Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Философское осмысление категории «добро» в свете исследований Юнгианской психологии»

«…невозможно представить себе ни одного этического правила, которое при определенных обстоятельствах не превратилось бы в правило противоположное». К.Г. Юнг [2].

Проблема добра всегда являлась предметом исследования философии. Добро является важной функцией культуры, поддерживаю­щей личные, межличностные и общественные отношения. Философию интересуют основания этой категории, насколько они объек­тивны/субъективны, как представлены идеи добра в том или ином обществе, диалектика добра и зла. Феномен добра, блага является пред­метом не только философии, но также этики, психологии, антропологии, культурологии, искусствознания и других гуманитарных наук.

Рост интереса к проблеме добра в философии вызван причинами как общественно-политического характера, так и гносеологическими. К первым можно отнести секуляризацию общества и потерю моральных ориентиров, усиление роли СМИ в формировании ценностных установок, возрастающие отчуждение и одномерность человека, а также фундаментализм и угрозу терроризма. Гносеологические посылки исследования проблемы добра заключаются в новых достижениях научной мысли, в том числе глубинной психологии.

Добро в современном русском языке имеет значение положительного начала в нравственности, своего рода общей нормы поведения, предполагающей помощь ближнему, благие поступки, непричинение зла и т. д. Но эта норма субъективна (уже в античности философы обращают на это внимание), амбивалентна, находится в тесной диалектической связи со злом. Трудно отыскать абсолютное основание добру, даже если придерживаться религиозной точки зрения на мораль. Эта категория принадлежит как разуму человека, так и его эмоциональной и шире — психологической сфере. Поэтому исследовательский интерес вызывают психологические труды, посвященные проблеме добра и зла. Большой вклад в этой области сделала так называемая глубинная психология.

Глубинная психология большое внимание уделяет той части человеческой психики, которая чаще всего не осознается и нередко отрицается сознанием. Она включает в себя несколько направлений. Основоположником психоанализа является З. Фрейд, открывший человеческую сексуальность и ее роль в формировании сознательной жизни индивида. В отличие от него, К.Г. Юнг, не сводил проблемы человеческой психики только к низшим инстинктам. Юнга принято считать основателем аналитической психологии. Он ввел понятие «коллективное бессознательное», включающее в себя плоды религиоз­ного и культурного развития человечества, а также понятие «архетипа», как определенной модели поведения отдельного человека. Для понимания добра и зла К.Г. Юнг и другие представители аналитической школы исследуют архетип индивидуальной психики, известной в аналитической психологии как Тень (Юнг К.Г. Психологические типы/пер. с нем. М.: «Университетская книга» АСТ, 1997. 716 с.).

Тень « состоит из всех тех аспектов нашего существования, которые работают на то, чтобы заставлять нас ощущать дискомфорт от самих себя» [1, с. 21], это «все то, чем мы не хотим быть» [1, с. 59]. Это неосознаваемая, подавляемая или вытесняемая часть человеческой психики, которая, тем не менее, может «руководить» всей созна­тельной жизнью человека.

Понятие Тени тесно связано с этическими нормами. Большое внимание этой связи уделил Э. Нойманн в своей работе «Глубинная психология и новая этика. Человек мистический». Автор исследует раз­витие феномена зла, начиная с древности через иудео-христианскую традицию до наших дней. В ней отмечает два типа приспособления к этическим нормам, установленных коллективом: вытеснение и подавле­ние. Цель такой этики, по Нойманну, воспитание доброго, благородного человека. Мир при этом становится дуалистичным, делится на «свет» и «тьму», добро и зло. Но подавляемая часть не исчезает бесследно, а аккумулируется бессознательным, Тенью. У человека, коллектива воз­никает чувство вины, которое изгоняется с помощью проекции. Вместо того чтобы рассматривать Тень как «свою внутреннюю проблему», с ней сражаются, ее порицают и истребляют как внешнего врага [2]. Отсюда войны и революции, «повальные умопомешательства», заговоры сионистов, белая, черная или желтая опасность и т. д.

Тень обладает большой силой воздействия на человека, она прорывается в нашу сознательную жизнь непрерывно, приводя к необъяснимым, на первый взгляд, действиям, мыслям, чувствам. Мотивами положительных поступков нередко оказываются скрытые, эгоистические, теневые цели. Например, благодеяния могут быть продиктованы не намерением совершать добро, а подсознательным желанием положительной оценки, чувством вины, бессознательно усвоенной в детстве нормой. Тень также участвует в формировании фундаментализма, который исходит из первоначально добрых намерений, но абсолютизирует свои нормы, любое отклонение от которых, воспринимается как зло и приводит к насилию.

Будучи неосознанной до конца, Тень формирует собственные программы поведения, которые человек воспроизводит автоматически, будучи уверен, что поступает правильно.

Тень есть у каждой личности. Личность, на первый взгляд не имеющая Тени, или наивная и поверхностная, или глубоко незрелая и бессознательная. [1, с. 300]. Осознание своей Тени предполагает тяжелую, не всегда приятную работу, «без последующего одобрения и без надежды на восстановление былой невинности» [1, с. 70]. Без специальных знаний, иногда без психотерапевтической помощи такая работа невозможна, т. к. под властью комплексов человеку трудно самому увидеть свои душевные раны и болезни. Кроме того, горечь осознания всех неприятных свойств личности вызывает сопротивле­ние. Особенно трудно заглянуть в свой внутренний мир экстравертам, т.к. жизнь экстраверта ориентирована больше на внешний мир.

С точки зрения новой этики (термин Нойманна), морально приемлемой можно назвать только ту личность, которая приняла факт существования Тени и теневую часть себя. Т.е. новая этика предполагает целостность личности, объединение двух ее аспектов, распознавание доисторических психических структур в форме влечений, инстинктов, предвечных образов, символов и т. д. Соответственно человек становится более социально и психологически компетентным, способным различить манипуляция сект, СМИ, различных социальных движений, их истинный фундамент. Важный вывод, к которому приходит Нойманн, заключается в том, что вместе с прекращением проецирования Тени прекращает работать психология «козла отпущения», борьба с ближним, войны под моральными предлогами.

Нойманн не отрицает старую, иудео-христианскую этику, но предполагает, что человек сможет следовать ей более полно, если будет делать это осознанно. Т. е. должна быть как внутренняя готовность поступать со всей возможной правдой, так и понимание ценностей, которые сами по себе в человеке, его биологической и психологической природе не заложены.

Самопознание и познание мира остаются главными методами в постижении сущности добра и зла. Но сам Юнг не раз утверждал (Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев: АО «AirLand», 1994. 405 с.), что никогда не может с уверенностью сказать, что для его пациентов добро, а что зло. Нередко некоторые мысли и жизненный путь человека, казавшиеся на первый взгляд бессмыслен­ными и даже вредными для его личности, в итоге оказывались благими.

Глубинная психология дает нам инструмент, с помощью которого можно отыскать истоки зла в нас самих. Но она не дает определения, что есть добро, благо. В этом, на наш взгляд, сложность и даже некоторая опасность этого метода. Поэтому вопрос о добре остается философским.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Этические нормы предполагают взаимоотношения людей друг с другом. Поэтому первоначально они устанавливаются не внутри отдельного человека, а в сообществе. В демократических государствах по поводу норм возможен диалог. Сегодня не только законы выживания, диктаторы или церковь определяют правила поведения. О добре и зле ведутся дискуссии в научных кругах, в литературе и искусстве и очень важно, чтобы обсуждения велись психологически зрелыми и здоровыми людьми. Это требование особенно важно в связи с огромным объемом информации, поступающей и живущей в СМИ и Интернете.

Список литературы:

Джеймс Холлис. Почему хорошие люди совершают плохие поступки: Понимание темных сторон нашей души — М.: Когито-Центр, 2011.-308 с.

Нойман Эрих. Глубинная психология и новая этика. Человек мистический/пер. с англ. [Электронный ресурс] URL: http://jungland.ru/Library/ErNojGlub.htm

Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. — Киев: АО «AirLand», 1994. — 405 с.

Юнг К.Г. Психологические типы/пер. с нем. — М.: «Университетская книга» АСТ, 1997. — 716 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

385

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке