Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Гендерная социализация как инновация в школьном образовании»

Гендер — относительно новое понятие, возникшее в США в 1980-х гг., которое означает социальное разделение людей по признаку пола. То есть гендер — это набор социально приписанных мужских и женских ролей или социальный пол человека.

Помощь в написании статьи

Традиционно считалось, что социальные роли неизбежно определяются биологическим полом индивида, и что именно биологический пол является основной причиной психологических и социальных качеств личности. Однако результаты женских, а затем гендерных исследований привели к переосмыслению традиционных стереотипов. Необходимость гендерного подхода в образовании становится все очевиднее, так как наряду с другими агентами социализации институт образования развивает в человеке гендерную идентичность и помогает сделать личный, гражданский и профессиональный выбор.

Гендерные исследования заставляют по-новому взглянуть на философскую проблему соотношения биологического и социального. Ранее казавшиеся незыблемыми представления о «естественном» предназначении женщин к уходу за детьми и домашней работе, а мужчин — к общественной деятельности начали трансформироваться под воздействием таких факторов, как научно-технический прогресс, сексуальная революция, развитие социальных институтов и пр. Однако сейчас в России существует такая серьезная проблема, как несоответствие официальных и реальных представлений о равнопра­вии полов, что отражается, в частности, и на системе школьного образования.

Сейчас в школе преобладает бесполая система обучения с элементами скрытой дискриминации в школьных программах, которые были выявлены в результате исследований, проведенных по заказу ЮНЕСКО. Только путем гендерного воспитания молодежи, целью которого станет развитие новых представлений о границах личности, смягчение гендерных стереотипов и индивидуальный подход к каждому ученику, можно преодолеть проблему двойного стандарта и гендерного неравенства в современном российском обществе.

Исследователи в области гендера развивают новую концепцию различий, рассматривая «инаковость» не как аномалию, а как выражение многообразия мира. Сейчас вместо двух гендерных идентичностей психологи выделяют минимум четыре основных типа, не зависящих от биологического пола индивида: маскулинный, феминный, андрогинный и недифференцированный. Каждому учителю ежедневно приходится работать с маскулинными девочками, феминными мальчиками и т. д., но существующая школьная программа не предполагает какого-либо особого подхода к детям и подросткам, чья гендерная идентичность отличается от традиционной. Более того, даже полоориентированные подростки часто страдают от навязываемых им гендерных стереотипов, поскольку излишняя зависимость от общепринятых норм тормозит их эмоциональное и интеллектуальное развитие. Для того чтобы благоприятно влиять на школьника и развить его природные способности, необходимо правильно идентифицировать его тип личности и учесть неповторимые особенности каждого ученика.

Чуть ли не единственным на сегодняшний день видом гендерного подхода в школьном образовании является система раздельного обучения мальчиков и девочек. Сторонники этого подхода исходят из представлений «инопланетной теории», согласно которой мужчина и женщина — два разных мира. Противники раздельного обучения в качестве контраргумента приводят результаты масштабных зарубеж­ных исследований, согласно которым различия между мальчиками и девочками не превышают 10 %. В России, в основном, проводятся эксперименты раздельно-параллельного обучения, то есть мальчики и девочки учатся в смешанных школах, но в раздельных классах. Раздельно-параллельная форма выигрывает по сравнению с раздель­ной, так как сглаживает проблему коммуникации между полами и сохраняет при этом все достоинства однополого обучения. Например, в республике Коми, по последним данным, в эксперименте участвуют порядка 400 школ, около 100 в Ставропольском крае, в Москве — порядка 10. Говоря о раздельном обучении, в российских школах имеют в виду, как правило, здоровьесберегающую технологию В. Ф. Базарного. Например, средняя общеобразовательная школа № 7 в Петропавловске-Камчатском опубликовала на своем сайте отчет, согласно которому данную технологию считают эффективной 100 % учителей, а 80 % педагогов активно ее используют. Помимо раздельного обучения мальчиков и девочек, технология Базарного предполагает смену динамических поз (часть урока ученик сидит за партой, а другую — стоит за конторкой), моторную свободу, «экологический букварь» и др.

Результаты исследований на Западе и в России до сих пор не дали однозначного ответа, приносит ли раздельное обучение какие-либо ощутимые плоды. Та часть исследований, которая подтверждает положительные результаты данного подхода, констатирует, в среднем, несколько более высокий уровень обученности (около 20%) в классах с раздельным обучением, а также снижение усталости и улучшение здоровья школьников. Однако есть и другие результаты исследований, порой очень неожиданные, например, исследование, проведенное в тайских школах, показало, что раздельное обучение на 40 % повышает успеваемость девочек, но на 20 % понижает успеваемость маль­чиков [3]. Противоречивость получаемых данных объясняется тем, что помимо гендерного состава класса есть ряд других влияющих факторов: национальность, культурные традиции, социально-экономический статус, образование и профессия родителей, особенности школьной программы, уровень подготовки преподавателей, способ подачи материала и т. д.

Нельзя не отметить, что некоторые российские школы, в которых приветствуется либеральный подход при раздельном обучении (то есть подход, при котором признается индивидуальность каждого ученика), учитывают и другие факторы, помимо гендерного. Например, в московской школе № 343 после шестилетнего эксперимента с раздельно-параллельным обучением, к гендерному подходу добавился и этнокультурный подход [1]. Таким образом, при работе со школьниками принцип толерантности к «инаковости» распростра­нился на два важнейших личностных фактора. В то же время другой гендерный подход к раздельному обучению —консервативный —преследует иные цели и, соответственно, приводит к иным результатам. Например, в московской школе №760 смысл раздельного обучения в первую очередь заключается в социальной дифферен­циации по половому признаку. Иными словами, школьников с первого класса приучают к тому, что биологический пол — это судьба: девочки должны быть в первую очередь матерями и женами, а не специалистами в той или иной области, а мальчики — защитниками отечества [2]. При таком подходе наряду с вечными ценностями детям внушают и гендерные стереотипы, что, в свою очередь, укореняет гендерное неравенство. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что либеральный подход предпочтительнее, поскольку, как уже говорилось, смысл гендерного подхода заключается в признании «инаковости» как нормы и смягчении гендерных стереотипов массового сознания.

На сегодняшний день российское общество отрицательно относится к введению раздельного обучения в средней школе (по данным фонда «Общественное мнение» против выступили 76 % опрошенных). Отчасти это объясняется тем, что раздельное обучение не может в полной мере удовлетворить требованиям гендерного подхода, поскольку при такой системе очень сложно избежать укрепления гендерных стереотипов и излишнего внимания к биологическому полу. Однако оставлять «бесполую» систему школьного образования тоже нельзя, ведь 10 % различий достаточно для того, чтобы оказывать влияние на личность. При этом необходимо соблюсти баланс, чтобы не пострадали дети, чья гендерная идентичность полностью или частично не совпадает с традиционной, ведь, согласно исследованиям, таких примерно половина [4]. Технология раздельного обучения хороша только как один из элементов новой программы, например, в начальных классах, когда мальчики отстают от девочек в развитии примерно на два года. Важнее сформировать методику, при которой учитываются различные типы гендерной идентичности, а также доминирует принцип толерантности к индивидуальному выбору и личностным особенностям каждого. Только при такой методике школа сможет способствовать устранению гендерного неравенства и воспитать граждан, способных сформировать правовое государство.

Списоклитературы:

1.Анализ экспериментальной работы средней общеобразовательной школы № 343 г. Москвы (2004—2010): [офиц. сайт]. URL: http://www.mosgid.ru/site.html?f=shkola-343

2.Гармаш В. Ю. Гражданское и патриотическое воспитание школьников в школе лаборатории) № 760 имени А.П. Маресьева г. Москвы // «Вера и время», 31.01.2007: [офиц. сайт]. URL: http://www.verav.ru/common/ mpublic.php?num=37

3.Haag P. «Single-sex Education in Grades K-12» // The j25sey-Bass Reader on Gender in Education. Wiley, John & Sons: 2002

4.Thorne B. Do Girls And Boys Have Different Cultures? // The j25sey-Bass Reader on Gender in Education. Wiley, John & Sons: 2002.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

420

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке