Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Интеграция основного и дополнительного образования как условие повышения качества перевоспитания трудных подростков»

В настоящее время предупреждение и преодоление трудновоспитуемости становится актуальной проблемой общеобразовательной школы [1, с. 29; 2, с. 5]. Существовавшая система предупреждений правонарушений и асоциального поведения несовершеннолетних, включавшая различные виды воспитательного воздействия, либо просто перестала существовать, либо стала отставать от тех явлений и процессов, которые происходят в среде подростков, и, как следствие этого, утратила готовность противостоять различным негативным явлениям [3, с. 15].

Решать данную проблему можно в условиях интеграции основного и дополнительного образования, где каждая из сторон, выполняя свои функции и решая собственные задачи, преследует общую цель – коррекцию поведения девиантных подростков.

Организованный нами педагогический эксперимент осуществлялся на базе МОУ гимназия № 3; МОУ СОШ № 6 и № 83 г. Волгограда.

В эксперименте (констатирующий этап) приняли участие подростки в возрасте от 11 до 14 лет в количестве 285 человек.

Изучение структуры интересов и потребностей учащихся показало, что с возрастом происходит потеря интереса к социально значимым видам деятельности, но возрастает тяга к просмотру видеофильмов, прослушиванию музыки, бесцельному времяпрепровождению.

Одной из отрицательных наклонностей, проявляющейся у школьников уже в 11-12-летнем возрасте, является приобщение к курению и употреблению спиртного. Если у младших подростков эти негативные тенденции выявлены в среднем у 7,7%, то в 13-14 лет – у 17%.

Из бесед с учителями нами выявлено, что по сравнению с 11-летними подростками, в 12-13-летнем возрасте значительно ухудшается поведение подростков, что проявляется в прогулах, сквернословии, не обоснованной агрессии по отношению к одноклассникам и педагогам, отмечаются противоправные действия (кражи, драки и т. д.).

Таким образом, нами выявлено, что коррекционно-профилактическую работу целесообразно начинать в младшего подросткового возраста.

В этой связи на основании результатов опроса классных руководителей нами были выявлены подростки (юноши) 11-12-летнего возраста, характеризующиеся слабой успеваемостью, прогулами, наличием явных признаков агрессии, повышенным количеством нареканий со стороны администрации и учителей школы (в количестве 19 человек), которым было предложено заниматься в учреждении дополнительного образования Центре «Пост № 1», в детском объединении «Допризывник».

Образовательная программа «Допризывник», срок реализации которой составил 2 года, была рассчитана на 216 учебных часов в год (при 3-х разовых занятиях в неделю по 2 академических часа) и включала следующие разделы: строевая подготовка и уставы Вооруженных Сил РФ, огневая подготовка, тактическая подготовка, гражданская оборона, общефизическая подготовка с элементами общевойскового рукопашного боя. Занятия проводили офицеры Вооруженных сил в отставке, а также сотрудники отдела специального назначения УФСКН России по Волгоградской области.

Вместе с тем, подростки принимали активное участие в торжественных мероприятиях, посвященных празднованию знаменательных дат (День Победы, День начала и окончания Сталинградской битвы и т. д.), благотворительных акциях, поездках в воинские части (дислоцированных на территории Волгоградской области), спортивных соревнованиях.

В период реализации образовательной программы в УДО Центре «Пост № 1» в общеобразовательной школе педагогами и администрацией осуществлялась работа в следующих направлениях:

1.  Работа с родителями девиантного подростка.

2.  Работа с девиантным подростком на основе доверия (авансированного или заслуженного), которая предполагала работу трудных подростков в качестве помощников учителей ОБЖ и физической культуры, оказание помощи другим подросткам по предмету ОБЖ, оказание шефской помощи учащимся младших классов при подготовке к конкурсу «Статен в строю, силен в бою», участие в составе сборной команды школы в соревнованиях, военно-патриотической игре «Орленок» и т. д.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

3.  Индивидуальные занятия с подростками по наиболее отстающим предметам.

В течение 2009-10 и 2010-11 учебных годов педагогами Центра дополнительного образования «Пост №1», сотрудниками общеобразовательных школ и трудными подростками совместно были подготовлены и проведены конкурс «Строя и песни», встреча с сотрудниками отдела специального назначения УФСКН по Волгоградской области, акция «Скажи наркотикам – нет», шоу-программа «Армейский магазин».

В летний период, подростки с девиантным поведением имели возможность стать участниками оборонно-спортивной профильной смены «Постовец», где им была оказана психолого-педагогическая поддержка.

Для определения качества коррекционно-профилактической работы с девиантными подростками, нами в начале и в конце педагогического эксперимента был проведен сравнительный анализ показателей, характеризующих уровень агрессии (методика А. Басса – А. Дарки), склонность к риску (тест-опросник Г. Шуберта), потребность в ощущениях (опросник М. Цукермана) подростков, составивших экспериментальную группу (n = 19) и благополучных подростков (n = 37). Кроме того, нами были получены данные социометрических исследований взаимоотношений в классе, в результате которых был определен социальный статус трудных подростков.

Полученные данные в начале эксперимента свидетельствуют о наличии достоверных межгрупповых различий между подростками контрольной и экспериментальной групп по ряду показателей (табл. 1).

Таблица 1Сравнительный анализ показателей личностных особенностей подростков (X±m)

Выявлено, что подростки экспериментальной группы достоверно отличаются от своих сверстников по показателям физической, косвенной (p<0,05) и вербальной агрессии (p<0,01), они в большей степени склонны к риску (72% испытуемых имеют высокий уровень склонности к риску), чем благополучные подростки (p<0,001) и имеют повышенную потребность в ощущениях, рискованных авантюрах и мероприятиях (p<0,01).

В результате проведения формирующего эксперимента у подростков экспериментальной группы произошли существенные изменения по всем изучаемым показателям.

Анализ динамики показателей подростков экспериментальной группы свидетельствует об уменьшении всех видов агрессии. Так, показатели физической агрессии уменьшились у девиантных подростков на 15,6%, косвенной агрессии – на 24,6%, вербальной – на 12,4%, что свидетельствует о снижении у испытуемых количества агрессивных и враждебных реакций, склонности к оппозиционному поведению.

Сравнительный анализ показателей подростков контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента свидетельствует об устранении имевшихся ранее различий. Вместе с тем, определенный интерес представляет тот факт, что если в конце эксперимента были устранены различия в показателях физической и косвенной агрессии за счет снижения ее уровня у подростков экспериментальной группы, то в показателях вербальной агрессии различия устранены, в том числе и за счет повышения значений ее уровня у подростков контрольной группы.

Результаты сравнительного анализа показателей склонности к риску и потребности в ощущениях подростков контрольной и экспериментальной групп в конце педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что подростки с девиантным поведением приблизились по своим результатам к своим благополучным сверстникам (р>0,05).

В экспериментальной группе среднегрупповые значения по тесту Г. Шуберта снизились на 10,9%, а по опроснику М. Цукермана — на 20,2%. Так, если в начале эксперимента 72% девиантных подростков имели высокий уровень склонности к риску, то в конце эксперимента у большинства подростков (59%) был зарегистрирован средний уровень тревожности, что свидетельствует об умеренной склонности к риску, уверенности в себе, об умении рисковать взвешенно, при достаточно высокой вероятности успеха.

Аналогичная картина выявлена нами в показателях потребности в ощущениях. В начале эксперимента большинство подростков с девиантным поведением (79%) демонстрировали высокий уровень потребности в рискованных авантюрах и мероприятиях, бесконтрольное влечение к острым ощущениям и впечатлениям. В конце формирующего эксперимента нами выявлено значительное увеличение числа подростков, имеющих средний уровень потребностей в ощущениях, что свидетельствует об умении контролировать свои потребности, об умеренности в их удовлетворении.

Вместе с тем, результаты социометрических исследований позволяют нам заключить, что в результате формирующего эксперимента изменился социальный статус подростков экспериментальной группы, которые в начале эксперимента были отнесены одноклассниками в группу «непопулярных». В конце эксперимента большинство подростков (79%) имели средний статус, а 5% — высокий, что свидетельствует о нормализации их отношений со сверстниками.

Кроме того, из результатов опроса учителей общеобразовательных школ в конце эксперимента следует, что у подростков экспериментальной группы в целом улучшилось поведение, снизилось количество нареканий, повысилась успеваемость.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Таким образом, подводя итог проведенным исследованиям, можно констатировать, что интеграция работы учреждений основного и дополнительного образования военно-патриотической направленности по педагогической коррекции девиантного поведения способствовала снижению у подростов показателей агрессии, склонности к риску и острым ощущениям, повысила их уверенность в себе, активность и инициативность, явилась эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками. Вместе с тем, у данных подростков отмечены улучшение успеваемости и поведения.

Список литературы:

1.            Антонова Л. Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен // Педагогика. 2010. № 9. С. 28-33.

2.            Бондаревская Е. В. Антикризисная направленность современного воспитания // Педагогика. 2007. № 3. С. 3-14.

3.            Савина Н. Н. Креативная педагогика для «трудных»: Монография. Новосибирск, 2008. 380 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

505

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке