Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Герольдмейстерская контора сената: история создания»

24 января 1722 г. Петр I подписал знаменитую «Табель о рангах». Этот законодательный акт на два следующих столетия определил основы государственной службы в России. В основе причин издания «Табели о рангах» лежали потребности социально-политического характера.

С одной стороны, повлияло усложнение социальной структуры общества, в связи с чем, уже на рубеже XVII и XVIII вв. потребовалось выделение государственной службы в самостоятельную сферу деятельности для обеспечения ее относительной независимости, и вместе с тем создание особой группы профессионалов — государственных служащих.

С другой стороны, усиление государственно-правовых начал в деятельности государственной власти и повышение роли законов как актов оформления политической воли монарха. В этой связи государственная служба стала также регулируемой государством, т. е. «монаршая воля» была определена в виде компетенции того или иного чиновника по разрешению государственных дел, отступление от которой рассматривалось как невыполнение предписаний главы государства.

«Табель о рангах» предусматривала иерархию должностей, по которым и давался чин. Право назначения на должности было распределено между Императором и Сенатом. Царь определял впервые высшие пять классов, а в IV—XIV классы — Первый департамент Сената. Своеобразным «управлением кадров» становилась созданная в 1722 г. Герольдмейстерская контора Сената, руководителем которого был Герольдмейстер.

По штатному расписанию сенатская Герольдмейстерская контора состояла из Герольдмейстера, его товарища (заместителя), секретаря и десяти канцеляристов и подканцеляристов. В управлении кадрами государственной службы она опиралась на соответствующих должностных лиц коллегий, контор, канцелярий в центре; губернских и провинциальных администраций на местах. В лице Герольдмейстерской конторы субъект верховной власти и Правительствующий Сенат имели в своих руках инструмент непосредственного управления государственной службой. В конторе, таким образом, должны были осуществлять поименный учет всех дворян и принятых на государственную службу, иметь сведения о возможных кандидатах для назначения, а также учет дворянских детей. А для борьбы с самозванством в представлении себя дворянином предусматривались меры по обеспечению чистоты дворянского сословия. Герольдмейстер выдавал дипломы и присваивал гербы.

Историческая наука относит распространение гербов в России ко времени правления Петра I и рассматривает их появление как одно из многих заимствований западно-европейских традиций. При этом почти всегда историки акцентируют внимание на том, что Петр I, взойдя на престол, застал гербы в России и санкционировал это общественное явление. В то время ему нужно было учреждение, которое занималось бы вопросами установления численности дворянства, составлением различных реестров, наблюдением за прохождением всеми дворянами военной или гражданской службы, их перемещениями по службе, контролем и проверкой количества и деятельности недорослей (дворянских детей), охранением сословных прав дворян и составлением им гербов.

По «Табели о рангах» на герольдмейстера было возложено составление гербов, во-первых, всем обер-офицерам, во-вторых, дворянам, хоть и не служившим на военной службе, но могущим доказать свое дворянство за сто лет, и, в-третьих, иностранцам, доказавшим свои права на родовые гербы. Здесь же, в пункте 16 отмечалось, что в России имеет место самовольное присвоение гербов и тем самым фиктивное возведение в ранг дворянина [8] (это делали люди, не будучи дворянами по рождению и не жалованные в дворянство царем). Думается, что именно этот факт, а также необходимость разрешения ряда дворянских проблем заставили Петра I обратиться к вопросу практического создания гербов. Из этого можно сделать вывод, что петровское законодательное закрепление герба вызвано проблемами государственного развития, а не было чистым заимствованием «западноевропейского обычая», вопреки распространенному мнению.

В опубликованной 5 февраля 1722 г. Инструкции Герольд­мейстеру последний пункт гласил о составлении гербов, указание выяснить. Петр I подчеркивал, что в России составление гербов «дело новаго основания, того ради надлежит ему ко управлению Герольдмейстерской должности искать всякаго способа, а именно: каким образом, или порядком знатных и прочих фамилий в родословных и прежних гербах и вновь данных содержании быть имеют: и для того к тому пристойныя книги других Государств приискивать и переводить; и что по тому изобретено будет, о том ему Герольдмейстеру обстоятельно доносить Сенату, а в Сенате разсмотря, докладывать Его Императорскому Величеству» [6].

Следует подчеркнуть, что Герольдмейстерская Контора появилась на серьезном основании. До ее учреждения кадровыми вопросами службы дворян ведал Разрядный стол Сената, образованный в 1711 году после ликвидации Разрядного Приказа [7]. А также параллельно Герольдмейстерской Конторе в Москве в 1722 году образовалась Канцелярия Московских Герольдмейстерских дел, которая просуществовала до 1871 года. Первоначально была создана Канцелярия Герольдмейстерских дел А, так как Данная мера была предпринята в связи с тем, что каждая коллегия имели конторы в Москве, соответственно от Канцелярии Герольдмейстерских дел в Москве также оставалась в помощь ей созданная контора. Впоследствии названия переменились: петербургское отделение — главное — стало называться Герольдмейстерской конторой, а в Москве работала Канцелярия московских Герольдмейстерских дел. Ее функции были те же, что и у Герольдмейстерской Конторы. В ведении Канцелярии находился архив Разрядного стола.

Остановимся и на выборе кандидатуры главы Герольдмейстерской Конторы — герольдмейстера. 28 января 1721 года в списке кандидатов на должность герольдмейстера была наложена собственноручная царская резолюция: «Изъ сих надлежитъ быть двумъ: одному геролдмейстеру, другому рекитмейстеру» [1]. Всего было представлено в списке имен: К.А. Нарышкин, В.Ф. Салтыков, М.В. Сабакин, Н.М. Жировой — Засекин, С.А. Колычев, А.М. Апраксин, Ф.М. Волконский. В результате голосования новую должность с начала февраля занял Степан Андреевич Колычев. 12 января 1722 года по именному указу, данному Сенату, «Об обязанности сенатских членов», в п. 4 определялось: «Быть при Сенате… Рекейтмейстеру, Экзекутору и Герольдмейстеру или иной какой чин, кто б Дворян ведал и всегда представлял к делам, когда спросят» [2]. С этого времени должность герольдмейстера начала существование при Сенате. Однако, для герольдемйстера, несмотря на столь определенное название его деятельности, на первом месте пока еще стоял вопрос не о гербах, а об организации дворянской службы в государстве.

В Инструкции герольдмейстеру [3] это сформулировано достаточно четко. В первую очередь ему вменялось в обязанность составить самые полные списки всего русского дворянства: генеральные, именные, по чинам. Другие списки должны были указывать, «кто из них к делам годится, и употреблены будут и к каким, порознь, и за тем оных останется» [4]. Последние должны были содержать сведения о дворянских детях, их числе и возрасте. Инструкция четко определяла рамки работы по составлению таких списков. Герольдмейстеру предстояла колоссальная работа, ему нужно было: 1) получить из Сената прежние списки шляхетства, которые оказались в нем после ликвидации Разряда; 2) затем получить из Военной и Адмиралтейской коллегий именные списки всех (дворян и недворян), находящихся на военной службе; 3) запросить подобные сведения из всех коллегий, губерний и провинций путем рассылки указов; 4) использовать предстоящие дворянские смотры для получения таких сведений у явившихся; 5) ежегодно запрашивать все коллегии, канцелярии, губернии и провинции об изменениях в этих списках, связанных со смертью или рождением [5].

Таким образом, в основную обязанность герольдмейстера входило составление ведомости о государственной службе дворянства. Также главной заботой герольдмейстера стала борьба со старым московским «нетством» ( т. е., уклонением дворян от службы).

Список литературы:

1.        О назначении одного изъ царедворцевъ въ герольдмейстеры, а другаго в ректмейстеры. // Сборник РИО. — Т. 11. — С. 414.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

2.        Об обязанностях сенатских членов. // ПСЗ-1. — Т. VI. — № 3877.

3.        Об отправлении дел по его должности. // ПСЗ — 1. Т. VI. — № 3896.

4.        Об отправлении дел по его должности. // ПСЗ — 1. Т. VI. — № 3896. — Пункт 2.

5.        Об отправлении дел по его должности. // ПСЗ‑1. Т. VI. — № 3896. — Пункт 3.

6.        Об отправлении дел по его должности. // ПСЗ‑ 1. Т. VI. — № 3896. — Пункт 5.

7.        Об учреждении Правительствующего Сената и о бытии при оном разрядному столу вместо разряднаго приказа и по два комиссара от губерний //ПСЗ-1 . — Т. IV. — № 2321.

8.        Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины; и которые в одном классе чины, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако ж воинские выше протчих, хотя б и старее, кто в каком классе пожалован был. // ПСЗ-1. – Т. VI. — 3890. — Пункт 16.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

775

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке