Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Использование экологических зон по укреплению здоровья дошкольников»

«Забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя, а во главе педагогических мероприятий, должна  стоять забота  об  укреплении здоровья ребенка» В.А.Сухомлинский [10,с. 26].

Помощь в написании статьи

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического, интеллектуального, нравственного и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Величайший немецкий философ Шопенгауэр сказал: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля» [1,с. 45].

По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека  — это полное физическое, психическое и социальное благополучие при отсутствии заболеваний. Такое благополучие в свою очередь обеспечивается комплексом внешних и внутренних факторов [10,с.17]. Соответственно различают физическое, психическое и социальное  здоровье. Физическое здоровье — состояние органов и систем органов, жизненных функций организма (полное физическое благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов). Психическое здоровье – и состояние психики,  характеризующееся общим душевным равновесием. Социальное здоровье  – понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.

Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду.

Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Нельзя не согласиться с Амосовым Н.М. который утверждает, что «…сегодня с особой очевидностью необходима для нормального существования общества полноценная, многообразная, саморегулирующая среда. Именно она является важнейшим фактором духовного становления и совершенствования личности, ее идеалов, интересов, потребностей» [1, с.47].

В настоящее время дошкольные учреждения все чаще обращаются к нетрадиционным условиям в воспитании и обучении детей, считая их наиболее эффективными, а главное интересными.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней, а затем через это чувство и трудолюбие, заботу об окружающей среде, о своем здоровье поможет предметно-развивающая среда детского сада, где содержатся комнатные растения и животные, и другие объекты.

Согласно новым требованиям Санитарно-эпидемиологических правила и нормативов (СанПиН) изменились современные требования  к организации экологических зон, изменился состав природных объектов в уголках природы: они стали более разнообразными по своему содержанию и безопасными по отношению к здоровью детей. В отдельных помещениях или в отдельно выделенных местах возможна организация уголков и комнат природы, фитоогорода, фитобара и других. При их организации соблюдают следующие требования: животные и растения должны быть безопасны для детей и взрослых;

недопустимы больные, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные, а также ядовитые и колючие растения;

животных принимают с разрешения органов ветеринарного надзора (постановка на учет, своевременные прививки, гигиенические процедуры);

недопустимо принимать бродячих животных;

уборка за животными и уход за растениями осуществляется ежедневно и только персоналом дошкольной организации. Полив растений могут осуществлять дети.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Комнату природы оборудуют подводкой горячей и холодной воды, канализацией, стеллажами для хранения инвентаря и корма. Корма для животных следует хранить в местах, недоступных для детей.  Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается  [6,с.8].

Экологическая  среда должна   соответствовать и педагогическим требованиям: предоставить ребенку свободу, оказать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье;

среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой;

природные зоны выполняют определенную функцию в создании комфортной обстановки для дошкольников.

В экологических зонах создаются комфортные условия для объектов природы обязательно с учетом положительного воздействия на здоровье детей.  Они удовлетворяют свои физические и эмоциональные интересы, что является основой здорового образа жизни и развития ребенка: в экологической комнате можно проводить исследовательскую работу, непосредственно образовательную деятельность, в уголке природы – наблюдения, самостоятельные игры, уход за растениями. В зоне релаксации дети отдыхают.

Альпийская горка — фрагменты природных и культурных ландшафтов, элементарные архитектурные сооружения, которые используются для игр, наблюдений, экскурсий, проведения фольклорных праздников и уход за растениями. Также может служить местом отдыха и релаксации, укрепляя эмоционально-познавательную сферу ребенка.

Детская лаборатория создается для повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). Экспериментальная зона дает возможность каждому ребенку самостоятельно исследовать, общаться  природой, заниматься по каждой теме, так как во время коллективного занятия в экологической комнате ограничено, а многие дошкольники хотят продолжить экспериментальную работу. Дети приобретают навыки самостоятельность, в соответствии с возрастом происходит интеллектуальное развитие. [8,с. 123].

Зимний сад создают для формирования у детей познавательного интереса, для проведения оздоровительных упражнений, отдыха, самостоятельных игр.

Зимний сад оказывает релаксационное воздействие на детей.

Музеи природы играют большую познавательную и воспитательную роль. Они могут создаваться коллективом детей, родителей и воспитателей. Немаловажное значение имеет представление семейных экспонатов, собранных детьми вместе с родителями (коллекции марок, камней, открыток о природе), что учит детей общаться, сопереживать совместные радости и неудачи тем самым способствуя  социализации ребенка. Каждый семейный экспонат должен быть снабжён этикеткой с фамилией и именем ребёнка и местом где экспонат найден. В музеях  дошкольных учреждений, как и в коллекциях экологического класса не должно быть чучел животных.

Фитобар, здесь под музыку в игровой форме «Ребенок-бармен», угощает «посетителей» (детей группы) «волшебным чаем здоровья» — заваренным мятой, шалфеем, шиповником и другой душистой, полезной травой. Чесночные букетики украшают фитобар и ароматизируют помещение всей группы (по согласованию с медицинскими работниками)  [7,с.23].

Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Объекты тропы дают большие возможности для сенсорного развития детей, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр,происходит развитие эмоциональной сферы ребенка. Здесь осуществляется просветительная работа с сотрудниками и родителями. Организуется физическая активность детей на огороде, на экскурсиях, в подвижных играх на воздухе.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Одной из главных задач дошкольного учреждения – укрепление психологического здоровья детей. Способность эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям ее красоты и неповторимости – залог психологического здоровья .

Цветотерапия – цвет это важнейший элемент интерьера. Именно гармоничное сочетание красок в окружающей среде ребенка лежит в основе его комфортного существования. В.М. Бехтерев писал, что «умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры».

У каждого цвета свои специфические свойства и сила. Теплые цвета (от красного до желтого) повышают давление, мускульное напряжение, учащают пульс, дыхание, увеличивают скорость движения, вызывают беспокойство. Холодные цвета (спектр от фиолетового до сине-зеленого) понижает давление, уменьшают частоту дыхания, снимают напряжение, при длительном воздействии вызывают печаль, усталость, утомление. Статичные цвета (спектр зеленый, желто-зеленый, оливковый) уравновешивают, способствуют релаксации, благоприятствуют концентрации внимания. Пастельные тона (малонасыщенный – салатный, серо-голубой, лиловый) стремятся к стабильности и гармонии. Черный цвет подавляет, вызывает тоску, страх, угрюмость. Цвет воздействует на эмоциональный настрой человека независимо от того, ощущает это сам человек или нет.

Жёлтый цвет – цвет радости и оптимизма. Он имеет способность укреплять нервную систему и зрение. Если долго смотреть на жёлтый цвет, то плохие мысли скорей покинут голову.

Зелёный цвет хорош при переутомлении и головной боли. Ему также дано стабилизировать кровяное давление и усмирять нервные срывы, бороться с хронической усталостью.

Природное окружение в дошкольном учреждении своим многоцветием красок оказывает благоприятное влияние на физическое и психическое состояние дошкольников.

Фитодизайн – научно обоснованное введение растений в интерьеры с учетом их биологической совместимости с условиями среды и положительного влияния на здоровье людей. Растения способны активно удалять из атмосферы замкнутых пространств летучие органические соединения, вредные для человека. Кроме того растения выделяют кислород и повышают влажность воздуха, что особенно важно во время отопительного сезона. Знание общих закономерностей ощущений, вызываемых различной цветовой гаммой поможет педагогу в использовании растений, в частности цветов, как средства профилактики и коррекции тех или иных психофизиологических отклоне­ний у детей. Например, цветы с ярко-красной окраской (гвоз­дики, тюльпаны, пионы, флоксы) рекомендуется сочетать с занятиями, требующими активной умственной деятельности. Они способствуют быстрому повышению работоспособности. Их полезно вносить в конце недели или дня для профилакти­ки утомления.

Цветы, имеющие розовую окраску, такие как розы, астры, левкои, герань, алтей противостоят меланхолии. Для поднятия настроения, преодоления депрессии, вялости рекомендовано вводить в интерьер оранжевые цветы — календулу, настурцию, красноднев,  оказывающие  тонизирующее  воздействие.

При работе, требующей значительного напряжения, не­обходимо периодически переключаться на цветы с желтой и золотой окраской (золотарник, топинамбур, золотой шар, хризантема, рудбекия). Это предотвращает утомление глаз.

Комнатная зелень создаёт положительные эмоции, осо­бенно зимой. Композицию из цветов, имеющих синий и голу­бой оттенок (васильки, колокольчики, незабудки), применяют при использовании элементов психогимнастики. Это способ­ствует более быстрому мышечному расслаблению, хорошему сну, восстановлению работоспособности. Присутствие фио­летовых цветов (дельфиниум и т.д.) усиливает процессы регенерации .

Зоотерапия – общение ребёнка с животными и птицами, что благотворно влияет на его психическое состояние, воспитываются социально-значимые качества — заботливость, сопереживание, ответственность и др. В конце XX в. ученые подтвердили, что общение со здоровым животным порой более целебно, чем новейшие лекарства. Профессор В.Д. Ильичев считает, что пение птиц приводит в равновесие все процессы, происходящие в человеческом организме. Поэтому так важно создать детям условия для общения с домашними питомцами. Кроме того, полезно иметь записи  птичьих  голосов   и   регулярно   прослушивать   их   вместе   с  детьми.

Звукотерапия. Звуки воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка, выступает регулятором жизненных ритмов [3,с.98]. Звукотерапия (слушание звуков природы: журчание ручейка, плеск воды в фонтане, голосов птиц и животных, звуков дождя и т.д.), оказывают релаксационное воздействие на нервную систему ребенка.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Создание  комфортного психологического микроклимата является одним из  направлений в работе с детьми. Всем педагогам необходимо включать в свою работу игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы и игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций, используя при этом средства природы.

Эстетотерапия – любование красотой природы, получение удовольствия от общения с ней.  Этот метод используем во все времена года, как во время обучения, так и во время прогулок, экскурсий, и т.д., оказывает благоприятное воздействие на эмоциональную сферу ребенка.

Участок детского сада должен быть не только красивым, но и полезным для всестороннего развития детей.

Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на  эмоциональное состояние детей, вызывает у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями, дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию. Это создает благоприятные условия для развития интереса к окружающему.

Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может проявиться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольников правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формах отношения к ней.

Важными условиями возникновения у детей сложных эмоций и чувств являются взаимосвязь эмоциональных и познавательных процессов – двух наиболее важных сфер психического развития дошкольников. А способность эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям ее красоты и неповторимости – залог нравственного здоровья [9, с.26].

Охрана жизни, здоровья дошкольников предполагает, прежде всего, исключения воздействия неблагоприятных факторов на физическое и психическое состояние ребенка. Положительные эмоции создают радостное настроение, стимулируют жизненный тонус, повышают активность ребенка.

Таким образом, экологическое воспитание в частности эколого-развивающая среда, играет немаловажную роль в достижение поставленной цели: сохранение и  укрепление  физического  и  психического  здоровья  детей.  Ведь  общение  с природой в практической повседневной жизни – это прямой путь к сохранению и укреплению здоровья.

Список литературы:

Амосов Н.М. Раздумья о здоровье.2-е изд. / Н.М. Амосов. — М.: Молодая гвардия, 1979. — 191с.

Антонов Ю.Е Здоровый дошкольник  /Ю.Е Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина  М., 2003. – 144 с.

Баранов А. Состояние здоровья детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание №9 2009.

Береснева З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/  З.И Береснева — М.: Сфера ТЦ, 2008. – 32 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие / Т.Л Богина  – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 112 с.

Кудрявцев В., Бузина М. СанПин Документ и реалии жизни //Дошкольное воспитание №7 2007 с. 6.

Макарова З. Ширванова О. Фитотерапия и ароматерапия в дошкольных учреждениях //Дошкольное воспитание №1 2007 с. 30.

Николаева С.Н. Юный эколог / С.Н. Николаева – М., 1995. — 250 с.

Оздоровительная работа в ДОУ: нормативно-правовые документы, рекомендации / авт. сост. М.С. Горбатова. – Волгоград: Учитель, 2008. –    428 с.

Петровский В.А., Построение развивающей среды в дошкольном    учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина – М., 1996. – 170 с.

Система работы по формированию здорового образа жизни / сост. О.И. Бочкарева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. – 96 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

392

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке