Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Инновации в образовании: правовой аспект»

Реформа образования, присоединение России к Болонскому процессу, бурное развитие технических средств неизбежно приводят к появлению новых образовательных технологий, возникновению новых форм и методов обучения, а также к переходу от традиционной «трансляционной», к новой, «интерактивной» парадигме образовательного процесса.

Помощь в написании статьи

В связи с этим возникает множество технических, экономических, этических, психологических и иных проблем, от успешного решения которых самым непосредственным образом зависит судьба отечественной системы образования. Рассмотрим некоторые правовые проблемы, возникающие в связи с созданием и использованием инноваций в образовательном процессе.

Как известно, общепризнанная легальная дефиниция термина «инновация» в настоящее время отсутствует. Теоретические же подходы к выявлению смысла понятия «инновация» можно условно объединить в две группы.

Первый, «широкий» подход предполагает, что «инновация» есть скорее экономический и социальный, нежели технический термин. Она не обязательно должна быть чем-то техническим, да и вообще, чем-то вещественным. При таком понимании инновация может быть определена как изменения в ценности и удовлетворенности, получаемых потребителем из используемых им ресурсов (или же нововведения в их использовании) [2, с. 10]. Вряд ли подобный подход приемлем в правовых актах, поскольку он не позволяет четко определить объем рассматриваемого понятия, а значит, эффективно урегулировать соответствующие общественные отношения.

Другой ‑ «узкий» подход ‑ нашёл своё отражение, в частности, в действующей редакции Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике». В соответствии с ним, инновации ‑ это «…введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях». Соответственно, инновационная деятельность определяется как «деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности» [4].

Именно использование «узкого» понимания инновации представляется предпочтительным на уровне законодательства, поскольку оно, в отличие от «широкого», имеет точно очерченное юридическое содержание. В то же время, целесообразно несколько расширить «узкое» понимание инновации, включив в него, наряду с охраняемыми объектами интеллектуальной собственности, охраноспособные объекты, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность, на которые распространен режим коммерческой тайны. Другое возможное и приемлемое для целей правотворчества ‑ понимание инновации как нового знания (не обязательно научного или технического).

Рассмотрим основные результаты инновационной деятельности, которые возникают либо используются в рамках учебного процесса.

Прежде всего, к их числу относятся научные результаты, выраженные, в частности, в форме монографических и диссертационных исследований, статей в периодических изданиях, тезисах и т. п., а также учебная литература. Указанные объекты могут использоваться как обучающими, так и обучаемыми. Кроме того, они могут сами представлять собой результат изучения учебного процесса и содержать, например, выводы по его совершенствованию.

С одной стороны, законодатель, казалось бы, предусматривает охрану подобных объектов авторским правом [1], с другой ‑ указанная охрана в данном случае вряд ли является достаточно эффективной, поскольку содержательный аспект любого научного или учебного произведения (теории, принципы, концепции, методы) авторским правом, как известно, не охраняется [1]. Научные же открытия являются самостоятельным объектом правовой охраны и не предполагают возникновения каких-либо имущественных прав на их использование. Инструментами, позволяющими отчасти защитить права автора опубликованного научного результата либо учебного произведения на его содержательный аспект, являются нормы научной этики либо (если это возможно в отношении данного результата) получение патента.

Несмотря на очевидные недостатки такого подхода, ничего другого современное право, в том числе, российское, предложить в настоящее время в общем случае не в состоянии. Дело здесь не в недостаточной доктринальной проработке, но в характерных чертах, имманентно присущих авторскому праву как таковому.

Приведённый выше тезис о невозможности охраны нормами авторского права в полной мере относится и к другой разновидности результатов инновационной деятельности, задействованных в образовательном процессе, а именно ‑ к методикам, используемым в образовании.

С точки зрения права, методика, как таковая, объектом авторского права считаться не может. Более того, не может она быть и запатентована [1], кроме случая, когда её удастся подвести под определение «способа» (процесса осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств [1]). В результате, использование, например, при проведении учебных занятий, опубликованных методик противоправным не является, хотя бы такое использование и предполагало извлечение прибыли.

Единственно возможным правовым средством охраны «образовательных технологий», не допускающим их свободное использование любым лицом, представляется их отнесение к охраняемой законом тайне (в частности, к коммерческой тайне ‑ ноу-хау [1]. При этом, разумеется, должны быть соблюдены все технические и содержательные требования, предъявляемые законодателем, в частности, обладателем соответствующей информации должны приниматься меры к охране её конфиденциальности. Иными словами, в случае правомерного разглашения какой-либо образовательной методики (например, её раскрытия в научной публикации) режим ноу-хау в отношении неё применяться уже не сможет, и она, по сути, станет «общим достоянием». В качестве примера, сошлёмся на интерактивные методики преподавания [3].

Delegeferendaможно говорить о принципиальной допустимости патентования «социальных инноваций», в частности, методик преподавания. Однако прежде чем вносить соответствующие изменения в законодательство, необходимо продумать возможные отрицательные последствия такого шага для системы образования, в частности. По мнению автора, такие отрицательные последствия окажутся гораздо более серьёзными, чем потенциальный выигрыш от «монополизации» образовательных технологий.

Наконец, в качестве возможной разновидности результатов инновационной деятельности, используемых в образовательном процессе, следует упомянуть разного рода «электронные образовательные ресурсы». К их числу могут относиться как рассмотренные ранее объекты, воспроизведённые в «электронной» форме (например, «электронный учебник»), так и новые, специально создаваемые (например, обучающая программа, база данных либо сайт).

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Рассматривая подобные объекты с юридической точки зрения, легко понять, что в большинстве случаев они могут быть квалифицированы как программы для ЭВМ [1] либо базы данных [1] и на них в полной мере распространяется соответствующий правовой режим. Они являются объектами авторского права и в отношении них возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя [1] и носящая в этом случае правоподтверждающий, но не правоустанавливающий характер.

В случае же, если речь идёт о «сайте», следует отметить отсутствие легального подхода к его однозначной интерпретации в качестве объекта прав. В общем случае, любая «страница» («сайт») в Интернет представляет собой комплекс информационных объектов, в том числе, объектов исключительных прав и информации свободного доступа. Так, «сайт» в целом, например, может быть рассмотрен как база данных, при этом работа с этой базой обеспечивается специальной программой для ЭВМ. Аудиовизуальная составляющая «сайта» является объектом авторского права. В рамках «сайта» могут использоваться средства индивидуализации, в частности, товарные знаки. Наконец, наименование домена также по сути представляет собой особый информационный объект, не отнесённый законодателем однозначно к той или иной группе.

Учёт рассмотренных в статье положений при использовании в образовательном процессе результатов инновационной деятельности является фактором, в значительной мере способствующим повышению его эффективности, а, следовательно, и достижению поставленной цели ‑ модернизации отечественной системы образования.

Список литературы:

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496.

Каргин Н. Н. Инновации в социальных и образовательных системах. М.: ФИРО, 2008. 478 с.

Соосаар Н., Замковая Н.Интерактивные методы преподавания. Настольная книга преподавателя. Часть 1. СПб: Златоуст, 2004. 188 с.

Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О науке и государственной научно-технической политике» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

442

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке