Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Финансово-экономическая структура агропродовольственного холдинга, как способ повышения эффективности управления финансовыми потоками группы»

Основными результатами структурных преобразований в агропродовольственном секторе экономики стало создание крупных вертикально-интегрированных холдингов, которые позволили расширить хозяйствующим субъектам масштабы своей деятельности, разнообразить производственные связи, повысить интеллектуальный потенциал и технические возможности, сконцентрировать и мобилизовать капитал на модернизацию основных фондов, снизить производственные и финансовые риски, повысить эффективность системы управления. [1, с. 65].

Помощь в написании статьи

Несмотря на широкое распространение такой формы организации бизнеса как холдинг, и те преимущества, которые приобретают хозяйствующие субъекты, входящие в данную структуру, на практике возникает ряд сложностей функционирования данных объединений, в частности, отсутствие эффективной организации финансового управления, как структурных подразделений, так и холдинга в целом.

При сложной многоотраслевой и организационной структуре агрохолдинга и существующей системе налогообложения наиболее типичной финансовой структурой является сочетание центров инвестиций (материнская компания), центров затрат (обслуживающие производства, научные, консалтинговые подразделения), центров прибыли (подразделения основ-го производства) [2, с. 50].

С нашей точки зрения в целях урегулирования и финансового контроля движение финансовых потоков целесообразно осуществлять через консолидированный центр расчетов в рамках отраслевого субхолдинга и локальные центры расчетов отдельных участников холдинга.

Для этого, в рамках агропродовольственного холдинга, автором предлагается создание департамента финансово-экономического контроля и анализа на уровне материнской компании (ДФЭКиА) и параллельное внедрение финансово — экономического департамента (ФЭД), который будет находится в субординационном подчинении (ДФЭКиА) и курировать деятельность структурных подразделений и управляющей компании в рамках субхолдинга (рис.1).

Созданный на базе материнской компании, департамент финансово-экономического контроля и анализа будет направлен на рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на основе прогрессивных форм и единой учетной политики; осуществлять текущее и перспективное планирование, анализ производственно-хозяйственной деятельности; информационное и программное обеспечение; выбор кредитного учреждения, минимизацию кредитных ставок, привлечение кредитов на наиболее выгодных условиях; планирование и организацию аудиторских проверок; мониторинг и консолидацию бухгалтерской отчетности, ее анализ и представление заключения о финансовом состоянии холдинга; финансовое обеспечение текущей и инвестиционной деятельности как за счет собственных, так и за счет привлеченных источников, контроль за финансовыми ресурсами холдинга.

Департамент финансово-экономического контроля и анализа совместно с финансово-экономическими департаментами субхолдингов обеспечивают двустороннее движение финансовых потоков: оплату товарно–материальных ценностей; получение выручки от реализации продукции, работ и услуг; привлечение дополнительных источников финансирования; обеспечивает документальное оформление, получение, мониторинг и целевое использование банковских кредитов; страхование залога; оплату процентов за пользование кредитом и их субсидирование; планирование и анализ использования денежных средств; контроль и анализ взаиморасчетов предприятий холдинга; свод и консолидацию бухгалтерской отчетности; анализ финансового состояния холдинга и его подразделений. Важными направлениями деятельности ДФЭКиА и ФЭД является формирование единой финансовой политики агрохолдинга и функционирующих в его составе субхолдингов.

Помимо этого, мы предлагаем ликвидацию экономических отделов на уровне дочерних предприятий субхолдинга, что позволит экономить на фонде оплате труда и социальных взносах. Функции экономических служб производственных организаций будут возложены на созданные финансовый и экономический отделы управляющей компании, которые во взаимодействии с остальными подразделениями департамента и дочерних предприятий будут отвечать за финансовую и экономическую часть деятельности каждого контрагента в субхолдинге. Основой для создания такой структуризации является наличие современных программных продуктов, которые позволяют видеть базу данных любого участника субхолдинга через Интернет, а также сконсолидировать эти цифры в единый модуль (1С 8.1-8.2, Oracle, Sap).

С нашей точки зрения в структуре финансового управления целесообразно создание дополнительного отдела, финансово – расчетного центра, в управляющей компании субхолдинга, в структуре ФЭД, который будет являться консолидированным центром расчетов (КЦР) и будет обеспечивать концентрацию финансовых ресурсов и управление финансовой деятельностью дочерних предприятий, а также аналогичного отдела в составе (ДФЭКиА), который будет являться основным центром расчетов (ОЦР) направленного на их централизацию по всему холдингу в финансово-расчетном центре материнской компании для дальнейшего использования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов холдинга. Необходимость создания финансово-расчетного центра параллельно на уровне материнской и управляющей компаний агрохолдинга объясняется следующими причинами:

·       структура агропродовольственного холдинга очень сильно разветвлена, включая в себя весь производственный цикл от выращивания сельскохозяйственных культур до конечного производства готовой продукции. В связи с этим осуществлять контроль за движением финансовых ресурсов и выставлять приоритетность осуществляемых платежей по разнопрофельным направлением достаточно сложно;

·       концентрация внутренних входящих и исходящих финансовых потоков между взаимодействующими предприятиями разных бизнес направлений группы происходит через управляющие компании профильных субхолдингов;

·       так как однонаправленные предприятия имеют финансовые отношения между собой в рамках субхолдинга, целесообразность создания КЦР объясняется сокращением, а по возможности и ликвидацией внутрихолдинговой задолженности между данными контрагентами с целью высвобождения финансовых ресурсов.

Таким образом предложенная финансово-экономическая структура холдинга позволит наглядно отобразить формирование финансовых ресурсов в группе, выявить низкорентабельные предприятия, сравнить размер и характер понесенных затрат однопрофильных предприятий, проследить движение финансовых потоков, осуществлять контроль за деятельностью всех подразделений агрохолдинга. В свою очередь ликвидация экономических отделов на уровне дочерних предприятий субхолдингов приведет к экономии фонда оплаты труда и начислениях. В итоге, четкое взаимодействие между структурными единицами учетно – финансового аппарата, основанное на использовании передовых финансовых методов и технических средств, позволяет формировать учетную информацию, являющуюся базовой для управления финансовыми потоками агропродовольственного холдинга.

Список литературы:

Алиев С. А. Факторы рыночной активности корпоративных структур // Менеджмент в России и за рубежом. – 2008 г. – №3. – С. 65 – 66;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Винничек Л. Совершенствовать организационно-экономические отношения в агропромышленном производстве // АПК: экономика, управление. – 2009 г. — N 8. — С. 49-52.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

506

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке