Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Хореографическая пластика в буддийско-ламаистских мистериях ЦАМ»

АННОТАЦИЯ. В статье изложена история происхождения буддийско-ламаистской мистерии цам. Ее отпечатки сохранились в наскальных рисунках, на петроглифах Тувы. Буддийско-ламаистская мистерия цам происходит от индийского храмового искусства.

Помощь в написании статьи

Шуньята («пустота») — Вечность, вездесущность в осознании законов причинно-следственных связей, о чем говорит буддизм, интересны также труды В.П. Васильева и его интерпретация «Шуньяте», как представления о Боге для христианина. Религия возвращается к искусству.

ABSTRACT

The article discusses the origin of Buddhist-Lamaist mystery “TSAM”. Traces of Buddhist-Lamaist mystery “TSAM” have remained in cave paintings on Tuvan petroglyphs. Buddhist-Lamaist mystery “TSAM” originates from Indian church art. Shunyata (“Emptiness”) — Eternity, omnipresence in understanding principles of cause-and-effect relationships, which are suggested in Buddhism. Works of V.P. Vasilyev and his interpretation about “Shunyata” as about God for a Christian are also of some interest. Religion is coming back to art.

Ключевые слова: тувинский танец цам; буддийско-ламаистская мистерия цам.

Keywords: TSAM; Tuvan dance “TSAM”; Buddhist-Lamaist mystery “TSAM”.

Научное мировоззрение известных учёных буддологов (О.О. Розенберг, В.П. Васильев, Ф.И. Щербатской, В.П. Андросов, А.П. Игнатович, Т.В. Ермакова, Е.П. Островская, Л.С. Васильев, Н.В. Абаев и др.) сыграло важную роль в определении буддологической позиции автора.

Известный отечественный буддолог О.О. Розенберг считал, что буддизм как система развертывался одновременно на нескольких уровнях: философской рефлексии, йоги, ритуала, практической этики. Буддизм как составляющая индийской философии и буддизм как народная религия являются двумя течениями, которые хотя по времени и параллельны, но имеют каждое свою историю. Системные уровни буддизма несводимы один к другому и имеют различные ценностные критерии [28, с. 11].

Существует вероятность того, что традиции обрядов, зародившихся ещё в бронзовом веке, при которых применялись культовые маски, в какой-то мере прослеживаются и в ламаистской мистерии цам [22, 23]. Из наскальных рисунков мы видим, что буддизм имел довольно широкую известность. К XIX в. относится ещё один уникальный памятник — ниша с изображением Будды, двух его учеников и двух охранителей веры. Ниша «Чурумал-бурганныг» располагается на горе Сюмэ, которая находится около впадении реки Чаа-Холь в Улуг-Хеме. Так же, как и Бижиктиг-Хая, Чаа-Хольская ниша посещалась путешественниками и исследователями Центральной Азии ещё в XIX в.

О мистериях цам, проводившихся в Туве, писали иностранные путешественники конца XIX — начала XX в. [22, 23] и ученые В. Дьяконова [6, с. 123], М. Дэвлет [7, с. 250; 18¸ 27, 29, 31], М. Монгуш [18, с. 87], А.К. Кужугет [14, 15].

Цам — самая важная храмовая мистерия тибетцев, тувинцев, бурятов, калмыков и монголов. Торжественные мероприятия Цам проводятся в день рождения Будды Шакьямуни, в Новый год по тибетскому календарю, праздник Майдыра и другие важные религиозные праздники во всех крупных ламаистских храмах. Буддийско-ламаистская мистерия цам была в Туве самым ярким мероприятием. В Туве цам совершался в крупных храмах, с большим количеством лам и хуураков (учеников): Самагалтайском, Бай-Хольском, Эрзинском, Эртине-Булакском, Хемчикском, Тоджинском, поскольку для цама требовалось значительное число участников, около ста.

«Цам» — (тиб. «чхам») в переводе означает «танец» или, точнее, «танец богов» [19]. Цам — священные пляски лам, одетых в разноцветные маски и костюмы докшитских богов. Содержание цама заключалось, в представлении защитников учения Будды в лице грозных божеств — покровителей ламаизма, во знаменование чистоты учения и их борьбы со злыми духами — вредителями ламаизма. Предназначение докшитов заключалось в том, чтобы уничтожить еретиков и врагов религии, и внешний вид этих гневных защитников веры соответствовал их предназначению [15].

По традиции, установление цама приписывается индийскому йогу Падмасамбхава, жившему в Тибете в VIII в.

А.Н. Кочетов пишет [13, с. 118]: «Исторически так сложилось, что священные танцы пришли в тибетский буддизм из традиции Бон и были усовершенствованы Гуру Падмасамбхавой, который передал ученикам и, соответственно, всей линии передачи Ньингма, свое собственное видение движений божеств. Позже Великий Пятый Далай-лама, известный своими глубокими медитативными переживаниями, систематизировал ряд танцев и утвердил порядок их проведения. Ламаистская легенда гласит, что некоторые из докшитов первоначально были тибетскими богами и демонами. Впоследствии они были укрощены и обращены в новую веру. Дав обет служения буддийской вере, они стали яростными воинственными охранителями буддийского учения. Согласно традиционной версии «северного буддизма», включенной в канонический текст, Шакьямуни (Будда) предсказал, что расцвет его вероучения наступит в будущем в том «снежном царстве», которое не смог обратить в веру ни один из трех прежде являвшихся на землю Будд, в царстве, которое «населено злокозненными духами и демонами». В свою очередь М.А. Дэвлет утверждает [7]: «Надо полагать, что при распространении буддизма в глубинные районы Центральной Азии древние местные божества, духи предков и т. д. воспринимались буддийскими проповедниками как враждебные силы, злые демоны. В дальнейшем северный буддизм-ламаизм, ассимилируя местные добуддийские культы, включил их в свой пантеон, возведя в разряд гневных божеств — докшитов».

Центральным персонажем цама является владыка ада — докшит Чойджал (тиб.), он же Эрлик (древнеуйгур.) или Яма (древнеинд.). Знаменательно, что Эрлик входил в число небожителей и до буддизма в Туве, об этом есть даже упоминание в древнетюркских текстах [8, с. 72]. Согласно буддийским преданиям, Чойджал был последователем религии бон в Тибете.

По мнению А.Д. Авдеева [1, с. 174], многообразие вариантов цама дает возможность предполагать, что «ламаистский Цам в качестве религиозной буддийской мистерии исторически сложился из многих составных частей. В этом же убеждает и разнохарактерный состав образов Цама». Далее «Уже одно это, — пишет А.Д. Авдеев, — свидетельствует о том, что образы древних шаманских мистерий были использованы и в буддийском представлении».

Н.Я. Бичурин пишет [3, с. 245]: «Чтобы разобраться в этом явлении, необходимо сначала учесть, что распространенное мнение о том, что «гневные божества» буддизма — языческие боги, принятые в буддийский пантеон, правильно только отчасти. Некоторые дхармапалы и идамы могут быть таковыми, но не все, ибо сам буддизм в своем развитии претерпел значительную трансформацию, и, отбросив историю проникновения и укрепления буддийской общины в Тибете, мы обречем себя на непонимание и тибетского ламаизма, и тибетской истории. Кроткий бодхисаттва превращался в гневного дхармапалу, а буддийский аскет натягивал лук и считал, что он совершает дело великого совершенствования, убивая врага своей веры. Не умозрительные идеи творили действительность, а жестокая и мятежная жизнь выкристаллизовывалась в исповедания вер».

В.П. Дьяконова писала о тувинском цаме [6, с. 123]: «Самый популярный религиозный праздник года «Цам» обычно устраивался в середине лета (июнь-июль в день Майтрея) в каждом крупном монастыре». «Пляски состояли из тяжёлых и неловких скачков с одной ноги на другую, — писал А.М. Позднеев [24, с. 392], — то из подпрыгивания обеими ногами; немало также бегают, вертятся кругом и приседают. Танцы большинства персонажей были чрезвычайно медленны и донельзя однообразны».

В июле 2003 г. в Туве тибетские ламы монастыря «Гьюдмед» в Индии показали ритуальную пляску во время построения мандалы «Калачакра». Ламы исполнили танец цам по всем канонам и правилам, в котором они приглашают божества и их свиты. На голове шапка с черной кисточкой впереди, которая покрывала глаза. Во время танца ходили по кругу по часовой стрелке, поворачивая в правую сторону, поднимали правую ногу, при этом одновременно показывая жест руками. Затем правую ногу медленно опускают на землю и медленно поднимают левую ногу, при повороте делают жест руками, символизируя подношения. Затем медленно опускают левую ногу и опять медленно поднимают правую ногу при повороте, совершают руками жест мандалы. И познают этот жест только при посвящении с помощью учителя (гуру).

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Суть тибетского буддизма — связь с просветленными — умершими духовными наставниками, бодхисатвами, буддами и так далее. Мы вызываем их в своем сознание, открываем им свои сердца и получаем их благословение. Путь к этому лежит через ритуал. Одно из самых обычных ритуальных средств для этого — семикратное вознесение молитв буддизма махаяны: человек визуализирует желаемое существо или существа, затем 1) приветствует, 2) делает реальные и воображаемые хорошие пожертвования, 3) признает свои недостатки и нанесенный другим вред, 4) радуется существованию просветленного существа, которому преданно поклоняются, 5) просит их учить его, выражая так свою открытость и желание быть руководимым, 6) просит остаться на связи со страдающими существами сансары и не исчезать в нирване и 7) посвящает все качества или совершенства, которые накопил сам, для благосостояния всех существ. В этом простом, кратком обряде закрепляется связь с более высокими существами, подтверждается и реализуется определенный вид отношений с ними [2, 26].

Мудры символизируют восемь подношений для божеств: вода для умывания лица, вода для умывания ног, благовоние, светильник, музыка, ароматная вода, фрукты, цветы. Основополагающим в ритуале считается смысл, вкладываемый в музыку. Понятие «подношение музыки» связано с тем, что божествам может быть преподнесено пять желаемых, относящихся к пяти органам чувств (это отражается и на буддийских танках): например, зеркало — зрение, шёлковые кадаки (полоски ткани в виде шарфа) — осязание, яства — вкус, благовония — обоняние, морская раковина — слух. Извлечение звуков на ударных или духовых инстурментах — приглашение божеств, сакральное действие. Существуют «умиротворенные» предметы и различные ритуалы, посвящённые разным божествам — мирным (умиротворяющее и приумножающее) и грозным (гневное и усмиряющее).

Миссия буддийского сакрального танца заключается в следующем. Посредством пяти мудростей уничтожаются пять клеши: неведение и тупость, ревность и зависть, алчность и жадность, агрессия и гнев, привязанность и вожделение: Вайрочана — всеохватывающая мудрость уничтожает неведение и тупость посредством ом белого цвета, элемента пространства; Амогхасиддхи — всеисполняющая мудрость уничтожает ревность и зависть посредством зеленого цвета, элемента воздуха; Ратнасамбхава — абсолютная мудрость уничтожает алчность и жадность посредством дзам оранжевого цвета, элемента земля; Акшобья — зеркалоподобная мудрость уничтожает гнев и агрессию, посредством хум синего цвета, элемента вода; Амитабха — различающая мудрость уничтожает привязанность и вожделение посредством хру лилового цвета, элемента огня.

Танец цам является тантрическим танцем, во все исторические времена его исполняли только ламы [5, с. 99]. А в настоящее время во время народных массовых гуляний его танцуют артисты филармонии, танец выглядит как современное театрализованное представление, под звуки шумной музыки совершаются обычные прыжки и беговые шаги без определенных движений и жеста подношения. Народ же привык воспринимать ритуальные танцы в масках как развлечение, спектакль. На самом деле это печальный признак вырождения тантры. Полагают, что, если в тантре не выполняются предварительные условия, практики могут принести больше вреда, чем пользы.

Тай Ситупа предлагает интересную версию исполнения [29]: «Например, в Непале ламскую мистерию исполняют только ламы высокого ранга, как показали танец Махакалы. Танец Махакалы является примером представления, которое исполняется в монастырях во время ритуальной церемонии, называемой пуджа. Танец Махакалы исполняется с разными целями, главная из которых — медитация. Эта разновидность ритуала приносит благословение также и всему окружающему пространству, находящемуся под защитой и покровительством Махакалы. Танцор в точности следует тексту пуджи Махакалы. Фигуры каждого танца, а также их последовательность определены предписаниями, содержащимися в тексте».

Мирандо Шо сообщает: «Ламаистская мистерия делится на три разновидности исполнения: в гневной форме, в мирской и в созерцательной форме» [17, с. 123].

Буддийский духовный танец — это гармонично скоординированные движения тела, ума, речи. А ламаистские мистерии содержат более универсальный смысл и путём интуитивных проникновений выполняют функцию усмирения и очищения пространства, посредством одновременно ментально-телесно-чувственно-речевых средств. В тантризме существуют четыре преобладающих взгляда или способа направления энергии: оцепеняющий, подчиняющий, поражающий и заклинающий.

Как и в Южной Индии, в Манипуре существует каста храмовых танцоров (майби). Майби — избранники духов, своего рода шаманы [29, с. 95]. В представлении майби проявляется состояние одержимости: танцуя перед изображением богов, они впадают в транс (майби лай тонгба).

Индия дала толчок развитию исполнительского искусства и за пределами Южной Азии. Происхождение многих танцевальных стилей Центральной, Юго-Восточной и Восточной Азии связано с индийским наследием. В.Ц. Найдакова пишет: «Видным примером влияния индийского ритуального исполнительского искусства может служить цам (тибетское чам — «танец») — буддийская мистерия, исполняемая в монастырях Тибета, Монголии, Бурятии, Тувы. Цам возник в Тибете и был связан с тантрическим буддизмом. Предполагается, что истоки священных танцев и пантомимы в масках цама — индийского происхождения; в них используется та же система жестов, что описана в «Натьяшастре» и «Абхинайя дарпане»» [19, с. 5, 26]. Считается, что священные танцы в масках божеств первым исполнил Падмасамбхава при сооружении монастыря Самье великому Учителю, главе секты красношапочников, чтобы победить сопротивление местной религии бон-по» [19, с. 4—5]. В Тибете имеется поверье, что именно с помощью мантр и мудры великий Падмасамбхава одержал победу над демонами местной религии бон-по. Священные танцы в масках и без масок, с диалогами и текстами заклинаний (тарини, мантра) распространены во многих буддийских монастырях. Нередко их называют Тантра нритья — ритуальные танцы пути, танцы круга и жертвоприношения. Однако эти представления имели также зрелищный характер, писала В.Ц. Найдакова.

Исследовательница цама В.Н. Найдакова отмечает, что «театральность в нем присутствовала изначально, она «была вложена в самих письменных руководствах к обряду, где все было расписано от начала до конца: каждое движение ног, положение пальцев и кистей рук (система 12 мудра), предметы, которые держали в руках разные божества, порядок танцев и пантомимы, музыка. Танцевальные движения лам (судя по тому, как это показывал семидесятилетний Ц. Гатапов в 1968 г.) [исполнитель цама Дуйнхора, ввезенного в Бурятию в 1905—1907 гг. из Тибета. — С.Р.] очень напоминают характер индийских храмовых танцев, с которыми знакомили советских зрителей в 1970-х гг. гастролировавшие по бывшему СССР известные индийские мастера» [19, с. 16, 26]. Следует отметить еще одну важную деталь: ламы-танцовщики совершали жертвоприношение Калачакре (божеству колеса времени) от имени женских божеств. Их движения должны были быть плавны, изящны. Служение божеству в женском облике, как мы видели, весьма характерно и для танцевального искусства Индии. Жрец произносит мантру, делает руками мудры и тем словно бы «запечатывает» мантры. Мудры делали как индуистские, так и буддийские священники. Индийцы считают, что мудра активизируют тело, звук — душу, а память — дух. Эта уникальная система жестов задействована и в скульптуре, и в театре, и в танце» [12, 16, 21, 32, 25].

Далее В.Ц. Найдакова пишет: «Само слово «сам» в индуизме означает — «квинтэссенция всего сангита». Формально это наиболее акцентированный удар в тале, всегда первый и последний в авартанец, символизирующий начало и конец времен, логическое завершение темы. С него обычно начинается и им всегда кончается всякая танцевально-вокально-музыкальная композиция. В финале композиции он требует абсолютного ритмического единства танцора и музыкантов, создавая состояние возбуждения и у исполнителей, и у зрителей. Понятие «сам» восходит к текстам Вед и Брахман. «Сам» — важнейший элемент древнеиндийского ритуала, в котором наиболее ярко воплощена идея соединения, собирания.

Отто Менхен-Хелфен участвовал в таком празднике в Туве жарким летом 1929 г. [16, с. 295]: «Около тысячи тувинцев со всего Хемчикского района пришли на праздник. Маски композиционно передавали отчётливые признаки своего происхождения. У них были бороды индийских демонов-духов и не монгольские черты лица». По этому описанию видно, что сохраняемая форма костюма свидетельствовала о его происхождении.

Как видим, происхождение цама корнями уходит из Индию: само слово происходит от индийского «сама», а форма сюжета борьбы со злыми духами позаимствована из мистического опыта Падмасамбхавы и бон-по, и, следовательно, мы приходим к выводу, что индийское храмовое исполнительское искусство повлияло на буддийско-ламаистскую мистерию цам.

Хотя сам Будда предлагал постигать его уникальное учение, мудрость, а не опираться на ритуалы, в ламаистских ритуалах тувинцы поклоняются ему как божеству. Шуньята («Пустота») — это Вечность, вездесущность в осознании законов причинно-следственных связей, о чем говорит буддизм. Шуньята имеет то же качество, как и Святой Дух в христианстве. Если бы не потерянные работы[1] русского буддолога В.П. Васильева [4, с. 8], в котором сказано, что «пустота» (санск. «Шуньята») имеет свойство Бога, как и у христиан: «Всякая религия заключает в себе философские основания; за основание буддизма надо принимать «пустоту», как бытие отрешенное, начало и сущность всего; божество само по себе есть для буддиста тоже «пустота», — несомненно, буддизм и христианство нашли бы много общего.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Учение Будды охраняют «гневные тибетские духи». Тибетский буддизм особенный и отличается от китайского дзен-буддизма и палийского буддизма тем, что в нем совмещались иерархия буддийских божеств с местными духами, вовлечёнными в кармические связи, порождая замкнутый круг. Действительно ли тибетские защитники учения Будды обладают способностью постижения мудрости «шуньяты» («пустоты») или они обычные гневные духи? Если они обладают мудростью «шуньяты», тогда отпадет необходимость в проведении ритуалов с гневными божествами или буддийско-ламаистской мистерии в гневной форме, с нанесением вреда противнику религии. Обычный танцор не помогает себе, а наоборот, накапливает дурную карму во имя религии, вызывая в людях ужас перед иной религией.

Религии, таким образом, воспринимаются как проявление одной доктрины в различных вариантах, специфичных для конкретного времени и этноса. «Будда проповедовал полный отказ от обрядности и ритуалов и все внимание уделял нравственным проблемам и дисциплине духа» [11, с. 18], — пишет один из последователей индийской культуры Х. Кабир. Религия возвращается к искусству.

Буддизм повлиял на древнейшие национальные художественные традиции народов Индии, Китая, Японии, Цейлона, Монголии, Тибета. Для исполнения ламаистской мистерии цам важное значение имеет, кто, где, как и для какой цели его исполняет. Следует сказать, что, как правило, ритуальная мистерия переходит в искусство.

Список литературы:

Авдеев А.Д. Происхождение театра. Элементы театра в первобытном строе. М., 1959..

Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. М: Восточная лит. РАН, 2001. — 508 с.

Бичурин Н.Я. (Иакинф). История Тибета и Хухунора. Ч. I. СПб., 1833.

Васильев В.П. Буддизм, его догматы, история и литература. Ч. I. СПб., 1857.; Васильев В.П. Буддизм, его догматы, история и литература. Ч. 1. СПб.: 1869. С. 8. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: twirpx.com; // Иеромонах Гурия. Буддизм и Христианство в их учении о спасении. Казань: 1908.; Философия буддизма. «Православный собеседник» первое полугодие, Казань: 1908 г. — с. 124—134,; Нигилистический принцип буддийской философии «Православный собеседник» янв. Казань: 1909 г. — с. 509.

Владимирцов В.Я. Тибетские театрализованные представления. М., 1923.

Дьяконова В.П. Цам у тувинцев //Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX — начала XX в. Л.: Наука. 1976. — С. 113—129.

Дэвлет М.А. Загадка грозной мистерии //Атеистические чтения. М., 1990.

Дэвлет М.А. Листы каменной книги Улуг-Хема. Кызыл, 1990.

Дэвлет М.А. Петроглифы Мугур-Саргола. М.: Наука. 1980.

Иеромонах Гурия. Буддизм и Христианство в их учении о спасении. Казань, 1908.

Кабир Х. Индийская культура. М., 1963.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Кон Ф.Я. Экспедиция в Сойотию. Верование сойотов // Шойгу С.К. Тыва дептер. Урянхайский край. Перекресток мнений (конец XIX — начало XX). Т. IV. М., 2007. — С. 372.

Кочетов А.Н. Буддизм. М., 1983.

Кужугет А.К. Зрелищно-игровые элементы в культовых обрядах тувинцев. Кызыл, 2002.

Кужугет А.К. Цам в Туве // Ученые записки. Вып. 18. Кызыл, 1995.

Менхен-Хелфен О. Путешествие в Азиатскую Туву // Шойгу С.К. Тыва дептер. Танну-Тувинская Народная Республика (1921—1944). Т. VI. — С. 295.

Мирандо Шо. Страстное просветление. Женщины в тантрическом буддизме. М., 2001. — 368 с.

Монгуш М.В. Ламаизм в Туве. Кызыл, 1992.

Найдакова В.Ц. Буддийская мистерия Цам в Бурятии. Улан-Уде, 1997.

Нигилистический принцип буддийской философии // Православный собеседник. Янв. Казань, 1909. — С. 509.

Островских П.Е. Саянские хищники. М.-Л., 1927.

Позднеев А.М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Северо-Западной Монголии // Записки ИРГО по отд. этнографии. Т. XVI. СПб., 1887. — С. 392—401.

Позднеев А.М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в связи с отношением сего последнего к народу. СПб., 1887.

Рей Р.А. Нерушимые истины / пер. с англ. О.И. Максименко. М.: ООО «Астрель», 2004. — 511 с.

Родевич В.М. Урянхайский край и его обитатели // Шойгу С.К. Тыва дептер. Т. III. М., 2007. — С. 573.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991.

Рона-Таш А. По следам кочевников. Монголия глазами этнографов. М., 1964.

Рыжакова С.И. Индийский танец — искусство преображения. М., 2004.

Тай Ситупа. Относительный мир, абсолютный ум. Лондон: Бостон, 1992.

Философия буддизма // Православный собеседник. — Первое полугодие. Казань, 1908. — С. 124—134.

Шастина Н.П. Религиозная мистерия Цам в монастыре Дзун-Хурэ // Современная Монголия. — 1935. — № 1. — С. 93.

Шойгу С.К. Тыва дептер. Урянхайский край. От Урянхая к Танну-Туве. (конец XIX — I половина XX века). Краткий отчет о поездке в Тоджинский хошун Урянхайской земли. Значение Урянхайской земли для Южной Сибири. Т. V. М., 2007.

Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. Изд. второе, переработанное и дополненное. М.: Высшая школа, 1985/ [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: OCR Biografia.Ru

[1] В книге «Буддизм и Христианство в их учении о спасении» Иеромонаха Гурия приведен только содержание его книги о «шуньяте» и о святом духе, а самой работе как потерянной сообщает с сожалением Иеромонах Гурия.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

558

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке