Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Феномен социального превращения»

В нынешний век, преодолев огромный пласт исторического развития, человек все так же продолжает продвигаться к осмыслению своей бытийственной роли. Современная жизнь ставит человека в такие ситуации, когда ему приходится постоянно, иногда даже несколько раз в день, менять свой облик и свое поведение в стремительно меняющихся условиях социальной жизни. В течение одного и того же дня человеку приходится играть множество постоянно сменяющих друг друга ролей, и это составляет неотъемлемую часть человеческого существования.

Социальный мир предстает как совокупность социальных образов и становится все труднее отличить маску от своего лица, неизбежно включенного в огромный механизм системы представлений.

Однако стоит задуматься, почему такое «умножение личности» воспринимается как ее существенная, определяющая характеристика, заложенная в человеке, казалось бы, от рождения? И если обратиться к исторической традиции, можно выяснить, что тенденция к «удвоению» носит древние, племенные, архитипические корни, благодаря которым поддерживалась тесная связь с окружающей реальностью и регулировались межличностные отношения.

Способность человека к превращениям, способную как подчинить человека, так и наделить его властью, едва ли можно считать в полной мере осознаваемой им. И это одна из величайших загадок: каждый обладает этой способностью, каждый ее применяет, каждый считает это совершенно естественным, но лишь немногие отдают себе отчет в том, какую огромную часть их существа она составляет. Определить сущность превращения необычайно трудно, и подходить к нему нужно с разных сторон.

В книге о фольклоре бушменов «Легенды и сказки бушменов» есть раздел о предчувствиях бушменов. Речь идет о предчувствиях, которые знаменуют собой зачаточную форму превращения. Бушмены издалека чувствуют приближение человека, которого не могут еще ни слышать, ни видеть. Они чувствуют также приближение животного и могут показать на своем теле знаки, благодаря которым об этом узнают. Здесь уместно упомянуть пример, который использует известный исследователь Э. Канетти в своем труде «Превращение»: «Один человек сказал детям, чтобы они ждали дедушку: «Смотрите внимательно, мне кажется, он близко. Ибо я чувствую место старой раны на его теле» [1, C. 483].

Из данного высказывания видно, как важны для бушменов эти предчувствия или предвосхищения. Способность быть в разное время то одним, то другим и потом снова самим собой — факт огромного значения, который мы имеем возможность наблюдать и в нашей современной реальности.

Последовательность превращений определяется внешними поводами, но каждое из них является чистым превращением: каждое существо, ощущаемое бушменом, остается тем, что оно есть. Превращения отделены друг от друга, иначе они не имели бы смысла. Собственная самотождественность, от которой бушмен может отказаться, сохраняется в превращениях.

Превращение как таковое неизбежно проходит 2 стадии, такие как подражание и притворство, но наиболее важен конечный продукт превращения — фигура или маска, который является осознанным, рационализированным актом, включенным в контекст социального взаимодействия. Дальнейшее превращение не допускается, фигура ограничена и ясна во всех своих чертах. Она не природна, а является созданием человека [1, C. 490]. Она есть спасение из бесконечного потока превращений. Маска благодаря своей неподвижности отличается от остальных конечных состояний превращения, как противоположность постоянной мимической игре, в которой в целом и проявляется постоянная готовность человека к превращениям. Как утверждал Канетти, глубинной причиной такого отношения является требование постоянной автономии человека [1, C. 492]. Никому не разрешено проникать в другого, и этот другой не позволяет того же самому себе. Человек должен иметь силу быть сам по себе и быть тождественным себе.

Маска является застывшим, конечным выражением всей многочисленной череды превращений, она всегда ясна, неизменна и выражает нечто четко определенное. Правда, стоит заметить, что под одной маской может быть скрыта другая, которая, тем не менее, так же является конечным состоянием. Подобная «двойственность» и определяет множество ролей, которые индивид играет в социуме.

Понятие маски в современной мысли оценивается как симулякр, фальшивка, вымышленное идеальное «Я», и в связи с этим возникает вопрос, что заставляет человека примерять на себя такую «обманку»? Ответ же прост и заключается в самом генезисе маски: исторически маска была предназначена, чтобы установить границу между собой и тем, на кого направлено взаимодействие, чтобы защитить свое истинное «Я», ее главное действие — в сокрытии тайного. Данная направленность актуальна и по сей день.

Если говорить в целом, феномен превращения является имманентной характеристикой человеческого бытия. В разных формах оно всегда сопровождает человека, будь то ритуальная маска или образное лицо, как символ индивидуального бытия. Превращение является важнейшим из этапов социализации и приобщения к миру культуры, к миру объективных норм, и именно оно «означивает», представляет индивида в этом мире.

По своей сути превращение вырывает человека из привычного, повседневного мира, раздвигает границы бытия, налагая все новые роли, открывающие перспективы для нового опыта и познания истинного мира.

Однако в то же время, превращение позволяет скрыть человеку свое истинное Я, защитить его. Данная тенденция берет свое начало еще в древних ритуалах, когда человек надевал маску, представляющую собой высшее проявление, чтобы скрыть свое несовершенное, подверженное изменениям человеческое лицо, и взамен приобрести свое истинное лицо в результате такого «сакрального действия», как бы наделяющего человека «ликом Бога».

Стоит отметить, что с каждым новым превращением, человек приобретает опыт относительно ранее неизведанной формы бытия. Таким образом, превращение может не только формировать или скрывать истинное Я человека, но и «размывать» его, делать многогранным, формируя вокруг него особое социальное пространство, в котором он взаимодействует, приобретая новые социальные роли. Ведь само бытие субъекта в социальном связано с тем, что субъект всегда выступает исполнителем определенных социальных ролей, существует и действует в определенном социальном образе, всегда носит маску.

Социальная маска понимается как способ обозначить, предъявить себя в социальном пространстве, через нее субъект получает возможность занять в нем определенные позиции, участвовать в различных социальных практиках. Она выступает принципом «действования» субъекта, сообщает ему типичное для определенной ситуации поведение и внешнее соответствие. Таким образом, она закрепляет за ним определенное место в социальном пространстве.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В ходе череды превращений человек зачастую отождествляет себя с исполняемой ролью, именно маска в таком случае становится истинным лицо субъекта, определяющим его, то есть «Я» и маска отождествляются, формируя представляемый образ. Иными словами, в ходе превращений, особенно благодаря использованию маски, человек формирует свое социальное и культурное лицо, имея возможность выбора.

Важнейшим является то, что маска является и символом индивидуального присутствия субъекта в социальном. Индивидуальность возникает в ситуации, когда субъект отделяет себя от своих различных масок, но сформировавшаяся индивидуальность нуждается в особом, специфическом знаке самопредъявления, этим знаком становится особая маска — собственная маска индивидуальности. Она имеет своей целью помочь человеку отличить себя от всех ролей, которые он приобретает и играет в социуме, отличить свое истинное бытие от «симулякра». Собственная маска дает возможность сохранить личное пространство и индивидуальность, позволяя действовать в социальном пространстве согласно своей личной стратегии.

Человек, уже осознавший свое отделение от массы социальных ролей, способен использовать превращение с целью своей выгоды, определения себя в социуме. Маска становится для него инструментом, которую он сам осознанно выбирает, он способен принять любой образ, но никогда не отождествит себя с ним.

Итак, на протяжения всего исторического развития превращение помогает субъекту в формировании его истинного, индивидуального Я, открывая ему смысл и значение его собственного существования, зачастую являясь тем пространством, в котором человек и находит возможность для выражения. Взаимодействуя с другими, подражая, научаясь новым навыкам и умениям, человек творит себя, переосмысливая свое положение в социальном пространстве, он вносит в него новое рассмотрение, формируя новые представления, таким образом, он проявляет себя не просто как «машина копирования», а как творец, формируя свой, специфический путь развития.

Список литературы:

Канетти Э. Превращение // Проблема человека в западной философии. — М.: Прогресс , 1998. — С. 483—503/

Канетти Э. Масса и власть / Э. Каннети — М.: Астрель, 2012. — 574 с.

Кузин И. Маски субъекта: Стратегия социальной идентификации / И.В. Кузин — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004. — 312 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

708

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке