Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Гражданско-патриотическое воспитание в дополнительном образовании»

Тенденции активно развивающиеся в современном российском обществе не нацелены на формирования патриотического и гражданского сознания у молодого поколения. На данный момент наиболее актуальной социальной проблемой является низкая информированность молодого поколения о семейной родословной, традициях, которые формируются несколько поколений, утрачивается уважение и почитание исторического прошлого своих предков.

Для формирования патриотических чувств, необходимо развивать у молодого поколения любовь к Родине, уважение к месту рождения и проживания, так как в настоящее время молодежь самостоятельно не проявляет интерес к данной проблеме. Во всем этом вина не самого молодого поколения, а политики существующей на территории нашего государства.

На данный момент в России происходит духовный кризис. Относительно подорваны такие понятия как социальная справедливость и социальные блага, наблюдается снижение уровня моральных ценностей в обществе.

Современное российское общество нуждается в национальной идее, которая способствует преодолению духовного кризиса. Неблагоприятная социальная среда, высокий уровень дифференцированности общества, массовое отчуждение от гражданских и патриотических идеалов и ценностей, затрудняют процесс формирования системы воспитания молодежи на государственном уровне.

Возможность самореализации человека и удовлетворение его социальных ожиданий способствует воспитанию нравственной личности. Методологи прослеживают прямую взаимосвязь общества с молодежью, ведь что на данный момент диктует общество, то молодежь и формирует в себе. Отсюда следует, что изменение гражданско-патриотических принципов, социальных норм, приоритетов и идеологии в стране, поможет воспитать у молодежи правильные представления о Родине и сформировать устойчивую гражданскую позицию, что является приоритетной задачей для современного российского общества.

Патриотизм — многостороннее явление. Он воспитывает сознание, формирует мировоззрение и неотделим от формирования особых чувств. В патриотизме воспитывается воля, определенный долг и ответственность. У человека-патриота, волевые чувства превращают любовь в активное действие. Он готов защищать Родину, если потребуется — отдать жизнь.

Современный «патриотизм» вытесняет обязательство защиты Отечества перед лицом серьезных угроз. Даже такое значимое направление как духовно-патриотическое, утратило свою силу, тем самым и прерывается великая традиция нашей истории, где высшим проявлением патриотизма являлось выполнить долг перед Отечеством.

Эволюция гражданско-патриотического воспитания зависит не только от внешней и внутренней политики, но и от тех мер, которые государство реализует в программах по гражданско-патриотическому воспитанию.

Гражданско-патриотическое сознание является важнейшим элементом человеческого мировоззрения. На этом уровне, патриотическое сознание включает в себя оценку процессов, затрагивающих пространство индивида, познание культурно-исторических аспектов в форме патриотических традиций, идеалов, символов, ориентацию на те ценности, которые направлены на развитие гражданско-патриотического самосовершенствования и самосознания.

Патриотическое сознание представляет собой широкую систему идей, традиций, взглядов личности или социальных групп, которые побуждают к развитию патриотизма и защиты Отечества [2, c. 72].

В настоящее время, процесс гражданско-патриотического воспитания идет очень противоречиво и медленно. Очень мало объединений и людей среди молодежи поддерживает эту систему. Поэтому это требует всестороннего изучения, изменений тенденций и развития, учитывая при этом сложившиеся противоречия и проблемы.

Для формирования патриотизма в современном мире, самые благоприятные условия имеются в дополнительном образовании, поскольку оно ориентировано на способности и потребности ребенка, личные интересы, способствует творческому развитию, создает необходимые условия для деятельности и проявления активности. Все эти факторы и способствуют формированию патриотического воспитания.

К сожалению не все учреждения дополнительного образования имеют хорошую материально-техническую базу, разрабатывают программы деятельности и программы дополнительного образования, соответствующие предъявляемым требованиям, форме и содержанию. Так же, отмечается недостаточный уровень подготовки к такой работе у педагогов дополнительного образования.

Основными задачами, которые ставят себе учреждения дополнительного образования в патриотическом воспитании, являются:

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

1. Разработать и внедрить эффективные методы и формы работы, способствующие развитию патриотизма через разнонаправленную, активную, практическую деятельность.

2. Развить национальное и гражданское самосознание учащихся, патриотическую направленность личности, обладающую качествами патриота.

3. Сформировать патриотическое мировоззрение, направленное на воспитание гражданина-патриота.

4. Создать условия для проявления патриотических знаний и способностей.

На сегодняшний день, большое распространение получили модели патриотического воспитания, которые встречаются в учреждениях дополнительного образования в разных вариантах: предметно-тематическая, межпредметная, институциональная, проектная.

Широкие возможности, для патриотического воспитания детей, имеют педагоги, связанные с деятельностью военно-спортивных объединений, музеев боевой славы, объединений по краеведению, в которые входят различные направления, такие как: военно-патриотическое, краеведческое, духовно-нравственное, гражданское, спортивное, героико-историческое.

Нельзя оставить без внимания и психолого-педагогические особенности детей. В среднем школьном возрасте начинают меняться критерии, по которым дети оценивают себя, окончательно формируется самооценка и самосознание. У подростков обостряется желание выделиться чем-то среди сверстников, они становятся более критичными. В такой период, важным является выявить группу риска. К группе риска относятся подростки, которые нуждаются в психологической поддержке. В эту группу, прежде всего, входят дети, которые испытывают трудность в самоутверждении [1, с. 109].

На качество и результат в процессе патриотического воспитания, влияние оказывают некоторые факторы: индивидуально-психологический, социально-психологический, материально-технический, педагогический.

В условиях современного общества, программы военно-патриотического направления для подростков являются школой гражданского становления, а для общества в целом — механизмом и возможностью влияния на детей младше [3, с. 407].

Каждая из разрабатываемых программ интересна по своему, готовится на результатах многолетней работы с детьми. В готовые программы часто вносятся изменения, в связи с постоянными переменами в жизни общества. Так же дополняются новыми методами и формами, которые используются в воспитании подрастающего поколения [4, с. 62].

Сама деятельность, по формированию гражданско-патриотического воспитания должна иметь более конкретную, определенную структуру. А новые формы и методы должны стать началом новых принципов и подходов современного патриотического воспитания, что будет способствовать самореализации личности, ее обогащению и развитию.

В результате гражданско-патриотического воспитания, ребенок должен быть сформирован как жизнеспособная, социализированная личность с активной, твердой гражданской позицией, обладающая социально-нравственными, ценностными качествами, с развитыми способностями к саморазвитию и творческим потенциалом.

Список литературы:

Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей / И.Р. Алтунина. М.: 2008. — 256 с.
Быков А.К. Современное состояние и проблемы формирования патриотического сознания молодежи / А.К. Быков // Молодёжь и общество. — 2010. — № 4. — С. 72—86.
Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 405—412.
Сало-Фоот Ю.А. Воспитание патриота. Практика, основанная на тероии / Ю.А. Сало-Фоот // Молодежь и общество. — 2011. — № 1. — С. 54—64.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

745

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке