Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Философия познания летной деятельности»

Проблема философии познания летной деятельности. Исследуя путь, пройденный цивилизацией с момента начала осознанной познавательной деятельности к существующей в настоящее время сверх переполненной информационной емкости знаний об объектах и явлениях реальности, целесообразно обратить внимание на то, что наступает период кризиса предметно-познавательной способности цивилизации в рамках среды обитания в области поверхностного слоя планеты.

Помощь в написании статьи

Данное положение может восприниматься как подтверждение вывода о том, что для сохранения своего восходящего направления развития, цивилизация должна переключить большую долю своего внимания на наблюдение явлений и объектов лежащих за границей поверхности планеты как на внутрепланетное, так и на внешнепланетное пространство. Предмет исследования данной области знаний — это явления и объекты бытия, с которыми взаимодействует субъект познания, существуя и проявляя активность в пространстве атмосферы планеты и космоса, а в мышлении которого формулируется система знаний об основных условиях, особенностях и правилах летной деятельности. «Нет ничего очевидного в авиации, все неожиданно и парадоксально. Если вы читаете в какой-нибудь работе слово «несомненно», то будьте осторожны, исследуйте, не говорит ли автор какую-нибудь глупость» [10].

Предмет философии познания летной деятельности. Реализация стремления сознания к расширению поля восприятия реальности воплощалось в различных формах познавательной деятельности субъектов. К одной из форм познавательной деятельности относится стремление субъекта для расширения сферы познаваемых явлений к пространственным перемещениям в различных средах материального мира. Данная форма познавательной деятельности длительный период развития цивилизации осуществлялась в пределах поверхности суши планеты, затем ее водной поверхности, однако длительное время две стихии были доступны познанию только в форме воображения. В сознании субъектов формировались всевозможные абстрактные представления о явлениях, ощущаемых в пространстве атмосферы планеты и космоса. На основе этих представлений возникали многочисленные теории воздействия на организм и сознание человека явлений нахождения и перемещения субъектов в данных пространствах, однако длительный период они не могли быть подтверждены или опровергнуты через ощущения этих явлений непосредственно на уровне эмпирического уровня познания.

В соответствии с законом перехода количества в качество, осуществив познавательную потребность в большинстве сфер жизнедеятельности на поверхности суши и воды планеты, произошло переключение сознания на поиск путей к изобретению и реализации способов преодоления сил гравитации и перемещению в пространстве атмосферы планеты и космоса. Интуиция подсказывала субъектам, что только таким путем можно воспринять сознанием ощущения новых явлений, доступных ему только поднявшись над поверхностью планеты и осуществив пространственное перемещение в ее атмосфере. Историческая наука предоставляет возможность проследить многие стороны генезиса проблемы эмпирического познания явлений реальности с высоты перемещения субъекта над поверхностью планеты. Однако историческая наука оперирует свершившимися и документально зафиксированными фактами, что усложняет процесс исследования живой реакции сознания на выявленные им не доступные ранее новые формы познавательной деятельности, а также восприятие новых ощущений явлений, связанных с нахождением и перемещением в пространстве атмосферы планеты, которые были не доступны при взаимодействии с ощущениями реальности на поверхности планеты. В настоящее время складываются условия для упорядочения взглядов на такую сторону человеческой деятельности как летная деятельность. Обобщение многосторонних исследований в сфере жизнедеятельности человека в условиях отрыва от поверхности планеты позволяет сформулировать понятие структуры летной деятельности как сверхсложной человеческой деятельности, включающей систему разновидностей фундаментальных видов социальной активности индивидов. В контексте теории деятельности, приняв за единое основание структурно-функционального анализа системы деятельности особенности взаимосвязи двух основополагающих свойств деятельности — предметности и рефлективности, представим структуру летной деятельности. Структура летной деятельности представляет собой сверхсложную систему компонентов родовых видов деятельности материально-практического, духовно-теоретического социально-технологического свойства, к основным из которых относятся следующие: экологический; технический; познавательный; мировоззренческий; ценностный; коммуникативный; информационный; управленческий.

Предмет философии познания летной деятельности будут составлять новые формы познавательной деятельности, связанной с жизнедеятельностью субъекта при нахождении и перемещении в пространстве атмосферы планеты в условиях отсутствия физического контакта с ее поверхностью; необходимостью осуществлять контроль функционирования и перемещения объекта, обеспечивающего пребывание и перемещение субъекта в пространстве; не изученностью реакций сознания на воспринятые новые ощущения новых явлений. «Летчики не любят рассказывать о своих ощущениях, потому что многие из них имеют негативный оттенок: испуг, нерешительность, стресс… Если в качестве наивысшей похвалы говорят про летчика, что он не ведает страха, этому не следует придавать буквальный смысл… Не ведает страха, это значит, не проявляет его внешне, не поддается ему, хотя и испытывает, …» (И.Б. Качоровский) [5].

Объект философии летного познания целесообразно представить как совокупность явлений реальности, воспринимаемых сознанием субъекта познания в форме закономерностей различных отраслей знаний: физических, технических, биологических, медицинских, психофизиологических, психологических, наблюдаемых в ходе познавательной деятельности при нахождении на борту средства, обеспечивающего его перемещение в пространстве атмосферы планеты и космоса — летательного аппарата. К одной из важных совокупностей новых явлений целесообразно отнести такие, которые сопровождают контроль субъектом функционирование и пространственное перемещение средства, обеспечивающего нахождение субъекта в пространстве атмосферы планеты и космоса, а также обеспечивающего выполнение субъектом определенных полетных заданий. Философское обобщение некоторых естественнонаучных знаний теоретического и эмпирического уровня позволяет изложить представление модели восприятия сознанием таких явления реальности, которые сопровождают преодоление сил тяготения объектами, их отрыв от поверхности планеты, перемещение в пространстве атмосферы планеты и космоса. В качестве метода познания и преобразования реальности в условиях движения в пространстве и во времени вне поверхности планеты выступает диалектика. На основе диалектики разрабатываются системы требований к мыслящему и действующему субъекту в условиях отсутствия физического контакта с поверхностью планеты. В связи с этим, перевод законов движения и развития в данной материальной субстанции в принципы метода ее познания и преобразования, а также в систему правил, предписывающих определенную форму мыслительной и предметно-практической деятельности людей, являются задачами философии познания летной деятельности. «… Это и есть вылет: с этого момента он принадлежит другому миру… Летчик, утонув в небе, видит над собой землю, которая сначала вытягивается, а потом, повернувшись, стремительно обрушивается на него всем своим весом. Виражи прижимают тело к сиденью, горки делают его легким, как пузырь, поток уносит горизонт, потом опять возвращает, послушный мотор ревет, затихает, опять ревет… Сухой треск: левое крыло! Летчик застигнут врасплох, будто получил подножку: воздух из-под крыльев ушел. Самолет, как сверло, ныряет в штопор… Навстречу гибнущему летчику, как море к ныряльщику, приближается Земля». (Антуан де Сент-Экзюпери) [1].

Субъект философии летного познания является личность человека, в сознании которого сформировалась потребность осуществлять познавательную и предметно-преобразующую деятельность в пространстве атмосферы планеты и (или) космоса. Жизнедеятельность человека осуществляется в пространстве и времени, что предполагает адекватное воспроизведение в его сознании явлений реальности, которое составляет суть познавательного отношения к самой реальности. Познавательное отношение человека к реальности зависит от его отношения к ней — адекватно ли в сознании воспроизводится реальность? Гносеология дает положительное решение вопроса о возможности адекватного воспроизведения реальности в познавательной деятельности человека, обоснованием которого является практическая деятельность человека. Всякое реальное преобразование обязательно предполагает работу сознания, наличие идеальных планов деятельности, а практика всегда опосредована сознанием, находится с ним в органическом единстве. Знание является не продуктом пассивного созерцания действительности, а возникает, функционирует и совершенствуется в процессе активной практической деятельности человека. Гносеология тесно связана с когнитивной психологией, логикой, методологией научного познания, историей, науковедением и социологией знаний. Обобщая методы и приемы наук, гносеология выступает в качестве философско-методологической основы познания сущности летной деятельности.

Субъективно летная деятельность характеризуется авантюризмом, ошибочностью, несостоятельностью, фантастичностью, утопичностью. Сознанию субъекта деятельности недоступна полная и исчерпывающая информация об объекте, его онтогенезе, целях, средствах достижения целей, о планируемых результатах деятельности. Противоречием жизнедеятельности субъекта летного познания является то, что обладая конечным и ограниченным объемом знаний о летной реальности, он совершает ошибочную, неадекватную деятельность, используя недостаточные ресурсы и средства, идет к ошибочным целям и приходит к результатам, не соответствующим запланированным. Летная деятельность является диалектическим единством познания и управления летной действительностью. В личности летчика, как субъекта летной деятельности, основной произвольной регуляции целенаправленной деятельности, основанной на реализации сложной осознанной цели, чувстве долга и ответственности, является воля. Эта сторона воли, связанная с преодолением препятствий в летной деятельности, мобилизацией его психики на трансформацию сущего в должное. Для летчика его тело представляется не только как объект среди других объектов, но и как воля, он может познать отражение явлений полета в ощущениях себя, а через себя и весь полет.

У личности летчика волевое отношение может определяться индивидуальными представлениями и универсальными понятиями как общими и постоянными правилами и принципами действия. В летной деятельности особенно четко проявляется свойство свободы воли личности. Внутренняя сущность личности летчика отражается в его поведении при пилотировании летательного аппарата в пространстве атмосферы планеты или космоса. Осуществляя свою профессиональную деятельность, летчик подвергается непосредственному воздействию всех явлений, сопровождающих его нахождение в этом пространстве и перемещение, управляемого им летательного аппарата. Летчик встречает всю совокупность как позитивных, так и негативных воздействий один на один, открытый для обозрения со всех сторон, и от его воли зависит достижение поставленной цели полета. «… Меня не приводили в восторг полеты, которые приходилось видеть, так как я считал их до крайности несовершенными. В них не чувствовалось победы гордого духа человека над природой. Наоборот, мне делалась ясной рабская зависимость пилота от капризов стихии. Я поставил себе задачу построить такой аппарат, на который меньше всего влияли бы окружающие условия, и чтобы он почти всецело подчинялся воле пилота. Для осуществления этих идей мне было необходимо стать летчиком…». (П.Н. Нестеров) [9].

Основные категории философии летной деятельности. В сознании летчика в основе анализа и обобщения информации чувственных восприятий и представлений лежат философские категории, логическое значение которых проявляется как особые формы мышления. Методологическое значение категорий проявляется в разрешении научных проблем авиационных наук, использующих категории как организующий принцип мышления летчика. Мировоззренчески философские категории ориентируют и обеспечивают сознание, осмысление знания о реальности и о себе, для формирования оптимального отношения летчика к реальности. Категории определенности, как ступени познания, следуя друг за другом, ориентируют на последовательность в познании летной деятельности — ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение и умозаключение. Ощущение связано с установлением определенности, поиском ответа на вопрос, что представляют собой объекты или явления летной реальности. Восприятие предполагает установление обусловленности, почему объекты летной реальности являются таковыми. Представление связано с установлением выбора информации, необходимости обоснования оптимального отношения к объекту или явлению. Основополагающими категориями, наиболее обобщенно характеризующими философию летного познания, являются материя, пространство и время. Сущность этих категорий в летной деятельности проявляются в понятиях таких явлений как скорость и перегрузка, которые выступают и как особенное частное в сравнении с обычной жизнедеятельности людей на поверхности планеты, и как общее ко всякой активной жизнедеятельности в пространстве атмосферы планеты и космоса. Содержание явлений скорости и перегрузки служат в качестве динамического показателя летной деятельности и обусловлены силой тяготения планеты. В качестве формы проявления содержания явлений материальной, пространственной и временной сущности летной деятельности выступает понятие системы «летчик — летательный аппарат — внешняя среда», которая отражает объективную сторону взаимосвязи структурных компонентов, и системы «сознание летчика — информационно-управляющее поле летательного аппарата — пространство и время нахождения в отрыве от поверхности планеты», отражающую субъективную сторону взаимосвязи компонентов. Категория единичного в летной деятельности проявляется как частные восприятия ощущений явлений летной деятельности сознанием летчика в процессе его предметно-познавательной деятельности. Категория целого проявляется в воздействии результатов летной деятельности на объекты и явления реальности, а также на сознание других субъектов, не участвующих в летной деятельности. Категории пространства и времени играют особенную роль в сущности летной деятельности. Существенными характеристиками пространства и времени являются понятия высоты над поверхностью планеты, скорости перемещения в вертикальной плоскости, угловые скорости, показатели которых отражают сущность явлений в сознании и организме летчика, воспринимаемых в процессе летной деятельности. «Утверждаю, что даже теперь, при современной технике и тончайших и многочисленных приборах, чуткость, чутье летчика остается важнейшим фактором в авиации. Некоторые ученые и сейчас утверждают, что никакого чутья нет, все дело в приборах. Но как объяснят они мне, каким образом множество раз я летал без всяких приборов, делал высший пилотаж над землей на большой и малой высоте и не убился» (М.М. Громов) [2].

Метод философии летной деятельности. Исходя из положения о том, что метод это не система законов и категорий диалектики, а разработанная на ее основе система требований к познающему и действующему субъекту, разрабатывается система принципов, ориентирующих людей в познавательной и предметно-преобразующей летной деятельности. Метод показывает, как и в каких формах следует осуществлять познание реальности в пространстве атмосферы планеты и космоса, какие требования, правила необходимо соблюдать, чтобы проникнуть в сущность исследуемого объекта, получить истинное знание о нем. Метод и теория выступают как относительно самостоятельные формы освоения человеком реальности. Теория как система идеальных образов (понятий), отражающих сущность исследуемого объекта, его внутренние необходимые связи, законы его функционирования и развития, а метод как совокупность взаимосвязанных принципов, требований, ориентирующих субъекта в познавательной и предметно-преобразующей деятельности. Теория выполняет объяснительную функцию, показывая необходимые свойства и связи объекта, законы, которым он подчиняется при функционировании и развитии. Метод выполняя регулятивную функцию, указывая место и роль субъекта в отношениях с познаваемым и преобразуемым объектом, познавательные и практические операции для достижения поставленной цели. Теория предъявляет субъекту форму и содержание объекта в настоящем времени. Метод предписывает субъекту осуществление определенных действий в отношении объекта, нацеливая субъекта на результат.

Теория обеспечивает более точное и полное воспроизведение явлений летной деятельности в их необходимых свойствах и связях. Метод определяет деятельность летчика в отношении объекта, способствует осуществлению поставленной цели на основе знаний о необходимых свойствах и связях объекта. Теория не может выполнять методологические функции, так как для этого она должна превратиться в систему требований к мыслящему и действующему летчику, в систему регулятивных принципов, правил, которые являются функцией метода. Данное положение является основополагающим принципом летной деятельности, в которой не может быть такого события, что бы теория одновременно выполняла методологические функции. В летной деятельности выявлено противоречие между уровнем развития теории и практики, которое выражается в отсутствии законченной, органически цельной теории пилотирования. Отдельные положения летной науки, которая разрабатывается как теоретическая система знаний в ХХ столетии, — методологические, системно-структурные, психологические, математические, — способны выполнять лишь функциональные задачи теории управления летательными аппаратами и только в пределах инженерных предметно-научных областей. Единого методологического поля теории пилотирования до настоящего времени не выявлено. Отдельные предметно-научные области деятельности летчика не имеют единого методологического объяснения как органически целого предметно-научного поля теории управления человеком функционированием и перемещением летательного аппарата в отрыве от поверхности планеты.

Особенностью летной деятельности является невозможность априори на теоретическом уровне сформулировать какие-либо правила поведения субъекта в процессе предметно-познавательной летной деятельности. Так попытки сформулировать ощущения от восприятия сущности явлений, которые должен наблюдать субъект, поднимающийся на высоту, отрываясь от поверхности планеты, теоретически в лабораторных условиях привели к катастрофическим последствиям в ходе реализации их положений при подъеме в пространство атмосферы планеты. Сущность явлений оказывающих воздействие среды обитания в пространстве атмосферы планеты и космоса можно познать только из результатов непосредственного опыта нахождения и перемещения субъекта в отсутствии физического контакта с поверхностью планеты. Важным положением метода философии летной деятельности является то, что при нахождении на поверхности планеты сознанию субъекта доступна только форма проявления явлений, наблюдаемых в процессе летной деятельности, а сущность этих явлений можно познать только в процессе практической летной деятельности. Данные положения предоставляют возможность сделать заключение о том, что летная деятельность ввиду того, что летчик, осуществляя комплекс действий по управлению функционированием и перемещением летательного аппарата в пространстве атмосферы планеты, не может быть сведена к операторской деятельности. В летной деятельности человек, воздействуя на органы управления с целью изменения состояния свойств и пространственного положения летательного аппарата, для сравнения результатов управляющих воздействий использует информацию и, предоставляемую средствами индикации, и информацию от ощущения произошедших изменений, воспринимаемых его органами чувств, вызывающих отражение целостного образа этих изменений в пространстве и времени. В операторской деятельности сознанию человека доступна только информация от средств индикации. Сущностью летной деятельности является неразрывная связь сознания и материальной субстанции человека с материальным, пространственным и временным полем жизнедеятельности субъекта в необычной для нее новой реальности, в непосредственном взаимодействии человека через информационно-управляющее поле средства деятельности с явлениями нахождения и перемещения в пространстве атмосферы планеты и космоса. Летчик — это не оператор, контролирующий функционирование летательного аппарата и его перемещение по заданным траекториям пространства во времени, а высокоорганизованная личность, сливающаяся своей материальной субстанцией с летательным аппаратом в процессе достижения с его помощью поставленных перед сознанием летчика целей. В связи с этим, если летчик выполняет функцию по управлению беспилотным летательным аппаратом, находясь на поверхности планеты, то его деятельность становится операторской, лишенной «живых» ощущений от нахождения и перемещения в пространстве атмосферы планеты и космоса, и от этого ограничивающей, как его пилотажные возможности, так и возможности летательного аппарата по отработке запрограммированных функций. «…Основой восприятия пространства можно считать ориентацию человека относительно вертикального направления, совпадающего с действием силы гравитации в обычных условиях ориентировка в пространстве не требует специальных целенаправленных сознательно контролируемых действий в тех случаях, когда между сигналами от разных анализаторов возникают рассогласования относительно сложившегося стереотипа, это неизбежно приводит к искажению образа» (Н.Д. Завалова) [4].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Философия познания летной деятельности. Основной вид деятельности в системе летной деятельности является материально-практический, к одному из компонентов которого относится познавательный, содержание, которого отражают чувственная и мыслительная ступени познания. Познавательный образ чувственного познания отражает форма познания, связанная с осмыслением чувственных данных от живого созерцания к ощущениям, восприятиям, представлениям. В мышлении как активном процессе деятельности сознания, действующем без непосредственного контакта с объективной реальностью, выделяют два типа: мыслительная деятельность, направленная на расчленение, регистрацию и описание результатов чувственного опыта, называемую рассудком, и на раскрытие сущности объектов, внутренних законов их развития, называемую разумом. Цель познания в летной деятельности является осмысление сущности явлений, наблюдаемых и воспринимаемых сознанием во время материально-практической деятельности человека, находящегося в отрыве от поверхности планеты в средстве перемещения в пространстве атмосферы планеты или космоса, и осознать природу этой сущности. Летная деятельность заключается в материально-предметной деятельности по управлению летательным аппаратом. На поверхности планеты сознанию летчика доступна только форма проявления сущности явлений, наблюдаемых в процессе ленной деятельности. В связи с этим для познавательного процесса в условиях поверхности доступен только теоретический уровень знаний, который основывается на прошлом опыте и доступен сознанию летчика как модель реальной деятельности в форме наглядных пособий и абстрагированных теорий. При этом конкретное содержание сущности явлений летной деятельности в познавательном процессе на поверхности планеты сознанию не доступно. В условиях поверхности целесообразно предоставлять знания, отражающие форму сущности явлений летной деятельности, а любые попытки сформировать априори представления о содержании сущности явлений дадут основания для искажения представлений о предстоящих ощущениях. Таким образом, познание сущности явлений летной деятельности доступно только на эмпирическом уровне предметно-познавательной деятельности в ходе выполнения полетов и на теоретическом уровне при разборе полетов и подготовке к выполнению полетов. В процессе протяженной во времени цикличной предметно-познавательной летной деятельности, когда количество циклов достигает некоторого критического значения, ее субъект приобретает новое качество, свойства которого отражаются в понятии летчик, и которые обеспечивают субъекту устойчивые способности к развитию в его дальнейшей материально-практической летной деятельности в пространстве атмосферы планеты и космоса [6].

Мировоззренческая концепция Н.Е. Жуковского: «Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума» [3], отражает логику теоретического мышления, а эмпирика летной практики предъявляет неопровержимые доказательства того, что летание человека разумного осуществимо только при наличии у него мировоззрения, при котором активность духа познания летания преобладает над активностью инстинкта самосохранения. При этом для преодоления смертельно-опасных явлений нахождения и деятельности в отрыве от поверхности планеты возможно только при наличии у человека достаточно крепкого организма и натренированных мускулов. Для того чтобы полететь человеку недостаточно создать «блестящий» летательный аппарат, способный легко оторваться от поверхности планеты и совершать маневрирование в пространстве атмосферы планеты и космоса. Надо еще найти такого человека, который будет способен управлять функционированием и перемещением этого аппарата, при этом сохраняя способность воспринимать все происходящее, мыслить и просто жить [7, 8].

Список литературы:

Антуан де Сент-Экзюпери. Летчик. (Париж, 1926 г.). // Перевод с французского М. Беленького. Журнал «Вокруг света» № 4. — М.: Молодая гвардия, 1963. — С. 40—43.

Громов М.М. Через всю жизнь. — М. Молодая гвардия, 1986. — 190 с.

Жуковский Н.Е. О воздухоплавании (речь 1898 г.). // Полное собрание сочинений. Том IX. — М-Л.: Гл. ред. Авиалит, 1937. — С. 188—202.

Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. — М.: Наука, 1986. — 176 с.

Качоровский И.Б. Профессия — летчик. Взгляд из кабины. — М.: МОРКНИГА, 2008. — 154 с.

Кодола В.Г., Дудко В.М. Философия летной деятельности: Антология. — Монино: ВУНЦ ВВС, 2011. — 175 с.

Кодола В.Г. Авиационно-космическая отрасль педагогической науки. // Мир образования — образование в мире, № 4 (24). — М.: РАО, 2006. — С. 28—35.

Кодола В.Г. Философия летной деятельности. // Инновационные технологии в образовательном процессе: XIII НПК. — Краснодар:, 2011. — С. 5—16.

Федоров В. Капитан П.Н. Нестеров (Из личных воспоминаний). Вестник воздушного флота № 11—12. — М.: Воениздат, 1944. — С. 33—48.

Louis Lelasseux et René Marque. Аэроплан для всех. / Перевод с французского С.А. Вроблевского. — Киев: Изд. И.И. Самоненко, 1909. — 187 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

480

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке