Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Институты гражданского общества в Узбекистане – фактор обеспечения стабильности в условиях обновления и модернизации страны»

В настоящее время Узбекистан находится на закономерном этапе своего развития, который характеризуется как период активного реформирования и модернизации страны.

Достоин внимания тот факт, что поставленные основные цели и задачи опираются на дальновидный, с точки зрения модернизации страны, принцип «От сильного государства – к сильному гражданскому обществу», который начал широко реализовываться с первых дней независимости. В этой связи, как отмечает глава нашего государства, «Основной, ключевой задачей этого периода реформирования нашей государственной системы должен стать последовательный и поэтапный переход от сильного государства, которое было объективно необходимо в условиях переходного периода и становления национальной государственности, к сильному гражданскому обществу» [1, с. 25].Таким образом, меры по углублению демократических преобразований в Узбекистане можно охарактеризовать так: поэтапное продвижение от сильного государства к сильному гражданскому обществу, в котором человек, его права, свободы и убеждения являются высшим приоритетом. При этом глава нашего государства подчеркивает эволюционный характер развития государственно-правовой и политической системы страны.

Поэтому важнейшим направлением углубления демократических реформ в Узбекистане стало последовательное формирование основ гражданского общества и реализация вышеуказанного принципа. В стране реализуется целый комплекс проектов и программ, направленных на создание условий для свободного функционирования и развития политических партий, негосударственных некоммерческих организаций, независимых средств массовой информации, органов самоуправления граждан и других институтов гражданского общества.

Расходы государственного бюджета на социальную сферу в течение 1993-2011 годов постоянно росли и сейчас на образование, к примеру, приходится более трети всех расходов бюджета. Президент Узбекистана И.А. Каримов в своем докладе «В общем, в течении 2005-2010 годах были построены и реконструированы более чем 7 тысяч 800 общеобразовательных заведений, почти 1 тысяча 500 коллежей и академических лицеев. Лишь только в 2010 году более чем 2 тысячи 300 школ, коллежи и академические лицеи были оснащены компьютерной техникой и мультимедией» [2, с. 17].

Средняя продолжительность жизни в Узбекистане увеличилась с 70 лет в 2001 году до 73 лет в 2011 году, а также резко сократились показатели смертности матерей и детей. Согласно ежегодному докладу Программы развития ООН, в Узбекистане, наряду с такими странами как Дания, Япония, Швеция, Бельгия, Чехия, Норвегия, Словакия и Финляндия, наблюдается наименьшее имущественное неравенство между слоями населения. За последнее время в Узбекистане осуществлен ряд серьезных шагов по реформированию и повышению открытости общества: успешное формирование и организация функционирования двухпалатного парламента; осуществление активной законотворческой деятельности, а также либерализация судебно-правовой системы; своевременное представление отчетов и рассмотрение национальных докладов во всех конвенционных органах ООН по правам человека; пропагандируются и опубликованы более 100 международных документов по правам человека на узбекском языке.

Как отмечал Президент И.А. Каримов, каждый проходит свой путь по-своему. Узбекистан осуществляет свои действия в соответствии с мышлением, многовековым образом жизни нашего народа, основываясь и строго соблюдая фундаментальные принципы демократии.

Гражданское общество укрепляется по мере появления, увеличения и упрочения свойственных его структуре элементов, возникающих в форме негосударственных некоммерческих организаций. Они создаются по инициативе самих граждан, как говорится, «снизу», на добровольной основе в соответствии с интересами, склонностями и устремлениями учредителей. Их автономность проявляется в независимости от государственных структур, самоуправленческой деятельности, направленной на выполнение задач, предусмотренных внутренними правилами. Это – яркий показатель действительной демократичности гражданского общества.

Неправительственные организации имеют следующие отличительные особенности: «Во-первых, они действуют на основе широких демократических принципов, не ограниченных политическими, этническими  и конфессиональными рамками; во-вторых, неправительственные организации не могут быть механизмом стремления к политической или иной власти; в-третьих, неправительственные организации не преследуют целей материального обогащения» [3, с. 12].

Активная и полезная деятельность неправительственных организаций, число которых в Республике Узбекистан постоянно увеличивается, является благоприятным фактором развития демократического государства. Быстрый их рост свидетельствует о значительной активизации гражданской инициативы в стране, демонстрирует появление возможностей использования неформальных механизмов для отстаивания интересов тех или иных слоев общества.

Практика многих демократических стран свидетельствует, что увеличение потенциала гражданской активности, который мог бы быть использован в поддержку тех или иных преобразований, достигается, прежде всего, путем усиления роли неправительственных формирований в жизни общества. Активное их участие в решении важных политических, социально-экономических и духовных проблем зависит, в конечном счете, от их правового статуса, объема их прав в соответствующих сферах.

Роль негосударственных организаций в решении социальных проблем велика. Им удается в избранной сфере деятельности достичь таких высоких результатов, добиться которых не всегда оказывается под силу государственным структурам.

В то же время в Узбекистане отдают себе отчет в том, что широкое развитие институтов гражданского общества – это не отдельные мероприятия, не разовый акт и не одномоментные акции. Это – системная, глубокая, трудная и последовательная деятельность, которая должна тесно увязываться с историей, национальными ценностями и традициями, менталитетом и укладом жизни населения.

Процесс становления и развития гражданского общества непосредственно связан с развитием и повышением политического сознания, правовой культуры населения, общества в целом, его стремлением неуклонно и последовательно двигаться на пути демократического обновления и утверждения общедемократических ценностей.

Прежде всего, уместно остановиться на законе «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций». Основная цель данного закона заключается в обеспечении гарантий создания негосударственных некоммерческих организаций и их деятельности, защиты их прав и законных интересов, расширении социального партнерства и совершенствовании механизма государственной поддержки таких организаций. Государственные гарантии по обеспечению и поддержке деятельности негосударственных некоммерческих организаций определяются в отдельных статьях законопроекта.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Согласно Закону государство путем предоставления субсидий, грантов и государственных заказов поддерживает деятельность негосударственных некоммерческих организаций. Государство ответственно также за поддержку общественного контроля негосударственных некоммерческих организаций. В законе определены гарантии свободы деятельности негосударственных некоммерческих организаций. В частности, они могут заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом, в соответствии со своими целями, определенными в уставе.

Ведется работа над такими законами, как «О гарантиях деятельности органов самоуправления граждан» и «О благотворительности». Нужно отметить, что институты гражданского общества должны служить утверждению идей, исторически присущих народу Узбекистана, таких, как политическая стабильность и межнациональная, межрелигиозная и межкультурная толерантность, во имя утверждения демократических ценностей и навыков.

В целом, исходяизвышеприведенногоанализав данной статье, можноконстатироватьследующее:

Поэтапно проводимые в Узбекистане реформы и демократические преобразования являются гарантом политической и социально-экономической стабильности и свидетельствуют о правильности выбранного республикой курса демократического развития.

Общественно-политическая стабильность является основной базой и условием динамичного и поступательного развития общества в период политического обновления и модернизации, интегрирования его в мировую систему.

Общепризнанные принципы гражданского общества в условиях политического обновления и модернизации реализуются в Узбекистане последовательно и постепенно. Опора на традиции, умелое их использование способствуют устойчивости общества в эпоху демократических реформ и преобразований. Демократические институты гражданского общества должны отражать менталитет, особенности традиций и культуры нашего народа.

Упрочение гражданского общества в Узбекистане и тем самым политической стабильности, напрямую связано с повышением роли неправительственных общественных организаций, с тесным взаимодействием их с государственными органами.

Список литературы:

Каримов И.А. Узбекистан: 16 лет независимого развития. Т.: Узбекистан, 2007. –25 с.

Каримов И.А. «Барча режа ва дастурларимиз ватанимиз тараққиётини юксалтириш, халқимиз фаровонлигини оширишга хизмат қилади.Т.: Узбекистан, 2011. –17 с

Саидов А.Х. Гражданское общество, неправительственные организации и закон. Опыт Узбекистана. – Т.: Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека, 1998. –12 С.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

483

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке