ABSTRACT
Teen-agers with a hypothalamic syndrome and a long subfebrility has own special features of psychological status and objective status. This changes leading to decreasing of quality of life, to disturbance of a connections in society and in family, to increase a psychosomatic diseases. Also, this children difficult to treat, because they need complex therapy, more often courses of a treatment.
Ключевые слова: длительный субфебрилитет; гипоталамический синдром; подростки; психологический статус; качество жизни.
Keywords: long subfebrility; hypothalamic syndrome; teen-agers; psychological status; quality of life.
Гипоталамический синдром — это сложный симптоматический комплекс, возникающий при поражении гипоталамической области и характеризующийся вегетативными, эндокринными, обменными и трофическими расстройствами. Данный синдром приводит к дисфункции многих органов и систем [1, с. 84]. Одним из симптомов гипоталамического синдрома является нарушение терморегуляции, которое встречается у 4 % детей с данным синдромом [4, с. 1]. Причины гипоталамического синдрома различны, в подростковом возрасте он возникает вследствие функциональной нейроэндокринной перестройки пубертатного периода. В данный период наблюдается перенапряжение адаптационного аппарата вегетативной нервной системы, реализующееся у большинства больных гиперсимпатикотонической вегетативной реактивностью. Проявления гипоталамического синдрома различны в зависимости от вовлеченных органов и систем. Основными его симптомами являются – нарушение обмена веществ, сосудистые симптомы (в том числе нарушение микроциркуляции центральных структур головного мозга, приводящее к длительному субфебрилитету), психовегетативные проявления [2, с. 3; 3, с. 99; 4, с. 3; 5, с. 54].
Задачей данного исследования явилось выявление клинико-лабораторных, психологических особенностей с оценкой качества жизни детей подросткового возраста с наличием гипоталамического синдрома и нарушением терморегуляции. С этой целью было обследовано всего 42 подростков, из них 22 ребёнка с наличием гипоталамического синдрома и длительного субфебрилитета составили группу наблюдения, в группе сравнения было 20 детей с длительным субфебрилитетом, но без гипоталамического синдрома.
Всем детям, наряду с изучением антенатального анамнеза, объективного статуса, проводилось клинико-лабораторное исследование (полный анализ крови, мочи, кала; биохимическое исследование крови), инструментальные исследования (нейрофизиологические исследования), оценка качества жизни проводилась посредством специализированного педиатрического опросника (Молчанова Л.Ф., кафедра общественного здоровья ИГМА), методом анкетирования подростков. Психологический статус оценивался с помощью личностного опросника Г. Айзенка (тип темперамента) и опросника Ч.Д. Спилберга (уровень личностной и ситуативной тревожности).
Среди наблюдаемых групп различий по полу и возрасту не отмечалось — мальчиков было 55,84 % и девочек 44,16 %. Длительный субфебрилитет в обеих группах чаще выявлялся в весенне-осенний период (в группе наблюдения у 71,56 % и в группе сравнения у 62,81 % детей). В группе наблюдения длительная субфебрильная температура чаще выявлялась случайно (73,91 % против 40 % детей группы сравнения, р<0.05), в группе сравнения субфебрилитет чаще оставался после ОРВИ (60,44 % подростков). Длительность субфебрилитета до обращения была от 2-х до 6-ти месяцев у 70,55 % детей группы наблюдения и 34,62 % в группе сравнения (р<0.05), у 30.44% детей повышенная температура наблюдалась больше 6-ти месяцев, в группе сравнения таких больных было 7,24% (р<0.05). Нужно отметить, что температура свыше 38° была также чаще у детей с гипоталамическим синдромом (46,58 %), в группе сравнения чаще температура не превышала 37.5° (68,22 % детей, (р<0.05)). Связь с физическими и эмоциональными нагрузками прослеживалась у детей с гипоталамическим синдромом (84,85 %), в группе сравнения такая зависимость отмечалась у половины детей (51,12 %, (р<0.05)). Температура в группе наблюдения чаще повышалась в утренние часы — 43,38 %, а в группе сравнения напротив повышалась по мере активности в дневное и вечернее время — 54,64 % детей (р<0.05). Характер температуры в группе наблюдения был скачкообразным у 76,44 % подростков, в группе без наличия гипоталамического синдрома температура носила более постоянный характер — 93,34 % детей (р<0.05).
Жалобы у детей с гипоталамическим синдромом были разнообразные, встречались практически у каждого подростка (92,31 %), в группе сравнения у 41,64 % (р<0.05). Более отягощенная наследственность так же была у детей с гипоталамическим синдромом, выраженная степень индекса отягощенности наследственности в группе наблюдения была у 40,12 %, а в группе сравнения у 22,12 % больных (р<0.05).
Течение беременности было осложнено у всех наблюдаемых детей. Но в группе наблюдения чаще встречались заболевания сердечно-сосудистой системы у матерей (64,46 %) против 14,82 % группы сравнения (р<0,05), а в группе сравнения чаще встречались заболевания верхних дыхательных путей у матерей(46,34 %) против 24,09 % в группе наблюдения (р<0,05).
При оценке физического развития достоверных различий в обеих группах не было. И в группе наблюдения и в группе сравнения чаще встречались среднее и выше среднего физическое развитие — 59,87 % и 60,12 % детей соответственно.
При обследовании нервной системы патология была выявлена у всех детей с длительным субфебрилитетом в виде расстройства вегетативной нервной системы, РОП ЦНС, ММД, остеохондроз позвоночника. При исследовании вегетативного статуса в группе наблюдения и в группе сравнения была выявлена симпатикотония — у 54,12 % против 32,18 % группы сравнения, р<0,05; ваготония — у 24,44 % и соответственно 42,12 % детей, р<0,05; эутония встречалась с одинаковой частотой — 21,44 % и 25,70 % подростков. У детей с гипоталамическим синдромом чаще выявлялась вертебробазилярная недостаточность (60,86 %) против 23,44 % подростков группы сравнения (р<0,05); неврозоподобный синдром (тики, энурез, нарушение сна) — соответственно 60,86 % и 23,44 % детей группы сравнения (р<0,05); нарушения поведения и социальной адаптации в группе наблюдения так же были чаще 46,68 % против 8,22 % подростков в группе сравнения (р<0,05). Патология сердечно-сосудистой системы была выявлена у всех наблюдаемых детей, но у детей в группе наблюдения чаще встречалась артериальная гипертензия (46,28 %) против 16,22 % детей в группе сравнения (р<0,05).
При лабораторном исследовании анализа крови в группе наблюдения и в группе сравнения был выявлен лимфоцитарный лейкоцитоз, повышение серомукоидов и сиаловых кислот у 18,78 % и 16,44 % подростков соответственно (р>0,05).
При исследовании электролитного состава крови у детей с гипоталамическим синдромом отмечался дефицит кальция (37,38 %) против 12,34 % подростков группы сравнения (р<0,05) и дефицит магния (46,48 %) против 21,88 % подростков группы сравнения (р<0,05).
Исследование психологического статуса было направлено на определение типа темперамента, уровня тревожности. Данные показатели важны для прогноза длительного субфебрилитета, так как при высокой тревожности, эмоциональной неустойчивости, возбудимости — возможно более длительное повышение температуры, которое может оказать влияние на качество жизни. Данные тестов Г. Айзенка и Ч.Д. Спилберга представлены в таблицах № 1 и № 2.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Таблица 1.
Тип темперамента детей с длительным субфебрилитетом Тест Г. Айзенка
Как видно из таблицы, в группе наблюдения преобладали дети с меланхолическим типом темперамента, которому характерна эмоциональная неустойчивостью, замкнутость, пониженная активность, неуверенность в себе, робость, быстрая утомляемость, низкая работоспособность.
Таблица 2.
Уровень тревожности детей с длительным субфебрилитетом Тест Ч.Д. Спилберга
Уровень личностной и ситуативной тревожности повышен в обеих группах, причем в группе наблюдения уровень выше и более повышен уровень личностной тревожности.
Длительное повышение температуры, особенности психологического статуса могут сказываться на качестве жизни подростков. Была проведена оценка качества жизни у детей с длительным субфебрилитетом. Показатели качества жизни в анализируемых группах представлены в таблице № 3.
Таблица 3.
Качество жизни у детей подросткового возраста с длительным субфебрилитетом
Как видно из таблицы, качество жизни страдало в обеих группах, но в группе наблюдения изменения физического функционирования и психического функционирования были более выражены.
Соответственно диагнозу, лечение проводилось комплексное — санация очагов хронической инфекции, лечение выявленной инфекции — этиотропное, лечение у специалистов как консервативное, так и оперативное, коррекция функциональных нарушений центральной нервной системы — сосудистые, седативные, ноотропные, метаболические препараты. Через 12 месяцев после лечения повторные повышения температуры в группе наблюдения были у 34,78 %, а в группе сравнения у 8,44 % подростков (р<0,05).
Таким образом, дети с длительным субфебрилитетом и гипоталамическим синдромом по сравнению с детьми с длительным субфебрилитетом имели свои особенности. Так температура в группе наблюдения чаще выявлялась случайно, имела скачкообразный характер, была более длительной, чаще отмечалась связь с физическими и эмоциональными нагрузками. У подростков с гипоталамическим синдромом изменения нервной и сердечно-сосудистой систем чаще проявлялись в виде артериальной гипертензии, расстройства вегетативной нервной системы. Кроме того, у детей данной группы при исследовании психологического статуса чаще встречался меланхолический тип темперамента, более высокий уровень личностной и ситуативной тревожности. А при исследовании качества жизни у детей с гипоталамическим синдромом изменения физического и психического функционирования носили более выраженный характер. Следовательно, учитывая клинико-психологические особенности детей с гипоталамическим синдромом с нарушением терморегуляции, нужно более внимательно относиться в плане обследования и лечения (комплексная терапия, повторные курсы терапии). Так как повышение температуры приводит к ухудшению качества жизни, усилению изначальных изменений в психологическом статусе, приводит к нарушению психо-социальной адаптации, нарушению поведения в обществе и семье, возникновению психосоматических заболеваний.
Список литературы:
1.Бадалян Л.О. Детская неврология. Изд-во МЕДпресс-информ, 2010 г. — 608 с.
2.Березин Ф.Б. Психопатология гипоталамического синдрпома. Berezin-fb.su.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
3.Миняйлова Н.Н., Казакова Л.М. Диагностические аспекты гипоталамического синдрома и метаболического синдрома. // Педиатрия. — 2002. — № 4. — с. 98—101.
4.Морозова Т.А. Гипоталамический синдром. Кафедра госпитальной терапии Волгоградской медицинской академии. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www/volgadmin.ru/vorma/archive/7/94.htm
5.Царегородцева Н.В. Лечение синдрома вегетативной дистонии.//Педиатрия. — 2003. — № 2. — c. 52—56.