Ключевые слова: проблема конкурентоспособности, внешнеэкономическая деятельность, государство, экспорт, импорт, Калининградская область.
Конкурентоспособность — имеет отношение почти ко всем аспектам деятельности предприятия и носит универсальный характер. От того, насколько успешно решается проблема повышения конкурентоспособности организации, зависит многое в её экономической и социальной жизни, а также оказывает значительное влияние на национальную экономику государства.
Конкурентоспособность предприятий — является основой конкурентоспособности национальной экономики любой страны, поэтому эта проблема должна постоянно находиться в поле зрения органов государственного управления.
Роль государства в этих вопросах является весьма важной. Конкурентная способность субъектов хозяйствования все больше зависит не только от предприимчивости управленцев и производительности работников, но также и от функционирования территориальных общественно-хозяйственных систем и их способности к формированию современных действенных структур, которые результативно используют имеющуюся в регионе совокупность факторов производства.
Конкурентоспособность — определяется широким набором факторов, проявляющихся в таких сферах деятельности организации, как: инвестиционная, производственная, маркетинговая, финансовая и др.
Однако сферой особого внимания является область развития внешнеэкономического потенциала и повышения конкурентоспособности национальных производств. Вопрос о повышении конкурентоспособности предприятий решается главным образом в рамках осуществления таких основных операции — как экспорт и импорт.
Импорт представляет собой приобретение у иностранных контрагентов товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности и т. п.) ввозом из-за границы на таможенную территорию страны-покупателя, для дальнейшего использования и/или продажи на внутреннем рынке.
Также существует понятие реимпорт – ввоз продукции, ранее вывезенных, но не переработанных.
Экспорт в буквальном смысле означает вывоз товаров и услуг из страны и является результатом достижения конкурентоспособности товара на внешнем рынке.
Осуществление экспорта, как результат достижения конкурентоспособности товара на внешнем рынке, свидетельствует одновременно об эффективной работе предприятия, как с точки зрения его контрагентов, так и с точки зрения внешнего окружения. В этом заключается двойственность экспорта с позиций его участия в обеспечении эффективной деятельности предприятия: экспорт одновременно выступает и как фактор, и как результат эффективной работы предприятия.
Формирование конкурентоспособности предприятий в процессе осуществления им внешнеэкономической деятельности невозможно без осуществления соответствующих экономических реформ, включения Российской Федерации в мировые интеграционные процессы и реализации мероприятий, осуществляемых государствам в рамках стимулирования внешнеторговой деятельности.
Основные государственные мероприятия, имеющие прямое отношение к формированию и развитию экспортного потенциала, концентрируются в основном в области содействия развитию национальной экономики путем регулирования спроса и предложения, а также защиты национального рынка от иностранной конкуренции и поддержки национальных компаний на внешних рынках, включая и меры по попущению их конкурентоспособности.
Однако внешнеэкономическая деятельность имеет свои особенности, вытекающие не только из национального законодательства, но и международных правил и норм, она опосредована множеством этапов ее осуществления и множеством исполнителей по внешнеторговой сделке.
Трудности отечественных промышленных предприятий происходят не только от многих неблагоприятных обстоятельств внутри нашей страны, но и во многом обусловлены изменениями в международном бизнесе.
В этой связи проблема обеспечения и повышения конкурентоспособности предприятия — является весьма актуальным.
Учитывая любую чувствительность сферы внешнеэкономического сотрудничества к внешнему влиянию, механизм согласованного развития конкурентоспособности и внешнеэкономической деятельности должен быть направлен для повышения результативности работы предприятий в новых условиях международного экономического сотрудничества, что также объективно требует проведения комплексных теоретических исследований и подкрепления их экспериментальными расчетами.
В условиях динамичного развития национальной экономики, протекающего на фоне глобальных интеграционных процессов, в которых предприятия Российской Федерации вынуждены вести конкурентную борьбу на рынке не только между собой, но и с производителями из других стран, неизбежной составляющей деятельности экономических субъектов хозяйствования становится ведение активной внешнеэкономической деятельности.
Разработка концепции повышения конкурентоспособности внешнеэкономической деятельности предприятия — становится задачей номер один, однако её реализация далеко не простая. В зависимости от воздействия внешней среды, внутренних факторов, стратегических задач, индивидуальных особенностей предприятия необходимо предпринять меры по повышению конкурентоспособности внешнеэкономической деятельности, которые должны включать: выбор эффективной экспортной стратегии; улучшение качества продукции; более качественного использования ресурсов; расширению ассортимента и совершенствование товарной структуры и многое другое.
От того, насколько выбранная стратегия развития и повышения конкурентоспособности предприятия будет адекватна открывающимся для неё перспективам на внешнем рынке, будет зависеть не только успешность, но и жизнеспособность предприятий в целом.
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017)
3. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О защите конкуренции»
4. Астринский Д. Экономический анализ финансового положения предприятия // Экономист. – 2015.- №12.- С. 47 с.
5. Васильева З. А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка/ З. А. Васильева
// Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. — № 2. – С. 87-90.
6. Гапоненко А. Конкурентоспособность хозяйственных организаций как основа социально- экономического роста // Власть. – 2016. – N 1. – С.33.
7. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: учебное пособие для вузов Пер. с англ. под ред. О.А. Третьяк, Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Питер, 2015 г.
8. Кунаева С. Е. Стратегия торговых предприятий: учебное пособие для вузов. – М., 2014 г.
9. Муравьев А. И. Теория экономического анализа: проблемы и решения: – М.: Финансы и статистика, 2016 г.
10. Сенчагов В. К., Захаров А. Н., Зокин А. А. Конкурентоспособность и инвестиционный потенциал экономики России. // Бизнес и банки. 2013. № 43. – С. 35–43.
11. Семенова Е. И. Конкурентоспособность как фактор маркетинговой среды: дисс. …д-ра экон. наук. – М., 2014. – 287 с.
12. Томпсон-мл. А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / Пер. с англ. – М., 2013. – 254 с.
13. Кревенс Дэвид В. Стратегический менеджмент: Пер. с англ. – М., 2013. – 217 с.
14. Портер М. Е. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: Пер. с англ. – М., 2015. – С. 67–69.
15. Ушвицкий Л. И., Парахина В. Н. Конкурентоспособность региона как новая реалия: сущность, методы оценки, современное состояние // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2015. № 1. – С. 15–21
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.