическое воспитание в широком смысле — это формирование духовных потребностей человека, его этнического самосознания и нравственных представлений, толерантного сознания и поведения, развитие эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений, межнациональных отношений в условиях мультикультурной среды. В таком понимании, это — воспитание человека, и, прежде всего, ребенка, как представителя своего этноса и гражданина многонационального российского государства. С помощью искусства необходимо развивать в детях все лучшее, что заложено от природы. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к эстетической культуре и воспитать в нем этнокультурную личность.

Важнейшей стороной дополнительного художественно-эстети­ческого образования является формирование творческого подхода к эстетической деятельности младших школьников. Ее необходимость связана с тем, что принцип творчества становится в настоящее время ведущим в обучении школьников. Творческое начало, по мнению оте­чественных и зарубежных педагогов и психологов, должно стать жиз­ненным принципом современных школьников и особенно успешно мо­жет быть сформировано в художественно-эстетической деятельности.

Дополнительное образование художественно-эстетической направленности является одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей. В условиях идеологического вакуума именно через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. Его роль значительно возросла засчет создания благоприятных условий для приобщения детей к искусству в образовательных учреждениях. Большими возможностями для эстетического образования детей с учетом их способностей и интересов располагают учреждения дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности, в том числе, центры народных промыслов, творческие мастерские, студии и другие объединения, способствующие воспитанию эстетической культуры младших школьников. Эта работа органично сочетается с восстановлением связей между поколениями, активизацией позиции семьи в образовании детей. Детские творческие работы включаются в экспозиции профессиональных выставок и музеев, организовываются выставки детского декоративно-прикладного творчества, система проведения массовых мероприятий позволяет постоянно совершенствовать уровень развития различных видов творчества.

В учреждениях дополнительного образования детей есть множество детских объединений, где младшие школьники могут получить дополнительное художественно-эстетическое образование. Это и музыкальное искусство, и хореография, и декоративно-прикладное, художественно-изобразительное творчество, а также театральная, литературно-творческая деятельность и другое. В этих объединениях занимаются дети, имеющие определенные художест­венно-творческие способности, склонность к занятиям искусством. Но все-таки главной задачей массового художественно-эстетического воспитания школьников, особенно младших, является именно воспита­ние нравственных качеств и эстетических чувств, развитие духовного ми­ра детей, формирование эстетически развитой этнокультурной личности.

В программе прежней системы образования многое было упущено, особенно потенциал народной педагогики, забыты обычаи, традиции, национальные праздники. Теперь это постепенно воскрешается. В системе образования Республики Калмыкия стало больше внимания уделяться калмыцкому фольклору и его роли в воспитании подрастающего поколения. Калмыцкое национальное искусство призвано дать школьникам круг знаний и представлений в области материальной и духовной культуры калмыцкого народа. Сегодня в художественно-эстетическом воспитании школьников в учреждениях дополнительного образования детей широко используются народные песни, калмыцкие музыкальные инструменты, национальное изобразительное и декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество калмыков (героический народный эпос «Джангар», калмыцкие народные сказки, пословицы, поговорки, загадки и другое), калмыцкие народные танцы, обряды и национальные праздники.

Огромным преимуществом дополнительного образования для младших школьников является доступность и добровольность обуче­ния. Говоря об актуальных проблемах совершенствования этнокуль­турного художественно-эстетического воспитания в начальной школе, необходимо понимать важность и значение разных форм внеклассной работы с учениками: бесед о национальном искусстве, тематических концертов, музыкальных конкурсов, игр, викторин, посещений нацио­нальных музеев, театров, выставок т.п. Систематическое проведение художественно-эстетических мероприятий в рамках внеклассной работы закрепляет и обогащает знания, получаемые детьми на уроках эстетического цикла, углубляет эстетическое восприятие прекрасного в жизни и в национальном искусстве, расширяет этнокультурный кругозор детей.

Список литературы:

Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе: М.: Педагогика, 1983. 309 с.
Панькин А. Б. Формирование этнокультурной личности: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ООО «Большая медведица», Элиста: Калмгосуниверситет, 2004. 272 с.
Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: Материалы международной научной конференции (6-7 декабря 2001 г.). Элиста: АПП «Джангар», 2003. 416 с.
Цурюмова С. В. Педагогические условия воспитания эстетической культуры школьников в учреждении дополнительного образования детей с учетом потенциала этнокультурной среды // Вопросы гуманитарных наук. 2006. № 6 (27). С. 393-406.
Эстетическое воспитание школьников: вопросы теории и методики: под ред. М. Д. Таборидзе. М.: Педагогика, 1988. С. 85.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

783

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке