Хотя номинально франчайзинг — всего лишь одна из многих ныне практикуемых сетевых товарораспределительных и сервисных структур, во многих странах мира, где он получил массовое распространение, его рассматривают гораздо шире и глубже — как особая, отвечающая потребностям современного рынка «философия» предпринимательства, как новая, прогрессивная система организации бизнеса и этики деловых отношений.

Слово «франчайзинг» (фр. francise, англ. franchise, нем. Franchise) означает «льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса» [2, с.12]. Корни франчайзинга уходят в средние века. В средневековой Англии король предоставлял знати различные права, например, право сбора налогов на конкретной территории в обмен на определенные услуги. Гражданам давались разрешения (франшиза) продавать товары на рынках, участвовать в ярмарках.

В начале XIX века в Великобритании была введена система «связанных домов», сущность которой заключалась в предоставлении властями права на торговлю спиртными напитками только владельцам постоялых дворов по специальной лицензии.

В современном понимании «франчайзинг» — это определенная система отношений по построению и ведения бизнеса. В данных отношениях присутствуют, как минимум, две компании: франчайзер и франчайзи. Компания франчайзер обладает «раскрученной» торговой маркой, а компания франчайзи — желанием работать под этой торговой маркой и соответствующими возможностями, отвечающими требованиям франчайзера. По заключаемому между этими компаниями договору франчайзер передает франчайзи в пользование свою торговую марку вместе с технологиями производства товаров или оказания услуг, а франчайзи обязуется периодически уплачивать за это определенную денежную сумму.

Договор франчайзинга может включать в себя дополнительные обязательства франчайзера по поддержке компании-франчайзи, в частности: по обучению персонала, созданию совместных маркетинговых программ, по предоставлению помощи в составлении бизнес-плана и т.д.; и обязательства франчайзи, например, по закупке у франчайзера оборудования и сырья.

Нередко для обозначения сторон по франчайзингу используются и другие термины. Вместо «франчайзер» говорят, например, «головное предприятие», «фирма», вместо «франчайзи» — «оператор», «лицензиат», «дилер», «филиал», «концессионер». Эти термины неточны, потому что ими могут обозначаться участники и других, помимо франчайзинга, договорных отношений. Поэтому в настоящей работе используются только оригинальные термины — «франчайзер» и «франчайзи», за исключением случаев, когда приводятся цитаты из нормативных документов или исследований других авторов, в которых франчайзер и франчайзи именуются по-иному[3, c.9].

Наиболее активное применение франчайзинг получил в США. Впервые данная система отношений была использована американской компанией по производству швейных машин «Зингер». Но свое наиболее быстрое развитие в США франчайзинг получил в 50‑60-е годы прошлого века, чему способствовало принятие закона о товарном знаке.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Для обеспечения справедливых франчайзинговых взаимоотношений были созданы Международная Ассоциация Франчайзинга (1960 год) и Европейская Ассоциация Франчайзинга (1972 год).

В России франчайзинг начал развиваться лишь с 1990-х г.г. Первым членом международной франчайзинговой ассоциации стала компания «Дока» (г. Тольятти). Сейчас на территории страны успешно действуют такие  франчайзинговые сети российских фирм, как «Русское бистро», «Русская трапеза» ,»Хлебное дело»,»1 С», «Модный трикотаж» и порядка 30 известных иностранных брэндов, которыми владеют такие компании, как «Buskin Robbins», «Xerox», «Kodak», «Benetton», «Pizza Hut», «Subway» и многие другие [4, с. 47].

Традиционно выделяют 3 разновидности франчайзинга товарный, производственный и деловой.

Первый подразумевает, что франчайзи покупает у компании-производителя право на продажу товаров с ее торговой маркой Прототипом товарного франчайзинга стал автомобильный и бензиновый бизнес США начала XX в , когда независимые дистрибьюторы приняли на себя функции по организации сбыта автомобилей и содержания сети бензоколонок

Производственный франчайзинг относительно широко представлен в сфере производства безалкогольных напитков, когда предприятия по разливу и упаковке напитков выступают в роли франчайзи по отношению к производителям концентратов напитков

Наиболее популярен деловой франчайзинг, при котором франчайзер уступает частным лицам или другим компаниям лицензию на право открытия магазинов, киосков, павильонов для продажи покупателям продуктов или оказания услуг под фирменным наименованием франчайзера [3, c.21‑22].

В литературе франчайзинг иногда дифференцируется и по характеру франшизной деятельности франчайзи, согласно чему формулировка «франчайзинг на рабочем месте» означает, что франшизная деятельность осуществляется лично и непосредственно самим фран-чайзи. Формулировка «франчайзинг как предприятие» означает, что сам франчайзи непосредственно такой деятельностью не занимается, а является владельцем франшизного предприятия с наемным персоналом. «Множественный франчайзинг» — понятие, означающее, что франчайзи управляет не одной, а несколькими «точками». «Мобильный франчайзинг» — когда франчайзи осуществляет франшизную деятельность с помощью транспортных средств (выезжает к потребителям и клиентам, развозит товары, принимает и доставляет заказы и т.п.).

В современных условиях франчайзинг рассматривается как способ активизации предпринимательской деятельности и повышения ее эффективности.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

С одной стороны, применение франчайзинга существенно снижает предпринимательский риск, ускоряет окупаемость капиталовложений и тем самым стимулирует развитие малого и среднего бизнеса.

С другой стороны, созданные в результате приобретения прав предприятия вливаются в интегрированную систему правообладателя, осуществляющего контроль за их деятельностью, в результате чего обеспечивается необходимое качество и конкурентоспособность бизнеса [1, c.64‑68].

В то время как опыт развития франчайзинга в мире составляет более полувека, в Республике Беларусь он не получил пока широкого распространения. Правовые нормы, позволяющие заключать на территории нашей страны договора комплексной предпринимательской лицензии (договора франчайзинга) были приняты лишь в 2005 году. Первый договор франчайзинга был зарегистрирован в Национальном центре интеллектуальной собственности Республики Беларусь только 23 января 2006 г. (франчайзер ‑ «НТС» ООО, франчайзи — «ЦЕНТР» ООО).

В настоящее время в Официальном бюллетене Национального центра интеллектуальной собственности зарегистрировано лишь около 50 договоров франчайзинга. Из них около 80% работает в сфере розничного бизнеса, около 15% — в сфере общественного питания и не более 5% — в других сферах.

Так, в сфере розничной торговли электробытовыми товарами по договорам франчайзинга работают ООО «Электросервис и Ко» и ООО «ТОТЛЕР». Что касается реализации одежды, то здесь преобладает ООО «Оранжевый верблюд», которое занимается торговлей детскими вещами и обувью.

Имеются также и международные договоры франчайзинга, но их количество незначительно. Так, на территории Республики Беларусь заключены 4 международных договора сервисного франчайзинга (аудиторские услуги), в которых правообладателем выступает Латвийская фирма КПМГ «Болтикс СИА»; по договору международного франчайзинга функционирует ресторан «Фрайдис»; в сфере розничной торговли обувью работает сеть салонов «Opinions» (правообладатель «ОПИНИОНС ЛИМИТЕД» (Кипр); по международному договору франчайзинга функционирует гостиничный комплекс «Crown Plaza Minsk».

В то же время следует, что практика развития франчайзинга в нашей стране крайне незначительна. Основными причинами слабого развития и распространения франчайзинга в нашей стране стали, прежде всего, проблемы правового характера, что породило практику ухода от использования правовой модели франчайзинга и прибегать к заключению ряда самостоятельных договоров, а именно: дилерский, поручения, займа, лицензионный, продажи, лизинга.

Основной формой, заменяющей франчайзинг, стало создание иностранных и совместных предприятий. Даже такие всемирно известные франчайзеры, как McDonald’s и Соса-Со1а, не представлены на белорусском рынке по классической франчайзинговой схеме.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Помимо правовых проблем, развитие франчайзинга в Беларуси сдерживается также такими факторами, как: неразвитость системы доступного кредитования франчайзинга, отсутствие информационной поддержки и обучающих программ по вопросам применения данной формы договора, недостаточность рекламы положительного опыта реализации эффективных франчайзинговых проектов, отсутствие предпринимательских организаций, занимающихся проблемами развития и продвижения данной системы отношений на территории Республики Беларусь.

Список литературы:

Межуев С. Франчайзинг в России / С. Межуев, Ю. Кузнецова // Вестн. МАП РФ, 2005. — № 6.
Рыкова И.В. Франчайзинг: новые технология, методология, договоры. — М.: Современная экономика и право, 2000.
Сосна С.А., Васильева Е.Н.Франчайзинг. Коммерческая концессия. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. — 375 с.
Шулус А.А., Быченко Н.Л. Франчайзинговые формы предпринимательства (объективные основы, противоречия, принципы господдержки) // Российский экономический журнал. — 1998. — №1.