На занятиях по «Экология и безопасность жизнедеятельности» в разделе «Физиолого — гигиенические основы труда и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности» в Набережночелнинском государственном педагогическом институте нами было проведено исследование «Влияние компьютера на интеллектуальное развитие и физическое здоровье учащихся». Исследование проводили студенты второго курса естественно — географического факультета совместно с преподавателем. Цель работы заключалась в том, чтобы выяснить, как владение персональным компьютером (ПК) влияет на получение знаний (в том числе по экологическим дисциплинам) и здоровье студентов. Задачами исследования являлись: 1) подбор литературы по исследованию; 2) составление плана проведения эксперимента; 3) выбор категории респондентов; 4) проведение мониторинга учащийся молодежи, работающей с компьютером; 5) составление отчета.
Всего в работе приняли 78 студентов разных факультетов педагогического института г. Набережные Челны: филологический, иностранный, математический, естественно-географический. Нами были заданы следующие вопросы и получены такие ответы [3, с. 147] (см. табл. 1):
Таблица 1.
Влияние компьютера на интеллектуальное развитие и физическое здоровье учащихся
Анализируя таблицу, наблюдаем, что персональный компьютер и Интернет — ресурсы на современном этапе обучения в педагогическом вузе имеют большое значение:
· студенты его используют при подготовке к занятиям 72 % (1 вопрос);
· стаж использования ПК у студентов очень высокий — 89 % (7 вопрос);
· по мнению студентов, положительного в использовании ПК больше (100 % — 3 вопрос), чем отрицательного (4 вопрос) — всего 23 % опрошенных студентов ответили, что компьютер отрицательно влияет на их здоровье и личное время;
· на шестой вопрос 93 % студентов ответили, что на сегодня не могут отказаться от услуг Интернет — ресурсов или просто зависят от него.
· На вопросы оздоровительного и интеллектуального характера студенты отвечали следующим образом:
· ответы на восьмой вопрос позволили выявить, что 93 % студентов не посещают или практически не посещают театры, библиотеки, музеи;
· девятый вопрос позволил выявить, что студенты не совсем понимают о том, сколько времени можно проводить за компьютером.
· ответы десятого вопроса, все — таки, подтвердили наши опасения — 49 % студентов испытывают дискомфорт после работы с компьютером;
· 10 % опрошенных студентов практически не бывают на свежем воздухе, все свободное время проводят с компьютером (11 вопрос);
· спортивные не посещают вообще 61 % студентов (12 вопрос), что говорит о том, что у данных студентов могут возникнуть впоследствии проблемы с дыхательной, сердечно — сосудистой и суставной системой организма;
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
· всего лишь 25 % опрошенных студентов посещают эколого — ориентированные сайты.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что процесс компьютеризации педагогического образования положительно оказывает влияние на формирование умений использования ПК и Интернет — ресурсов в образовательном процессе. Наряду с этим, следует отметить, что в настоящее время темпы внедрения информационных средств и информационной продукции в образовательные системы опережают процессы их психолого-педагогических исследований [2, с. 283] .
Список литературы:
Валиахметова Г.М. Компьютерные технологии обучения / Инновационные образовательные технологии в естественнонаучном образовании школы и вуза // мат-лы Всеросс. науч.-практической конф. Казань:ТГГПУ, 2010. — Ч. 1. — 420 с.
Новиков А.В. Информатизация юридического образования в вузовской системе профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере экономической безопасности Российской Федерации. Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2007. — 336 с.
Файрушина С.М. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин. Монография .Казань:РИЦ «Школа», 2008. — 172 с.