С одной стороны, повлияло усложнение социальной структуры общества, в связи с чем, уже на рубеже XVII и XVIII вв. потребовалось выделение государственной службы в самостоятельную сферу деятельности для обеспечения ее относительной независимости, и вместе с тем создание особой группы профессионалов — государственных служащих.

С другой стороны, усиление государственно-правовых начал в деятельности государственной власти и повышение роли законов как актов оформления политической воли монарха. В этой связи государственная служба стала также регулируемой государством, т. е. «монаршая воля» была определена в виде компетенции того или иного чиновника по разрешению государственных дел, отступление от которой рассматривалось как невыполнение предписаний главы государства.

«Табель о рангах» предусматривала иерархию должностей, по которым и давался чин. Право назначения на должности было распределено между Императором и Сенатом. Царь определял впервые высшие пять классов, а в IV—XIV классы — Первый департамент Сената. Своеобразным «управлением кадров» становилась созданная в 1722 г. Герольдмейстерская контора Сената, руководителем которого был Герольдмейстер.

По штатному расписанию сенатская Герольдмейстерская контора состояла из Герольдмейстера, его товарища (заместителя), секретаря и десяти канцеляристов и подканцеляристов. В управлении кадрами государственной службы она опиралась на соответствующих должностных лиц коллегий, контор, канцелярий в центре; губернских и провинциальных администраций на местах. В лице Герольдмейстерской конторы субъект верховной власти и Правительствующий Сенат имели в своих руках инструмент непосредственного управления государственной службой. В конторе, таким образом, должны были осуществлять поименный учет всех дворян и принятых на государственную службу, иметь сведения о возможных кандидатах для назначения, а также учет дворянских детей. А для борьбы с самозванством в представлении себя дворянином предусматривались меры по обеспечению чистоты дворянского сословия. Герольдмейстер выдавал дипломы и присваивал гербы.

Историческая наука относит распространение гербов в России ко времени правления Петра I и рассматривает их появление как одно из многих заимствований западно-европейских традиций. При этом почти всегда историки акцентируют внимание на том, что Петр I, взойдя на престол, застал гербы в России и санкционировал это общественное явление. В то время ему нужно было учреждение, которое занималось бы вопросами установления численности дворянства, составлением различных реестров, наблюдением за прохождением всеми дворянами военной или гражданской службы, их перемещениями по службе, контролем и проверкой количества и деятельности недорослей (дворянских детей), охранением сословных прав дворян и составлением им гербов.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

По «Табели о рангах» на герольдмейстера было возложено составление гербов, во-первых, всем обер-офицерам, во-вторых, дворянам, хоть и не служившим на военной службе, но могущим доказать свое дворянство за сто лет, и, в-третьих, иностранцам, доказавшим свои права на родовые гербы. Здесь же, в пункте 16 отмечалось, что в России имеет место самовольное присвоение гербов и тем самым фиктивное возведение в ранг дворянина [8] (это делали люди, не будучи дворянами по рождению и не жалованные в дворянство царем). Думается, что именно этот факт, а также необходимость разрешения ряда дворянских проблем заставили Петра I обратиться к вопросу практического создания гербов. Из этого можно сделать вывод, что петровское законодательное закрепление герба вызвано проблемами государственного развития, а не было чистым заимствованием «западноевропейского обычая», вопреки распространенному мнению.

В опубликованной 5 февраля 1722 г. Инструкции Герольд­мейстеру последний пункт гласил о составлении гербов, указание выяснить. Петр I подчеркивал, что в России составление гербов «дело новаго основания, того ради надлежит ему ко управлению Герольдмейстерской должности искать всякаго способа, а именно: каким образом, или порядком знатных и прочих фамилий в родословных и прежних гербах и вновь данных содержании быть имеют: и для того к тому пристойныя книги других Государств приискивать и переводить; и что по тому изобретено будет, о том ему Герольдмейстеру обстоятельно доносить Сенату, а в Сенате разсмотря, докладывать Его Императорскому Величеству» [6].

Следует подчеркнуть, что Герольдмейстерская Контора появилась на серьезном основании. До ее учреждения кадровыми вопросами службы дворян ведал Разрядный стол Сената, образованный в 1711 году после ликвидации Разрядного Приказа [7]. А также параллельно Герольдмейстерской Конторе в Москве в 1722 году образовалась Канцелярия Московских Герольдмейстерских дел, которая просуществовала до 1871 года. Первоначально была создана Канцелярия Герольдмейстерских дел А, так как Данная мера была предпринята в связи с тем, что каждая коллегия имели конторы в Москве, соответственно от Канцелярии Герольдмейстерских дел в Москве также оставалась в помощь ей созданная контора. Впоследствии названия переменились: петербургское отделение — главное — стало называться Герольдмейстерской конторой, а в Москве работала Канцелярия московских Герольдмейстерских дел. Ее функции были те же, что и у Герольдмейстерской Конторы. В ведении Канцелярии находился архив Разрядного стола.

Остановимся и на выборе кандидатуры главы Герольдмейстерской Конторы — герольдмейстера. 28 января 1721 года в списке кандидатов на должность герольдмейстера была наложена собственноручная царская резолюция: «Изъ сих надлежитъ быть двумъ: одному геролдмейстеру, другому рекитмейстеру» [1]. Всего было представлено в списке имен: К.А. Нарышкин, В.Ф. Салтыков, М.В. Сабакин, Н.М. Жировой — Засекин, С.А. Колычев, А.М. Апраксин, Ф.М. Волконский. В результате голосования новую должность с начала февраля занял Степан Андреевич Колычев. 12 января 1722 года по именному указу, данному Сенату, «Об обязанности сенатских членов», в п. 4 определялось: «Быть при Сенате… Рекейтмейстеру, Экзекутору и Герольдмейстеру или иной какой чин, кто б Дворян ведал и всегда представлял к делам, когда спросят» [2]. С этого времени должность герольдмейстера начала существование при Сенате. Однако, для герольдемйстера, несмотря на столь определенное название его деятельности, на первом месте пока еще стоял вопрос не о гербах, а об организации дворянской службы в государстве.

В Инструкции герольдмейстеру [3] это сформулировано достаточно четко. В первую очередь ему вменялось в обязанность составить самые полные списки всего русского дворянства: генеральные, именные, по чинам. Другие списки должны были указывать, «кто из них к делам годится, и употреблены будут и к каким, порознь, и за тем оных останется» [4]. Последние должны были содержать сведения о дворянских детях, их числе и возрасте. Инструкция четко определяла рамки работы по составлению таких списков. Герольдмейстеру предстояла колоссальная работа, ему нужно было: 1) получить из Сената прежние списки шляхетства, которые оказались в нем после ликвидации Разряда; 2) затем получить из Военной и Адмиралтейской коллегий именные списки всех (дворян и недворян), находящихся на военной службе; 3) запросить подобные сведения из всех коллегий, губерний и провинций путем рассылки указов; 4) использовать предстоящие дворянские смотры для получения таких сведений у явившихся; 5) ежегодно запрашивать все коллегии, канцелярии, губернии и провинции об изменениях в этих списках, связанных со смертью или рождением [5].

Таким образом, в основную обязанность герольдмейстера входило составление ведомости о государственной службе дворянства. Также главной заботой герольдмейстера стала борьба со старым московским «нетством» ( т. е., уклонением дворян от службы).

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Список литературы:

1.        О назначении одного изъ царедворцевъ въ герольдмейстеры, а другаго в ректмейстеры. // Сборник РИО. — Т. 11. — С. 414.

2.        Об обязанностях сенатских членов. // ПСЗ-1. — Т. VI. — № 3877.

3.        Об отправлении дел по его должности. // ПСЗ — 1. Т. VI. — № 3896.

4.        Об отправлении дел по его должности. // ПСЗ — 1. Т. VI. — № 3896. — Пункт 2.

5.        Об отправлении дел по его должности. // ПСЗ‑1. Т. VI. — № 3896. — Пункт 3.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

6.        Об отправлении дел по его должности. // ПСЗ‑ 1. Т. VI. — № 3896. — Пункт 5.

7.        Об учреждении Правительствующего Сената и о бытии при оном разрядному столу вместо разряднаго приказа и по два комиссара от губерний //ПСЗ-1 . — Т. IV. — № 2321.

8.        Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины; и которые в одном классе чины, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако ж воинские выше протчих, хотя б и старее, кто в каком классе пожалован был. // ПСЗ-1. – Т. VI. — 3890. — Пункт 16.