Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Гражданская активность студентов – волонтеров»

Актуальность проблемы-исследования обусловлена тем, что в современных условиях волонтерство является одной из основных форм проявления социальной активности граждан во всем мире от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей.

В связи с переменами в экономике, политике, культуре и процессами глобализации во всем мире произошла переоценка роли деятельности волонтеров, и молодежь стала приоритетным направлением в государственной политике.

2001 год был объявлен Организацией Объединенных Наций Всемирным годом добровольцев. Этот факт свидетельствует о вкладе волонтерства в социальное развитие стран мира, об укреплении в странах демократических начал. Волонтерство – важный фактор гражданского общества, благодаря которому каждый человек реализует свою потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости [3, с. 22].

Россия, по оценке исследователей, традиционно отставала от стран Европы и США, прежде всего, из-за своего социально-экономического развития. Но уже сегодня добровольческое движение в России переживает новый подъем. Все больше людей понимают необходимость личного участия в решении проблем, стоящих перед обществом и государством, и готовы безвозмездно посвятить этому свое время, использовать свои опыт и знания. В стране идёт поиск новых путей потенциального возрождения России. Важными составляющими этого процесса являются осмысление социального опыта других наций и ориентация на собственные ресурсы, прежде всего на духовно-нравственное наследие нашего народа. В условиях изменения требований к социально-гражданскому развитию личности возникает необходимость в специалистах, обладающих высоким уровнем как профессиональной, так и общей культуры, самостоятельностью мышления и развитым гражданско-патриотическим самосознанием, чувством гражданской ответственности и собственного достоинства.

2009 год был объявлен годом молодежи в Российской Федерации. В государстве произошли значительные изменения: стало особенно активно развиваться плодотворное сотрудничество между добровольцами всей страны и федеральными органами власти [1].

Существенные изменения произошли и в системе высшего образования. Основной задачей воспитания, осуществляющегося на базе высшей школы, становится формирование личности студента, стремящейся к проявлению своих личностных качеств посредством реализации тех социально-значимых проектов, которые в наибольшей степени отражают не только уровень ответственности человека в ходе тех или иных социальных действий, но и, прежде всего, отражают его гражданскую позицию в рамках реализации этих проектов.

Администрация вузов проявила интерес к партнерским отношениям со студентами. Молодость, активность и интерес к разным видам деятельности позволяет студентам сделать любое мероприятие полноценным, начиная со встречи гостей, регистрации и собственно помощи в проведении мероприятия.

Волонтерская и общественная деятельность студентов помогает вузу установить контакты с общественными и муниципальными организациями с финансовой и стратегической выгодой. Реализация волонтерами значимых, широко освещаемых проектов повысила социальный и политический статус вуза.

Период обучения в вузе — важнейший период социализации человека. Процесс социализации включает освоение культуры человеческих отношений и общественного опыта, социальных норм, социальных ролей, новых видов деятельности и форм общения. В студенческом возрасте задействованы все механизмы социализации: это и освоение социальной роли студента, и подготовка к овладению социальной ролью «профессионального специалиста», и механизмы подражания, и механизмы социального влияния со стороны преподавателей и студенческой группы [2, с. 12]. Социализация невозможна без включения личности в различную общественную созидательную деятельность [6, с. 49].

Гражданская активность является феноменом культуры, она выступает не только постоянно действующим, но и развивающимся фактором. Она сама предстает в качестве культурного феномена, условия и в какой-то степени среды воспроизводства гражданской активности. Причем, активность общественная, социальная сама выступает средой и фактором, определяющим развитие индивидуальной гражданской активности [5].

Гражданственность рассматривается нами как интегративное качество личности, основными компонентами которого являются гармонически сочетающиеся честь и достоинство, совесть и справедливость, внутренняя дисциплина и свобода, уважение и доверие к другим гражданам, патриотизм и интернационализм, долг и ответственность перед собой, своей семьей, городом, страной.

Студенческая волонтерская помощь является самой активной [4]. Студенческие волонтерские объединения оказывают помощь во всех сферах деятельности человека. Добровольцы по всей стране ежегодно проводят мероприятия, связанные с памятными датами, юбилеями и событиями.

В нашей работе был проведен социологический опрос в форме анкетирования среди студентов-волонтеров Студенческой благотворительной организации (СБО) «Лучики солнца» при Объединенном студенческом совете Дальневосточного федерального университета.

В результате  исследования были получены ответы на следующие вопросы:

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Какие качества вы развили в себе, занимаясь культурно-развлекательными мероприятиями с воспитанниками детских домов Приморского края?

17 % ответили, что ответственность, 15 % — коммуникабельность, 13 % — сдержанность,  9 % — пунктуальность, 9 % — милосердие, 7 % — внимательность, 7 % —  неравнодушие, 7 % — трудолюбие,  4 % — игривость, 4 % — сострадание, 4 % — патриотизм, 4 % — творческие способности;

Если вам предложат вступить в иное добровольческое движение, вы согласитесь? Если да, то в какое?

Студенты ответили следующим образом, 12 % — экологическая защита; 12 % — педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков); 2 % – социальное патронирование пожилых людей; 7 % — муниципальное управление (работа в местных муниципалитетах); 7 % — социально-психологическая и юридическая поддержка (молодежные психологические и юридические службы); 5 % — интеллектуальное развитие организация и проведение интеллектуальных конкурсов); 5 % — спортивная, туристическая и военная подготовка; 7 % — творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников); 7 % — досуговая деятельность (организация свободного времени  детей, подростков и молодежи); 2 % — социальное краеведение; трудовая помощь (трудовые лагеря и бригады); 7 % — помощь в реставрационных работах; 5 % — восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в годы Великой Отечественной войны 1941‑1945 годов; 7 % — экскурсионная деятельность; 5 % — ремесленные мастерские (помощь в возрождении традиционных ремесел); 5 % — информационное обеспечение; 2 % — не согласились участвовать в иных добровольческих группах.

Студенты, принявшие участие в анкетировании, считают свою волонтерскую деятельность прохождением практики по специальности, в ходе которой они получают опыт в проведении и организации мероприятий.

В процессе деятельности большая часть студентов-волонтеров развили в себе такие качества личности, как ответственность, коммуникабельность, сдержанность, пунктуальность, милосердие, где ответственность с точки зрения психологии выступает мощным фактором личностного развития, важным структурообразующим сферы гражданской активности [5].

Деятельность студентов в СБО «Лучики солнца» дает им бесценный опыт командной работы, выявляет у каждого разные способности, а также раскрывает определенные черты характера, творческий потенциал.

На основании проведенного нами исследования мы можем сделать вывод, что в нашем государстве происходит укрепление гуманистических тенденций в сознании студентов.

Список литературы:

Ахметгалеев Э. Д. Участие в волонтерском движении как условие социально-профессионального становления студента в вузе // Казанский педагогический журнал.-2009.-№ 3.С.33. [Электронный ресурс] – Режим доступа.-URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=13039608 (дата обращения: 12.04.2010)

Гуничева Е. Л. Управление развитием лидерских качеств активности как фактор формирования системы студенческого самоуправления // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация.-2007.‑№ 7. С.12.

Моров А. В. Социально-педагогическая деятельность волонтеров зарубежных неправительственных организаций по профилактике девиантного поведения подростков : дис. … канд. пед. наук / А. В. Моров. – М., 2004. – 169 с.

О молодёжной политике в Российской Федерации : стеногр. отчет о заседании Государственного совета, 17 июля 2009 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа.-URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/4834 (дата обращения: 25.11.10)

Семенюк Л. М. Психология гражданской активности: особенности, условия развития. [Электронный ресурс] – Режим доступа.-URL:- http://delist.ru/article/05042007_semeneuklm/page8.html (дата обращения: 05.04.2012

Фатов И. С. Студенческие советы как органы студенческого самоуправления и соуправления в учреждениях высшего профессионального образования : нормативно-правовой аспект / И. С. Фатов . – М., 2008. – 49 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

448

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке