Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Феномен и ценность. перспектива дескриптивного анализа и диалектического синтеза формальной и материальной аксиологических систем»

На протяжении всей истории человеческой мысли философия и наука сосуществовали в тесном органическом единстве. Причем, онтологическим фундаментом разнообразных сциентистских изысканий всегда выступала интенция жажды познания действительности (как окружающей индивида, так и внутренней), то есть любовь к мудрости.

Философия, изначально позиционировавшая себя в качестве не только рационального типа деятельности, но и специфического способа организации личностью образа собственного существования, «нравственного делания» (Сократ), обеспечивала тем самым возможность продуцирования цельной и непротиворечивой картины мира.

Однако такая генетическая связь не препятствовала возникновению и закреплению тенденции дифференциации наук, получающей наиболее яркое свое воплощение в эпоху Нового времени. Любая система рискует исчезнуть в случае исключения из ее состава хотя бы одного элемента. Таким же образом и разделение наук грозило опасностью потери мировоззренческих (онтологических и гносеологических) оснований всяческой когниции. Необходимый процесс реинтеграции может быть запущен по какой-либо из трех структурных единиц науки – категориальному аппарату, предмету или методологии. Философия, будучи, прежде всего, универсальным типом сознания, традиционно выбирает последний путь. И после антропологического поворота в европейской культуре двадцатого столетия стало очевидно, что наиболее последовательной и глубокой формой воссоединения философии и науки под знаменем единого метода выступает феноменология.

Устоявшиеся связи картины мира, заданные прогрессивной мыслью семнадцатого и восемнадцатого веков, разрушились, и на их место заступило представление о нераздельном единстве субъекта и объекта некоторого исследования. А это означает, что ни одна концепция, претендующая на завершенность, не имеет права обойтись без учета аксиологического измерения своего развертывания. Более того, именно общая теория ценностей заявляет о себе как о центральном звене любой философской системы и базисе человеческой практики (в том числе и научного ее направления). Макс Шелер в знаменитой работе «Философское мировоззрение» фиксирует революционное открытие новой дороги к старому идеалу философии как основы получения знания: «Только соединение результатов позитивной науки, обращающейся к реальности, с первой философией, обращающейся к сущности, и соединение их результатов с результатами аксиологических дисциплин (общего учения о ценностях, эстетики, этики, философии культуры) ведет к метафизике» [3, с. 11]. И феноменология берет на себя задачу конструирования проекта принципиально новой аксиологии, на границе которой станет возможным синтетическое единство науки и философии. Причем, являясь детищем иррационалистически ориентированной «философии жизни», феноменология сознает перспективу перехода к метафизике нового типа исключительно на базе глубокой критики смысло-содержательных позиций классической теории ценностей.

Но уместна ли постановка подобной задачи, если сама идея возможности метафизики была опровергнута одним из наиболее ярких представителей новоевропейской мысли – Иммануилом Кантом? На данный вопрос, без сомнения, нужно ответить утвердительно. В рамках феноменологии осуществляется переинтерпретация традиционного понимания «первой философии» как учения о сверхчувственных формах познания. Характерное для рационализма разделение мира на субъективную и объективную сферы лишается смысла, а понятие опыта настолько расширяет область своих допустимых значений, что однозначно не определяется. Отныне метафизика видится уникальным и единственным средством объединения раздвоенной реальности (мира идей и мира вещей, абсолютного и относительного) в единое целое. И бытийным центром этого синтеза способен стать только человек. «Вся докантовская метафизика Запада пыталась достичь абсолютно сущего бытия со стороны космоса, во всяком случае — исходя из бытия предмета. Кант в своей критике разума (трансцендентальная диалектика) доказал, что это как раз невозможное предприятие. Он справедливо учил: всякое предметное бытие как внутреннего, так и внешнего мира следует сначала соотнести с человеком. Все формы бытия зависят от бытия человека» [3, с. 11]. Однако И. Кант критикой чистого разума не исчерпал возможности будущего феноменологического движения. Немецкий исследователь строит строго формальную  аксиологическую систему в ее полном соответствии с принципами прежней, им же разрушенной метафизики. Таким образом, феноменология представляет собой попытку спасти и завершить антропологический проект автора сочинения «Религия в пределах только разума», адаптировав его к духовной ситуации современности (конституируемой позитивными науками и «первой философией») на основе создания особой теории ценностей.

В чем же заключается специфика последней? Макс Шелер предлагает точку зрения так называемой материальной этики ценностей. Что ясно из самого ее названия, речь идет о синтетической дисциплине, выводы которой должны обладать свойством общезначимости. И строится данная наука как стремление ухода от трансценденталистской формально-рационалистической аксиологии. Кант упрекал материальную этику в том, что она, с необходимостью, остается апостериорным учением о благах и целях, но не о ценностях, типом гедонизма, «этикой успеха», не имеющей прямого отношения к анализу терминов «добро» и «зло», именовал ее гетерономной этикой, ведущей лишь к обоснованию «легальности действия», но не «морального желания» и «достоинства личности». Указывая на несостоятельность априористского подхода к изучению аксиологических вопросов, Макс Шелер, по существу, приводит один решающий контраргумент такой позиции. С точки зрения родоначальника философской антропологии, ценности, в отличие от благ, всегда доопытны, но их иерархия «устанавливается», идентифицируется в рамках актуальной (здесь и сейчас) процедуры предпочтения, выступающей не логической формой, а неким глубоким чувствованием, своего рода интуицией. В этом семантическом контексте рассудок играет роль всего лишь сухой констатации уже произошедшего выбора, зачастую совершенно бессознательного. Ценности существуют до нашей жизни, но пространственно-временной детерминантой их про-явления выступает одна только жизнь.

Более того, автор произведения «Ordoamoris» варьирует все ценности по критерию первостепенности, места в общем их порядке на абсолютные (нравственные) и относительные. Как те, так и другие обретают собственные качественные характеристики благодаря «конкретному усмотрению». Рассудочная деятельность разворачивается в абстракции и, соответственно, впервые получает некоторую значимость на границе связи с непосредственным жизненным опытом, не существующем в отрыве от интуиции.

Однако при более тщательном рассмотрении обнаруживается, что никакого жесткого противоречия между материальной и формальной системами ценностей нет. Шелер открыто признавался в желании  «подвергнуть критике не «исторического» Канта со всеми его случайными причудами, но идею формальной этики вообще, которую нам лишь представляет этика Канта — хотя и самым значительным и убедительным образом». Проблема заключается в том, что материальная этика не опровергает, а выступает содержательным расширением формальной. Говоря о безотносительности принципов последней к действию человеческой чувственности, Кант, судя по всему, имеет в виду внешние чувства, обеспечивающие контакт воспринимающего Я с окружающей действительностью. Шелер же подразумевает, очевидно, чувственность внутреннюю (интуицию), которая вообще не вписывается в привычную триаду познавательных способностей — чувств, рассудка и разума. Мыслитель двадцатого столетия несколько раздвигает границы кантовского миропонимания в демонстрации истинности и даже самоочевидности (достаточно вспомнить «принцип всех принципов», выдвинутый Гуссерлем) синтетической модели субъект-объектных взаимоотношений.

Итак, материальная этика ценностей суть метафизическое расширение идеи формальной аксиологии. И в  рамках структурирования своей теории Макс Шелер пользуется методом феноменологической дескрипции. Следовательно, базовой онтологической категорией представленного учения может быть назван «феномен», а важнейшей гносеологической и методологической константой становится описание. А с учетом того, что все выводы этой концепции фундируются фактами непосредственной очевидной данности, такой феноменологический взгляд логически трудно опровержим.

Но необходимо отметить следующее: занимаясь решением вопроса уничтожения формализма в этике ценностей как специфического радикализма, препятствующего воплощению замысла новой метафизики, Шелер не замечает наличной возможности органичного включения формальной аксиологии, с некоторыми смысловыми и терминологическими уточнениями, в материальную этику ценностей. Ведь, оставаясь последовательным избранной логике мысли и методологии, немецкий философ XXстолетия должен был признать то, что деятельность рассудка сама произрастает из конкретного жизненного контекста, вплетена в него. К тому же, гипотетически принимаемая и Кантом, и Шелером установка на признание бесконечного онтологического богатства мира ценностей сохраняет перспективу про-явления некоей относительной ценности, связанной с работой рассудка. Хотя данная ценность и переживается, «понимается» (Шелер) при посредстве интуиции, логические формы также могут быть инструментом ее обнаружения. В пример приведем ценность доброго. В таком случае рассудок и внутренняя чувственность взаимодействуют друг с другом, одно продолжает другое, притом, в любой последовательности, хотя автор «Положения человека в космосе» и считал, что интуиция всегда предшествует мысли.

Таким образом, мы убедились в том, что существует принципиальная возможность совершенствования феноменологического проекта новой метафизики на основе дескриптивного критического анализа и диалектического синтеза формальной и материальной аксиологических систем.

Список литературы:

Кант И. Критика чистого разума. М.: Эксмо, 2006.‑736 с.

Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994, С. 259–338.

Шелер М. Философское мировоззрение //Шелер М. Избранные произведения. М., 1994, С. 3–14.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

459

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке