Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Формирование жанров и стилевых норм ногайских народных песен в XIX-XX столетиях»

Ногайцы – тюркоязычная народность, проживающая дисперсно в разных регионах России и за ее пределами, — создали богатый и уникальный музыкальный фольклор. Для прослеживания эволюции жанров и стилевых норм ногайских народных песен, в рамках научного проекта РГНФ «Народно-песенное искусство ногайцев: генезис и системно-структурная организация», в 2011 году проводились фольклорные экспедиции в места компактного проживания ногайцев.

Помощь в написании статьи

Возможность проследить историческую эволюцию жанров и стилей народных песен обусловлена способностью народной музыки сохранять «социальную память» предшествующих поколений, нести в себе «генетические заряды» всего временного пути развития этноса – не только художественного,  но и биологического» [1, с. 30].

Весь эволюционный путь развития музыкальной культуры ногайцев мы условно делим на три основных стилевых пласта: 1-й пласт (древний – по И.И. Земцовскому, ранний – по А.В. Рудневой) – до XIVв.; 2-й пласт (классический – по И.И. Земцовскому, средний – по А.В. Рудневой)  — от XV в. до XVIв.; 3-й пласт (поздний – по А.В. Рудневой, современный, новый и новейший – по И.И. Земцовскому) – от XVIIIдо начала XXI вв.

Объектом нашего рассмотрения, в рамках обозначенной проблемы, выбран третий  стилевой пласт, начальный этап которого охватывает смену общественных формаций – феодализма (отчасти капитализма) и социализма; происходит постепенное завершение миграционных процессов и заселение мест их современного проживания; переход к оседлому образу жизни и формирование локально-региональных музыкальных стилей.

Многовековое сосуществование песенных жанров ногайцев в разной степени способствовало их музыкальным взаимодействиям – взаимовлиянию, переходу одних жанров в другие, возникновению промежуточных (переходных) форм, взаимообогащению. На традиционный фольклор наслаивались регионально-локальные особенности, обусловленные новыми, принципиально отличающимися друг от  друга, условиями жизни. Шел процесс «отмирания» традиционных песенных жанров, возникновения новых.

Расселение, в процессе миграций, отдельных этнических групп в крупных городах (Астрахани, Оренбурге, Казани и др.) привело к образованию среди ногайского населения новых социальных прослоек со своим песенным репертуаром, тематикой и исполнительскими традициями. Стали процветать такие жанры, как городская лирическая песня, баллада,  «жестокий» романс.  Давая оригинальное название  одному из них  «песни мещан города Астрахани» этнограф-фольклорист XIX в. В.А. Мошков вкладывал в него конкретное значение —  песни, создаваемые и исполняемые определенным городским сословием [2].

Появление среди ногайцев, по разным побудительным причинам, беглых людей  – казаков – способствовало зарождению нового жанра социальной песни  «казак йыр», а обязательная воинская повинность, введенная Петром Iв конце XVII в., привела к возникновению у оренбургских и астраханских ногайцев рекрутских и солдатских песен. Молодые ребята, перед уходом на службу, прощались с родными, близкими и знакомыми, устраивали гуляния с пением песен. Стилевые нормы этих песен формировались на основе других жанров ногайского традиционного фольклора либо  заимствовались у соседних народов (в том числе  из русского фольклора).

Трагические события середины XIX в. – переселение северокавказских народов в Турцию – породили у ногайцев, как и у других  народов региона, песенно-плачевый жанр мухаджирской песни («маажир йыр»). При общности тематики и трагедийного контекста, песни эти, изначально порожденные национальным «звукоидеалом» народа, отличались от аналогичных песенных жанров других северокавказских народов в исполнительстве, формообразовании, ладоритмической организации.

Широкое распространение у ногайцев получили короткие песенки   частушечного типа с разными локально-диалектными названиями: «шынъ», «сарынъ», «такмак», «дияр». Период распространения жанра и степень ее популярности у ногайцев аналогичны русской частушке. Но тот факт, что короткие песенки встречаются во многих ногайских регионах (румынском, кубанском, дагестанском, астраханском) со сходными названиями, является убедительным доказательством того, что данный жанр и его  терминология существовали у ногайцев еще до начала  миграционных процессов, в период этнотерриториальной общности народа.

Особую популярность приобрели ногайские героико-эпические песни, пришедшие на смену богатырскому эпосу и продолжившие его традиции. Но, в отличие от богатырского эпоса, известного всем этнородственным народам («Эдыге», «Эр-Таргул», «Шора-Батыр»), героико-эпические песни имеют локальную природу распространения: имена и подвиги песенных героев известны лишь в конкретном регионе, конкретной местности или только  его семье. Многие дестаны, по мнению ученых-ногаеведов, созданы конкретными певцами и  поэтами, например, считается, что авторами дестана «Карайдар эм Кызыл-Гуль», написанного в 1879 году, являются певцы, поэты Арслан Шабан  улы и Фахриддин Абушахман, что делает спорным его принадлежность фольклору.

В огромном количестве создаются песни-баллады, в которых разворачиваются семейные конфликты, как правило, на социально-этнической почве; появляются «жестокие» романсы, песни «неволи» (тюремные песни). Но, к сожалению, весь этот музыкально-фольклорный пласт  до сих пор не собран  и не осмыслен, ни  с позиций этномузыкологии, ни с позиций филологии.

В период Великой Отечественной войны и послевоенный период повсеместно создавались монологические песни-письма, песни-ожидания, а их традиции продолжились во второй половине XXстолетия, но уже в новых социально-исторических условиях. Долгие вынужденные разлуки людей в период различных войн (Афганской и Чеченской), даже рядовая служба в Армии, способствовали  появлению песен, которые позволяли  обращаться, понятно, в своеобразной музыкально-поэтизированной форме, к родным и близким, делясь с ними своими мыслями и переживаниями. По художественному и музыкально-интонационному складу монологические песни близки  необрядовым лирическим плачам.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Параллельно с песнями позднего формирования продолжает бытовать  традиционный фольклор, сохранившийся только среди старшего поколения: богатырский эпос, лироэпические дестаны, семейно-бытовые, календарные песни. Однако эти произведения подвергаются существенной корректировке. Например, в лироэпические дестаны проникают черты, ранее им не свойственные: появляется мелодический контур, обозначающий аккордово-гармоническую фактуру, происходит упрощение мелодической структуры эпических произведений, их сжатие  в рамки песенных  структур – квадратных, замкнутых построений и т. п. Подобная деконструкция была обусловлена изменениями исполнительской традиции жанра – дестаны «проникли» в репертуар женщин среднего возраста, звукоидеал  которых формировался в новой интонационной среде.

В рассматриваемый период формируются и иные стилевые нормы ногайских народных песен: доминирующим компонентом в песне становится метроритм. В музыке северокавказских ногайцев утвердились   константные элементы музыкального языка,  вписывающиеся в общекавказские стереотипы музыкального мышления, в общий северокавказский региональный музыкальный диалект.

Обозначены черты и процессы, характерные для всех локальных регионов, носящие общенациональный характер. Так, стихотворной основой песенных текстов во всех ногайских регионах остается силлабика с преобладанием равносложности в строфах, т. е. идет процесс «усреднения» количества слогов, в отличие от традиционных строф (для последних характерно сочетание коротких и длинных строк). В песенный стих проникает стопность и силлабо-тоничность (главным образом под влиянием авторских стихотворных текстов), начинается метроритмическая урегулированность музыкальных времен в мелострофе. Единицей времени становятся постоянные метры: 4/4, 2/4, 3/4, 6/6, 12/8. В текстах песен сохраняется традиционный семи — и восьмисложник, но происходит их перекрестное (8787) и смежное (10 10 6 8) чередование.

Строфическая форма в большинстве жанров сохранена, причем преобладает четырехстрочник; другие формы образуются за счет повторов последних строк  меньших структур: шестистрочник образуется посредством повторов двух последних строк (или  последней полустрофы). Сохранены традиционные структуры песенных напевов – в основном неквадратные; переменный размер, обусловленный гетеросиллабизмом народно-песенного стиха.

Активно идет процесс заимствования и переосмысления интонационно-ладового мышления:  используются октавные звукоряды, с выходом за его рамки, а также развитые мелодии, охватывающие широкий диапазон звучания. Ладовым остовом мелодии становятся натуральный мажор и гармонический минор со IIфригийской ступенью в каденционных окончаниях.

Основой музыкального исполнительства ногайцев по-прежнему остается монодийное пение. И только при исполнении отдельных жанров (шынъ, авторских песен) используются гетерофонное и  антифонное пение, истоки которых уходят в ранний исторический период. Песни исполняются под сопровождение клавишных инструментов — гармоники, аккордеона (вместо ногайской домбры и кылкобыза), домбровое аккомпанирование  встречается эпизодично, кылкобыз уже давно вышел из употребления.

Таким образом, анализ музыкального фольклора ногайских локально-этнических групп регионов позволяет обозначить основные тенденции, сформировавшие жанрово-стилевые нормы ногайских народных песен двух последних столетий.

В ногайских локальных регионах  созданы музыкальные диалекты: у кубанских, дагестанских, ставропольских и чеченских ногайцев сформировался общекавказский региональный диалект, у астраханских ногайцев – средневолжский.

Вокальные жанры позднего формирования содержат локально-диалектные и переходные признаки, включающие жанры других этносов. В вокальных жанрах традиционного фольклора прослеживается сохранность общеэтнических (наддиалектных) признаков, их подверженность иноэтническому влиянию весьма слабая.

Для музыкально-фольклорных жанров ногайцев последних столетий характерны сложные процессы: возникновение новых жанров на основе старых, а также переходно-промежуточных жанров. Возникают новые художественные и музыкальные средства выразительности, формы, исполнительские традиции уже существующих и новых жанров.

Народно-песенное искусство ногайцев находится лишь в начальной стадии научного осмысления. Поэтому не вызывает сомнения необходимость системного изучения музыкального наследия народа в самых различных аспектах: локально-региональном, общеэтническом, межэтническом и т. д.

Список литературы:

Жорданиа И.М. Народное многоголосие, этногенез и расогенез //Советская этнография. – М: Наука. – 1988. —   № 2. – С. 24-33.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Мошков В.А. Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края  //Известия общества  археологии, этнографии и истории. — Казань, 1893-1901. — Т. XII. — С. 1-67; T. XIV. — С. 265-296.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

399

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке