Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Информация для молодёжи — важнейший аспект концепций молодёжной политики (от советского прошлого к современной России)»

Молодёжная политика России на протяжении всей советской и постсоветской истории занимает своеобразное, можно сказать, неопределённое место в общей политике государства, деятельности институтов гражданского общества.

С одной стороны, постоянно констатируется важность и значение данного направления политики, с другой — происходят бесконечные реформы, как в сфере управления, так и в концептуально-философском осознании, практической работе с молодёжью. В этой связи изучение процессов формирования и реализации концептуальных подходов в целом и их важнейшего элемента — информационной политики, в частности, имеет актуальнейшее значение, прежде всего для определения дальнейших путей развития работы с молодёжью на самых различных уровнях.

Уже в проекте Закона СССР «О повышении роли советской молодежи и молодежных организаций во всех областях государствен­ного, хозяйственного и социально-культурного строительства СССР» (1967 г.) содержались некоторые подходы к информационному обеспечению определенных интересов молодежи, хотя и в области преимущественно профессиональной. Так, в ст. 69 законопроекта устанавливалось, что руководители научно-исследовательских учреждений, проектно-конструкторских организаций и учебных заведений обязаны, среди прочего, «улучшать для молодых ученых систему информации о новейших мировых и отечественных достижениях науки и техники как в целом, так и по отдельным проблемам» [1, Т. 1, c. 54—55]. Информационная политика в отношении молодёжи до этого периода не выделялась партийно-государственным аппаратом в отдельное направление. При всей её мощи и разнообразииспособов и средств информационного воздействия, она была частью единой системы «средств массовой коммуникации и пропаганды».

В «Основах концепции Закона СССР о молодежи» (1987 г.) информационная поддержка молодежи в большей мере связывалась с политической информированностью. Здесь подчеркивалось: «Повышению политической активности молодежи в области социального контроля послужит приятие правовыхнорм, закрепляющих права молодежии молодежных организацийна оперативное и системати­ческое получение от государственных органов и общественных организаций необходимой информации, гласность в решении ими вопросов молодежной политики; права на участие в различных видах контроля за деятельностью аппарата государственного управления» [1, Т. 1, c. 177]. На этом данном этапе еще невозможно говорить о высокой значимости информационной составляющей в системе государственной молодежной политики, каковой она виделась разработчикам законопроекта.

Однако достаточно скоро ситуация начала меняться. В наибольшей степени это было связано не с концептуальными разработками в области государственной информационной политики, а с освоением и осмыслением опыта молодежной политики ряда зарубежных стран и мирового сообщества. Характерны в этом отношении «Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления последующих мер, касающихся молодежи», которые были изложены в докладе Генерального секретаря ООН «Международный год молодежи: участие, развитие, мир» на 40-й сессии ООН (1985 г.) Эти принципы были утверждены в помощь правительствам, организациям системы Организации Объединенных Наций и другим межправительственным и неправительственным организациям, в частности, молодежным организациям, на всех уровнях при дальнейшем планировании и осуществлении соответствующих последующих мер, касающихся молодежи, с тем чтобы содействовать проведению соответствующих мероприятии в соответствии с задачами «Международного года молодежи: участие, развитие и мир» [1, Т. 2, c. 144—193]. В документе многократно идет речь об информационных аспектах молодежной политики — и в отношении информирования молодежи о состоянии общества, науки, трудоустройства, образования, и в отношении информирования общества о положении и интересах молодежи. Специальный раздел документа был посвящен деятельности в области общественной информации. В нем, в частности были сформулированы следующие позиции: «88. Должна быть признана важность деятельности, связанной с общественной информацией, для содействия целям руководящих принципов. Можно предоставлять информацию о проблемах молодежи средствам массовой информации и другим информационным каналам с целью создания и поддержания понимания положения и забот молодых людей со стороны широких слоев общественности и особенно липами, ответственность за принятие решений. Деятельность, связанная с информацией, должна быть направлена на информирование молодых людей относительно вопросов, непосредственно затрагивающих их и их общества в общем, с целью мотивировки их участия.

89. В дополнение к средствам информации другие группы могут служить каналами информации, получаемой от молодежи, предназна­ченной для молодежи и касающейся ее. На нижеперечисленные общие задачи следует обращать внимание правительственных и неправитель­ственных организаций, занимающихся вопросами молодежи; департа­ментов социального обеспечения молодели и подобных учреждений; организаций профсоюзов и предпринимателей; парламентариев, специа­лизирующихся в вопросах молодежи; министерств, занимающихся вопросами молодежи, и министерств и департаментов, отвечавших за вопросы образования; правительственных и неправительственных учреждений, отвечающих за неофициальное образование молодых людей; и широкой общественности с целью создания и улучшения атмосферы понимания и одобрения планов и программ, касающихся молодежи.

90. Для содействия пониманию целей руководящих принципов предлагаются следующие меры для информационной деятельности Департамента общественной информации Организации Объединенных Наций и специализированных учреждений:

a) обращать внимание на положение, нужды и устремления молодежи;

b) поощрять сотрудничество при решении вопросов, связанных с молодежью;

c) содействовать активному участию молодых людей во всеобщем развитии общества, привлекать ее к изучению и решению главных национальных, региональных и международных проблем и информировать общественность о вкладе молодежи в эту деятельность;

d) освещать деятельность системы Организации Объединенных Наций, насколько это возможно, наиболее важные национальные мероприятия, связанные с годом молодежи;

e) информировать молодых людей о международных проблемах, в том числе о роли молодежи в установлении нового международного экономического порядка и вопросах обеспечения мира, разоружения, международного взаимопонимания и сотрудничества между странами» [1, Т. 2, c. 188—190].

Представленные положения могут быть рассмотрены как основы международной концепции информационной политики в отношении молодежи, и именно в этом ключе они воздействовали на формирование информационного аспекта концепции государственной молодежной политики, разрабатывавшейся в нашей стране в 1987—1991 гг.

Кроме этого на отечественную концепцию существенно повлияли два фактора. Одинсвязан с изучением опыта законодательства Германии, где после объединения страны был принят Закон о помощи детям и молодежи ФРГ (1990 г.), продолжавший линию законо­дательства в отношении молодежи, утвердившуюся еще в 1922 г. Здесь специфична была исключительная щепетильность, с какой германский законодатель правовыми средствами отстаивает интересы молодого человека в вопросах сбора и использования частной информации о нем. В российской правовой системе и сегодня нет подобного уровня регламентации, которая установлена в отношении прав личности на защиту информации о себе, которая имеется в германском законодательстве, в том числе и в «Законе о помощи детям и молодежи». В статье 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» конфиденциальная информация определена как документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» первой среди групп выделены сведения «о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях». Но это слишком нечеткая формула на фоне немецкой пунктуальности.

Второй фактор — изучение опыта работы информационных центров для молодежи ряда европейских стран. Приведем фрагмент из отчета о командировке во Францию директора Научно-исследовательского центра Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ И.М. Ильинского (декабрь 1989 г.), где описывается опыт постановки такой работы в Министерстве по делам молодежи и спорта, в ведении которого находится система информации и документации для молодежи, созданная во всех регионах и городах страны: «Подчиняясь функционально Министерству по делам молодежи и спорта, данные центры лишь на 50 % являются государственными и финансируются государством лишь на 50 %. А 50 % средств данные центры должны зарабатывать сами. Это осуществляется путем продажи специальной молодежной инфор­мации, издания газет, журналов и т. д. Основная задача центров — это информация о профессиях по видам специальностей, дипломов, которые молодой человек может получать после окончания того или иного учебного заведения. Центр располагает обширной информацией, которая накапливается по этим вопросам в течение многих лет и которой молодые люди, приходя в центр, могут пользоваться бесплатно, если они не берут с собой какие-либо документы, подготовленные данным центром. Тогда они должны платить за каждый документ 5 франков. Кроме того, данные центры располагают всей необходимой информацией о досуге, отпусках, т. е. о том, где и как за какую цену молодой человек может провести свой отпуск или каникулы». В отчете отмечается, что только в Парижском центре ежегодно бывает около 1 млн. молодых парижан. Центр ежегодно издает около 4 тыс. страниц информационного текста по 400 видам услуг. Имеет адреса более чем на 20 тыс. различных абонентов. «Короче говоря, центр информации и документации молодежи — это своеобразный справочник для молодежи. В рамках центра действует отдел голосования молодежи, т. е. отдел, который может дать всю информацию о том, как участвовать молодежи в голосовании и как она участвует в этом. Есть отдел права, и таким образом существует возможность у молодых людей подучить все необходимые юридические консультации по любому вопросу со стороны специалиста. В момент посещения центра я имел возможность наблюдать работу семи специалистов, которые давали такие консультации. В это время в различных залах центра находилось 250—300 человек. Кроме того, в данном центре существует вся необходимая информация по вопросам работы молодежи. Своеобразная биржа труда. Данные о свободных рабочих местах поступают в центр со всех предприятий Парижа, поскольку он хорошо известен в этом городе, ибо существует уже более 20 лет… Думается, что создание сети подобных информационных центров для молодежи чрезвычайно актуальная задача для нашей страны», — писал в отчете И.М. Ильинский [1, Т. 2, c. 435—436].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Таким образом, из анализа зарубежного опыта в отечественную концепцию молодежной политики пришли следующие фундамен­тальные положения:

a) сбор, анализ, передача молодежи информации по всему спектру вопросов, которые ее интересуют (о возможностях образования, трудоустройства, создания семьи, занятий наукой, спортом, искусством, а также и о культурных тенденциях, хобби, модных увлечениях и т. д.), составляет один из приоритетов молодежной политики: недостаточный доступ к информации — одно из уязвимых мест положения молодежи в обществе, которое сокращает и все другие возможности ее самореализации;

b) информация о молодежи, ее положении, настроениях, ценностных ориентациях, инновациях должна широко представляться обществу; недостаток информации о молодежи в структурах власти, у представителей старшего поколения порождает неточное понимание мотивов поведения молодежи и чаще всего предвзятое отношение к ней, что ограничивает участие молодого поколения в экономической, политической, социальной и культурной жизни;

c) двусторонний доступ к информации в диалоге молодежи и общества не должен нарушать конфиденциальности информации о частной жизни молодого человека, его право на защиту информации о личности при ее сборе, обработке и использовании должно быть защищено законом.

Фактически это и есть общие начала информационной политики, в части молодежной политики, каковыми они сформировались в 1987—1991 гг. Однако лишь в некоторых чертах они вошли в принятые документы. Так, важнейшим свидетельством прогресса в рассматриваемом направлении следует считать появление в Законе СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» статьи 11, которой впервые в отечественную практику вводился новый социальный институт — социальные службы для молодежи. В первой части этой статьи указывались функции социальных служб для молодежи, и первой закреплялось «информи­рование молодых граждан об их правах и возможностях во всех сферах жизни» [1, Т. 1, c. 537]. Информационная составляющая была представлена и в другихфункциях социальных служб для молодежи, например в функции, включавшей консультирование несовершенно­летних, других молодых граждан и их родителей, психологическую, педагогическую, наркологическую и юридическую помощь. Но все же существенным надо признать именно то, что информи­рование молодежи по широкому спектру вопросов поставлено на первое место и сама эта функция связана с системой специализи­рованных государственных учреждений.

В концепциях государственной молодежной политики, появившихся в 2000-е годы, информационная составляющая выделяется как особо существенная. Так, в «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» (2006 г.) «вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития» обозначено первым их приоритетных направлений государственной молодежной политики. Государственная молодежная политика, подчеркивается в документе, призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях «системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем…». Среди прочего это предполагает реализацию проекта «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд»». Данный проект, адресованный молодым гражданам Российской Федерации, их родителям и сотрудникам учреждений, работающим с молодежью, подробно представлен в Стратегии. В качестве его основных целей обозначены: (а) вовлечение молодежи в процессы поиска, создания, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимых для эффективной жизни в российском обществе; (б) развитие механизмов и форм трансляции информации, актуальной для жизни молодежи, в молодежные аудитории; (в) развитие положительного отношения молодежи к позитивным ценностям российского общества; (г) форми­рование и продвижение образа успешного молодого россиянина.

Это достаточно широкая программа действий, включающая развитие системы информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе (здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная и личная жизнь, семья, международные отношения и жизнь молодежи в других странах и др.); развитие информационно-консалтинговой помощи молодежи; развитие молодежных информационных проектов и программ; популяризацию ценностей российского общества (здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, Родина, патриотизм, служение Отечеству, активная жизненная и гражданская позиция и ответственность) средствами социальной рекламы; разработку и распространение информационных ресурсов и социальной рекламы силами молодых граждан; разработку специальных проектов, предоставляющих равные возможности молодежи, проживающей в сельских и удаленных районах, в поиске, применении и распространении актуальной информации; участие в международных информационных молодежных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры [2]. Многие позиции, как видим, продолжают ранее разработанную концепцию государственной молодежной политики, но с тем отличием, что уже совершенно изменилась социальная среда, в которой такие действия государство планирует осуществлять.

Таковы в общих чертах тенденции информационной политики в отношении молодёжи, сформулированные в государственных документах второй половины ХХ — нач. XXI века. Безусловно, важным является изучение практических результатов реализации указанных установок, определение степени информированности и стремления молодёжи современной России к получению информации о государстве и возможностях, предоставляемых государством. Данное направление исследований, находящееся на стыке политологии, социологии и истории является не только перспективным, но и практически важным для современной гуманитаристики.

Список литературы:

Закон о молодежи. Документы и материалы по истории становления государственной молодежной политики в России. — М., 2008. Т. 1—2.

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://km.mosreg.ru/info/55.html

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

388

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке