Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Иноязычная учебно-познавательная компетенция и ее мотивационная составляющая в контексте профессионального образования в высшей школе»

Аннотация. Статья рассматривает иноязычную учебно-познавательную компетенцию как способность и готовность управлять собственной учебной деятельностью в овладении иностранным языком и ее мотивационный компонент в рамках современного профессионального образования.

Помощь в написании статьи

Ключевые слова: Профессиональная компетентность, иноязычная учебно-познавательная компетенция, самостоятельная учебная деятельность, мотивация.

Основным результатом обучения специалиста в современном профессиональном образовании является его профессиональная компетентность, понимаемая нами как сложная интегральная социально-личностная категория, отражающая готовность и способность эффективно и качественно осуществлять профессиональную деятельность.

Профессиональная компетентность в педагогической литературе представляется как слияние психолого-феноменологических характеристик понятия «компетентность/компетенция» (личные качества, мотивация, знания, умения, опыт) и объектно-предметных характеристик (объекты, предметы, субъекты и задачи профессиональной деятельности).

Структура названной компетентности представляет собой совокупность ключевых компетенций, важнейшей из которых вслед за И. А. Зимней, Е. П. Белозерцевым, А. Д. Гонеевым, А. Г. Пашковым, В. А. Сластениным, В. А. Деминым, А. В. Хуторским мы считаем учебно-познавательную (учебную, образовательную, самообразовательную) составляющую.

Необходимо отметить, что ключевая роль учебно-познавательной компетенции в профессиональной подготовке специалиста дополняется ее сквозным характером, что подтверждается присутствием некоторых ее характеристик в содержании других ключевых компетенций, входящих в состав профессиональной. В классификации компетенций по содержанию образования учебно-познавательная компетенция также играет роль стержневой компетенции.

Опираясь на трактовки И. А. Зимней, А. В. Хуторского, И. А. Гиниатуллина, мы определяем учебно-познавательную компетенцию как комплексную личностно-деятельностную категорию, проявляющуюся в образовательной деятельности человека и в целом отражающую способность и готовность эффективно и качественно осуществлять самостоятельную учебную деятельность (СУД) в рамках организованного учебного процесса.

В отношении позиционирования учебно-познавательной компетенции в структуре профессиональной компетентности, вслед за И. А. Гиниатуллиным, мы полагаем, что учебно-познавательная компетенция, наряду с самообразовательной компетенцией, является частью профессиональной познавательной компетентности и «соотносится с учебным процессом, непосредственно управляемым со стороны преподавания». Само- образовательная компетенция, по мнению автора, выходит за рамки организованного учебного процесса и ориентируется на условия будущей профессиональной деятельности.

В овладении иностранным языком иноязычная учебно-познавательная компетенция трактуется И. А. Гиниатуллиным как динамичная интегративная категория, отражающая готовность и способность к эффективному управлению самостоятельной учебной деятельностью по овладению иностранным языком в условиях организованного учебного процесса с постепенно нарастающей способностью к самообразованию вне педагогического управления.

В составе которого в теснейшей взаимосвязи функционируют компоненты:

  • мотивационный (включая целеполагание);
  • деятельностный (умения, владение действиями СУД);
  • знаниевый (методические, предметные знания);
  • личностный (соответствующие качества личности).

Далее рассмотрим подробнее мотивационный компонент вышеназванной компетенции.

В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения и деятельности, где наивысшим уровнем является сознательно-волевой.

Мотивация – это сложная, многоуровневая неоднородная система побудителей, включающая в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т. д..

Мотивация объясняет поведение человека, выявляя факторы, определяющие целена- правленность и активность личности.

Авторы учебника «Педагогика», Бордовская Н. В. и А. А. Реан, под мотивационной сферой личности понимают «совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности». Мотив, рассматривается авторами как «внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности».

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Р. С. Немов также связывает понятие мотива с побуждением к действию, отмечая прямую зависимость целенаправленности активности человека от мотива его поведения. Потребность, с позиции Р. С. Немова, порождает состояние нецеленаправленной активности, тогда как мотив делает активность человека целенаправленной.

Схожее понимание мотива наблюдается у А. К. Марковой, которая, говоря о мотивации учения, определяет мотив учения как «направленность ученика на различные стороны учебной деятельности».

В названных формулировках мотивации и мотива четко прослеживается теснейшая связь мотивации и деятельности, что в контексте иноязычной учебно-познавательной компетенции указывает на взаимопроникновение мотивационного и деятельностного компонентов через наличие мотивационных характеристик в умениях СУД (ауто-методические метакогнитивные умения диагностики и мотивации). Целеполагание, рассматриваемое нами как часть мотивационного компонента, также находит свое проявление в деятельностной составляющей изучаемого нами феномена (аутометодические метакогнитивные умения целеполагания, ориентации и планирования).

Рассматривая мотивацию учения, необходимо также помнить о когнитивной составляющей любой мотивации. Контроль и управление собственной мотивацией не возможен без знаний о самих понятиях мотива, мотивации, целеполагания, их основных функциях в разработке учебных стратегий. Представляется, что связь мотивации и когниции двусторонняя.

Мотивация может, — с одной стороны, быть побудителем познания и, с другой стороны, стать его результатом.

Взаимосвязь мотивации, ауто-методических знаний и умений ясно просматривается в описании мотивов учения А. К. Марковой.

Автор выделяет две группы мотивов учения:

  1. Познавательные мотивы (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения).
  2. Социальные мотивы (связанные с различными социальными взаимодействиями школьника).

Познавательные мотивы в классификации А. К. Марковой подразделяются на несколько уровневых подгрупп:

1. Широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации обучающихся на овладение новыми знаниям, определяются глубиной интереса к знаниям.

2. Учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации учеников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда.

3. Мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Эти уровни познавательных мотивов, по мнению автора, могут обеспечивать у школьника «мотива достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху, желании добиться новых, более высоких результатов.

Социальные мотивы также распадаются на несколько подгрупп:

1. Широкие социальные мотивы (состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным обществу, в т. ч. желание хорошо подготовиться к избранной профессии).

2. Узкие социальные мотивы (состоящие в стремлении получить одобрение окружающих, заслужить у них авторитет).

3. Мотивы социального сотрудничества (состоящие в стремлении осознать, анализировать способы и формы своего сотрудничества, составляющие основу самовоспитания, самосовершенствования личности).

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Для гармонически развитой личности необходимо сочетание разных мотивов, подчеркивает автор. Подобная позиция в отношении учебной компетенции прослеживается в работе Н. Ф. Коряковцевой, которая полагает, что мотивация СУД в процессе овладения иностранным языком формируется «в результате динамики внутренних познавательных мотивов, активизации внешних социальных мотивов и сближения внешней и внутренней мотивации», при этом, основой для формирования учебной компетенции автор считает внутренние познавательные мотивы, среди которых выделяет интерес к активной творческой работе, вычленению способа ее осуществления, рационального способа решения учебной задачи, стремление к самосовершенствованию.

Социально значимые мотивы СУД в процессе овладения ИЯ, с точки зрения Н. Ф. Коряковцевой определяются личностной ориентацией учащегося, его моделью предполагаемой деятельности, связанной с иноязычным общением в той или иной сфере. В этой связи, Н. В. Бордовская и Реан А. А. говорят о профессиональной мотивации, отражающей систему и иерархию мотивов, определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии. Мотив положительного отношения к профессии, по мнению ученых, связан с конечными целями обучения и играет одну из ведущих ролей в системе внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в Вузе.

Среди содержательных характеристик мотивов особое внимание авторов уделяется наличию личностного смысла учения для ученика, в таком случае мотив учения является не только побудителем, но и смыслообразующим фактором, придает учению личностный смысл.

Эта мысль подтверждает наше суждение о наличии личностно-деятельностного стержня учебно-познавательной компетенции, вокруг которого формируются ее другие компоненты, при этом каждый компонент (мотивационный, деятельностный, знаниевый, личностный) содержит характеристики всех остальных (мотивация, знания, умения, личностные качества).

В контексте иноязычной учебно-познавательной компетенции мотивационный компонент, по нашему мнению, означает наличие и развитие мотивов совершенствования в иностранном языке, которые, представляют собой слияние внутренних познавательных мотивов разных уровней (по А. К. Марковой), таких как интерес к новым знаниям и умениям по ИЯ, способам овладения ИЯ, стремлении к самостоятельному совершенствованию этих способов; и социально значимых мотивов (по Н. Ф. Коряковцевой), в т. ч. профессиональной мотивацией (по Н. В. Бордовской и А. А. Реан), как например, осознание значимости и востребованности ИЯ в будущей социально-профессиональной деятельности и потребности в овладении ИЯ для профессиональных целей с ориентацией на дальнейшее самообразование.

Взаимопроникновение мотивационного и деятельностного компонентов названной компетенции обуславливает также наличие и развитие в познавательной мотивации способности к мотивационной диагностике и частичной саморегуляции в связи с соответствующими умениями иноязычной СУД.

Помимо мотивов в мотивационной сфере ученика, с точки зрения А. К. Марковой, к которой мы присоединяемся, необходимо присутствие способности целеполагания как волевого ее компонента.

«Мотив создает установку к действию, а поиск и осмысливание цели обеспечивают реальное выполнение действия».

«Цели – это ожидаемые конечные и промежуточные результаты тех действий ученика, которые ведут к реализации их мотивов».

Целеполагание как необходимый компонент мотивации учебной компетенции в области изучения иностранного языка (ИЯ) отражается также в работе Н. Ф. Коряковцевой через умения осознавать свои личные потребности в использовании и изучении ИЯ, осознавать свои коммуникативные потребности в изучаемом языке, сопоставлять свои личные потребности и цели с предлагаемыми целями в учебной программе, формулировать дополнительные цели изучения ИЯ, устанавливать соответствие между коммуникативными потребностями и учебными задачами, осознавать механизм и критерии владения ИЯ, осознавать/формулировать конкретные учебные задачи.

Целеполагание, как осознание собственных коммуникативных потребностей в изучении ИЯ и культуры, способности соотносить их с целями использования изучаемого языка и формулировать на этом основании соответствующие учебные задачи, мы рассматриваем как одну из составляющих мотивационного компонента, подчеркивая тем самым связанность понятий мотивации и планирования.

Однако необходимо учитывать и их отличия, наиболее ярко проявляющиеся в характеристике двух отдельных подгрупп умений СУД:

1. Умений мотивации, направленных на диагностику и частичную коррекцию непродуктивных мотивационных состояний.

2. Умений целеполагания и планирования, ориентированных на осознание общих, конечных и промежуточных учебных целей и взаимосвязи между отдельными познавательными актами.

В заключении хотелось бы отметить, что само проявление характеристик мотивации и целеполагания в различных компонентах учебно-познавательной компетенции подтверждает суждение о целостности и объемности этого феномена и теснейшем переплетении элементов всех его составляющих.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Список использованных источников

1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов [Текст] / Бордовская Н. В., Реан А. А. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 304 с.
2. Гиниатуллин И. А. Развитие специальной познавательной компетентности на старшем этапе профессионального языкового образования// Лингводидактика, перевод и межкультурная коммуникация/ Материалы IX международной научно-практической конференции [Текст] / Институт международных связей. – Екатеринбург: Издательство Уральского госуниверситета им. Горького, 2007. – с. 102-104.
3. Гиниатуллин И. А. Самообразовательная компетенция будущего лингвиста. // Перевод и межкультурная коммуникация / Материалы VIII международной научно-практической конференции [Текст] / Институт международных связей. – Екатеринбург: Издательство АМБ, 2006. – с. 121-123.
4. Гиниатуллин И. А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком на специальном факультете. Учебное пособие к спецкурсу / [Текст] Гиниатуллин И. А. – Свердловск, 1990 – 94 с.
5. Демин В. А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды. [Текст] // Стандарты и мониторинг в образовании.– 2000– № 4 – с. 34-42.
6. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) [Текст] // Высшее образование – 2006 – № 8 – с. 20-26.
7. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. [Текст] /Корковцева Н. Ф. М.: АРКТИ, 2002 – 176 с.
8. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. Для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. [Текст] /Маркова А. К. и др. М.: Просвещение, 1990 – 192 с.
9. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя [Текст] / А. К. Маркова. М. – Просвещение, 1983. – 96 с.
10. Немов Р. С. Общая психология: Учеб. для студ. образоват. учреждений средн. проф. образования [Текст] / Р. С. Немов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 400 с.
11. Педагогика профессионального образования: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 368 с.
12. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». – 2-е изд., перераб. и доп [Текст] / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д; «Феникс», 2003. – 544 с.
13. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 – Центр «Эйдос», 2002 – [Электронный ресурс] – www.eidos.ru/news/compet.htm.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1039

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке