Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Использование уровневой технологии при проведении лабораторных работ по количественному анализу с целью формирования ключевых компетенций»

Проблема проектирования содержания образования приобрела сегодня особую актуальность. Основу новой структуры ценностей составляет позиция, которую можно назвать компетенцией. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности — знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность — это, прежде всего, общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум.

Компетенция не может быть определена через определенную сумму знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Компетенция одновременно тесно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности. Специфика педагогических целей по развитию общих компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, с точки зрения эффекта его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта. Что бы педагог ни делал, в итоге он формирует и развивает у обучающегося способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как ее субъектом. Совершенно ясно, что такое самоуправление может состояться только в том случае, если у обучающегося будет сформирована соответствующая регуляторная основа его деятельности, а именно понятийная основа — формирование знаний и понимания окружающей действительности, эмоционально-ценностная основа — формирование отношений личности к окружающему миру и другим людям, операциональная основа — формирование умения действовать с объектами окружающей действительности.

В настоящее время наблюдается тенденция к повышению требований к школьному, среднеспециальному и высшему образованию, прежде всего – к его эффективности. В связи с этим в педагогический процесс внедряются разнообразные педагогические технологии, среди которых личностно ориентированная технология – разноуровневое обучение. Данная технология может быть использована на уровне конкретных учебных заведений, работающих в данном направлении, на уровне отдельных классов, а элементы разноуровневости могут быть использованы на разных этапах урока [2].

Внедрение разноуровневости в педагогический процесс позволяет применить индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся, имеющий огромное значение, так как в любом учебно-воспитательном процессе преподавателю приходится работать с индивидуальностями, с обучающимися, различающимися своими потребностями, склонностями, возможностями, интересами, потребностями и мотивами, особенностями темперамента, мышления и памяти. При этом создаются педагогические условия для включения каждого в деятельность, опирающуюся на уровень актуальности и соответствующую зоне его ближайшего развития, обеспечивающую ему достижение уровня усвоения материала программы в соответствии с его познавательными возможностями, способностями, но не ниже минимального уровня (государственный общеобязательный стандарт образования специальности – ГОСО РК).

При изучении химических дисциплин согласно ГОСО РК лабораторные работы являются общеобязательной формой аудиторных учебных занятий. Активное познание в области химии может быть реализовано при проведении студентами различных видов эксперимента [3]. Целью нашей работы является разработка комплекса разноуровневых инструктивных карт для выполнения лабораторных работ по предмету «Аналитическая химия» для специальности «Химическая технология органических веществ». Данная дисциплина является элективной (курс по выбору), имеет относительно небольшой объем часов (2 кредита, 90 часов). Имеющиеся на данный момент учебные пособия и лабораторные практикумы предлагают только один вариант описания лабораторной работы. Для всех лабораторных работ были сформированы инструктивные карты трех уровней сложности. Перед выполнением каждой лабораторной работы проводится входной контроль знаний, результаты которого определяют первоначальный уровень сложности используемой инструктивной карты. После выполнения лабораторной работы студенты выполняют разноуровневые контрольные задания и проводится итоговое тестирование (выходной контроль) для определения степени овладения базовыми умениями и навыками, т. е. сформированности ключевых компетенций.

В качестве примера приводим краткое описание инструктивных карт к лабораторной работе по теме «Кислотно-основное титрование»:

1.  Инструктивная карта первого уровня сложности содержит подробную пошаговую инструкцию хода лабораторной работы, теоретические основы метода, предполагает определение концентраций уже готовых растворов.

2.  Инструктивная карта второго уровня сложности детализирует ход работы в меньшей степени, теоретические основы метода не приводятся, предполагает знание расчетов для приготовления растворов, приводятся формулы для расчетов результатов.

3.  Инструктивная карта третьего уровня сложности содержит краткое описание хода анализа, предполагает знание расчетов для приготовления растворов и результатов анализа (расчетные формулы не указываются) [1].

Краткое описание инструктивных карт приведено в таблицах 1, 2:

Таблица 1

Стандартизация раствора соляной кислоты по тетраборату натрия

Таблица 2

Определение содержания гидроксида натрия и карбоната натрия

при их совместном присутствии.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Таким образом, использование инструктивных карт с повышающимся уровнем сложности при выполнении лабораторного практикума приводит к формированию компетенций, которые позволят выполнять работы по количественному анализу в любой дисциплине.

Список литературы:

1.            Дорохова Е. Н., Прохорова Г. В. Задачи и вопросы по аналитической химии. Москва «Мир»,2001.

2.            Иванова И. Г. Использование модульной и уровневой технологии обучения школьников // Научно-методический журнал «Химия. Методика преподавания в школе», № 7, 2002 , С. 77-80.

3.            Толкачева Т. К., Политова С. И., Турлакова Е. Ф. Уровневая дифференциация – потребность времени. // Химия в школе, № 8, 2000, С. 15.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

381

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке