Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Этнос: проблема потенциала сопротивления реальности»

Известный украинский философ Е. Быстрицкий писал, что реаль­ностью можно считать лишь то, что сопротивляется (противодейст­вует, не поддается) познанию и переработке. Все, что не сопротив­ляется — не принадлежит реальности [2]. Самым ярким проявлением реального сопротивления как познанию, так и практическому воздействию, сегодня можно назвать сопротивление этнокультурных миров, однако их реальность в социальной теории и философии является предметом длительных споров между приверженцами разных подходов, — условно говоря, — примордиализма и конструктивизма.

Представляется, что противоречия и кризисные ситуации, возни­кающие в процессе общественной жизни, — и столь заметная этнизация социальных отношений в том числе, — сосредоточены на нерешенности проблемы понимания самой социальной реальности. При отсутствии ее общепризнанной теории сложно как решать актуальные практические задачи, так и теоретически обосновывать любые изменения исторического характера. Исследование этнических процессов приводит к неизбежности познания общественного бытия как такового, т. е., в контексте социальной метафизики, — ориентированной на раскрытие глубинных закономерностей и ценностных параметров общественной жизни.

Признанной теоретической основой концептуализации социальной реальности сегодня становится социокультурный подход, в рамках которого возможен философский анализ понятий «социальная реальность», «культура», «этнос» с целью выявления предельно общих оснований их современной сопряженности. В свете постнеклас­сической науки и философии социокультурный подход утверждает новое понимание культуры и ее связи с социальным: культура признается программой развития социального мира, детерминантом противоречия между культурой и социальными отношениями. Методология социокультурного подхода основана на понимании социальной реальности как процессуальной, фрагментарной, поли­субъектной, динамичной и т. д., при этом в ее целостности возможно теоретическое и практическое размежевание (классификацию) отдельных локальных социально-культурных «миров» на разных этапах их развития — по степени разрешения противоречия между культурой и социальным. В рамках социокультурного подхода подтверждается идея о решающей роли конкретной культуры, реали­зующей сознание «мы» на уровне первичного опыта, переживаний идентичности личности и ее сопричастности некоторой общности [Перспективы метафизики]. Понимание действия такого «механизма» может стать дополнительным условием эффективных социальных практик в эпоху усиливающейся глобализации [3, с. 111—113].

Принимая определение социальной реальности как социокуль­турной, мы, тем самым, указываем на отношение, в котором она (реальность) существенна. Однако в современном состоянии разработанности понятие социокультурного ближе к концепту, сила которого не столько в логике, сколько в «схватывании» единичного во всем его контексте, что требует дальнейшего движения в сторону всеобщего, универсального. Потребность в концепте, которая наблю­дается тогда, когда внимание исследователей начинает привлекать частное, особенное, эвристически продуктивное, — сегодня исчерпана. От образа-символа, — основания концепта, — необходимо двигаться в сторону оформления нового научного знания в теорию.

С чего можно начинать движение в сторону философского понимания этнического, если даже относительно дефиниций этноса (этничности) существует большой разброс мнений (в рамках различных теоретических подходов), что, с одной стороны, отражает сложную, изменчивую природу изучаемого феномена, с другой — свидетельствует об ограниченных возможностях применяемых мето­дологий его изучения. Не решена на достаточно приемлемом уровне проблема биологического и социального в этнических процессах. Если вспомнить о неожиданности для теоретиков появления этнических проблем, об остроте их форм, глобальности масштабов, их трансфор­мирующем влиянии на всю социальную систему мирового сообщества, — то необходимо признать: явления социальной реальности такого масштаба как современные этнические процессы, необходимо и оценивать с точки зрения целостности социальной материи как особого уровня материального мира.

Безусловно, в момент, когда сохраняется ориентированность классической парадигмы в социально-философском познании на субстанциальное основание, и одновременно происходит абсолю­тизация субъективного в неклассических подходах, продуктивным оказывается интегративный подход, в основании которого лежит эволюционная парадигма. Аналогом современного эволюционизма в философии, в определенной мере, является концепция единого закономерного мирового процесса, позволяющая увидеть действи­тельную взаимосвязь человека и его мира с объективно-всеобщим — Мирозданием, Универсумом. В современной российской философии указанные идеи разрабатываются в форме конкретно-всеобщей концепции развития, в которой указывается на социальную материю как на результат перехода от одной качественной определенности состояния материи — биологической — к другой — социальной (О.А. Барг, Т.С. Васильева, А.Ю. Внутских, А.Н. Коблов, Н.Г. Козин, Ю.В. Лоскутов, В.В. Орлов, Н.Б. Оконская и др.). В разрабатываемой интегративным мышлением картине мира главной особенностью процессов космического характера является их направленность вообще, направленность на человека — в частности. Человек рассматривается как уникальное существо, итог развития не только живого мира планеты, но всего Космоса. В результате движения социальной формы материи формируется ее антропологический уровень с аккумуляцией и интеграцией в человеке всех сущностных сил предыдущих уровней материи. Фундаментальная природная основа человека направляет социогенез и социальный отбор. «Природное» и его воплощения в виде телесной организации человека, закономерностей его движения в пространстве, особенностей психи­ческих проявлений фундирует сознание как предметную ясность, актуальное «Я» в обширной психике человека. Украинский философ О.А. Базалук (в концепции трех состояний материи), опираясь на многочисленные исследования (В.А. Вернадский, А.Л. Чижевский, Б.Ф. Поршнев, А.И. Опарин и др.), — утверждает, что наличие у человека психики характеризует его как представителя нового состояния материи — Разумного вещества, — а состояние психики зеркально отражает уровень развития Разумного вещества (человека). Глубинный смысл жизни человека заключается в полномасштабной реализации творческого потенциала психики, в продуктивной деятельности, направленной на постоянное совершенствование системы разумного вещества в лице каждого отдельного человека и человечества в целом. Автор концепции обосновывает наличие трех стадий непосредственного перехода живого вещества в разумное, и указывает на последовательное изменение соотношения уровней организации материи между «биоразумным» веществом и «разумным», представленное тремя типами человека: Примитивного, Эмоциональ­ного, Разумного. На стадии Человека Примитивного биологические свойства организма доминируют над сознательным началом, а на стадии Человека Эмоционального биологические свойства попадают под контроль психики. На стадии Человека Разумного «следует предположить окончательную ассимиляцию разумным веществом, психикой, биологических свойств организма, их карди­нальную реорганизацию» [1, с. 26].

Если учесть, что в понимании проблемы этнического, прежде всего, требуется философский анализ фундаментального расхождения позиций исследователей в решении проблемы соотношения социаль­ного/биологического в этносе, то вышеуказанные концепции и подходы могут дать определенные основания для оптимизации состояния этой проблемы. Содержание дискуссии по данной проблеме (безотносительно к феномену этноса), развернувшейся в советское время (70-е гг.), сегодня становится частью целого блока вопросов в аспекте антропологического поворота современной философии.

Мы предполагаем также, что сознание интегрирует и контро­лирует психическую жизнь человека и его «биологию» с помощью нормативного «механизма» — культуры, но для обоснования этой общепризнанной посылки отметим необходимость актуализации теоретического потенциала категории становления, — незаслуженно забытой, но постепенно возвращающейся в методологию. С помощью содержания концепта становления можно попытаться объяснить переход материи от биологической формы к социальной, и предста­вить его как появление нового, иного качественного состояния. В нем теоретически выделяется зарождение «возможностей» и превращение одной из них в «действительность», в завершенную форму, — и главную роль играет при этом нормативное регулирование становящихся человеческих связей и отношений — культура. Поскольку становление является не просто единством материи и движения, а конкретным единством, то оно ведет к существованию, одним из важнейших критериев которого следует считать относительную самостоятельность и относительную выделенность. Реальность общего — это реальность отдельного, его бытия в отдельном. Этим отдельным должен быть конкретный субъект со своей «данностью жизненного мира», «исторической размерностью» (Соколов Б.Г.), — подтверждающий собственную идентичность способностью воспроизводить прежние и новые формы социальности, модели социальной связи и взаимодействия. В качестве «ставшего» мы рассматриваем этнические социокультурные миры, под которыми подразумеваются особые общности людей, — в отечественной традиции, — этносы. Мы предполагаем, что социокультурная реальность открывает свою сущность в существовании конкретных коллективных субъектов — социокультурных общностей — этносов — в момент становления человека на «переходе» от так называемого человека Эмоционального к человеку Разумному. Этнический мир, все социальные и культурные отличия социальных групп, культур, народов, регионов во многих концепциях и теориях представлены на уровне описания, без объяснения и должного углубления в их суть. Вопрос об онтологических основах антропо­логической социальности и культуры, т. е. того уровня, на котором объективируются социальные связи и культурные ценности и культурообразующие формы, — не стал пока важной составляющей философского дискурса. Потенциал же этнического сопротивления изменяющейся социальной реальности в эпоху глобализации заклю­чается в содержании того далекого теперь от нас (по историческим меркам жизни человека) процесса становления «человека разумного».

Список литературы:

Базалук О.А. О сущности человеческой жизни. Киев: Наукова думка, 2002. — 256 с.

Бистрицький Є. Кордони проходять всередині нас / Із виступу на ІІ академічній дискусії проекту Інституту філології Київського національного університету імені Шевченка та фонду «Європа XXI» — «Українська гуманітаристика. Діалог культур між Сходом і Заходом». — 9 вересня 2010 р. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://bystrytsky.org/svoboda10.htm).

Емельянова Ю.П. Социокультурная система в контексте цивилизационных исследований// Бренное и вечное: власть и общество в мифологиях модернизации: Материалы Всерос. науч. конф. 16—17 ноября 2010 г./редкол. А.П. Донченко, Г.Э. Бурбулис, Ю.В. Синеокая, А.А. Кузьмин, А.Г. Некита, С.А. Маленко; НовГУ. — Великий Новгород, 2010. — 406 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

458

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке