Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Исследовательская деятельность детей на занятиях по изучению родного края»

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неор­динарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.

Одной из эффективных форм работы по изучению природы родного края является исследовательская деятельность. Такой вид деятельности развивает у подрастающего поколения наблюдатель­ность, активность, добросовестность, порождает интерес к изучению конкретных краеведческих вопросов, ребята приобретают навыки научного и логического мышления. Также необходимо отметить, что изучение многих природных явлений и процессов происходит непосредственно на природе, а это немаловажно для поддержания интереса к учебному процессу.

Исследовательская деятельность является одним из методов проблемного обучения и предполагает наличие у учащихся высокого уровня подготовки, интеллектуального и творческого. Она сочетает в себе умение использовать теоретические и практические знания, наблюдать, фиксировать увиденные процессы и явления, планировать исследование, осуществлять эксперимент, моделировать, делать выводы и т. д.

Организация исследовательской деятельности подрастающего поколения способствуют решению следующих задач [1, с. 52]:

Развитию интереса, расширению и актуализации знаний;

Развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;

Созданию предпосылок для развития научного образа мышления;

Освоению творческого подхода к любому виду деятельности;

Формированию установки на престижность занятий научной деятельностью, фундаментальными науками;

Становлению сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами, учеными и специалистами;

Обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;

Формированию развивающей образовательной среды для ребенка;

Профессиональное самоопределение детей;

Получению предпрофильной подготовки;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Содержательной организации свободного времени детей.

Из всего многообразия видов исследовательской деятельности ребят выделяются три основных:

Теоретические исследования;

Прикладные, опытно-проблемные исследования;

Комплексные исследования по единой программе школьного мониторинга.

Исследовательская деятельность имеет ряд особенностей:

Она имеет проблемный характер и поисковую направленность;

Она имеет высокую степень достоверности и объективности;

Она представляет собой сочетание теоретических знаний в области различных дисциплин, краеведческой культуры и практических действий.

Исследовательская деятельность осуществляется в несколько этапов:

Подготовительный этап — изучение литературы, сбор предварительных данных об объекте исследования, подбор методик;
Экспериментальный этап — проводят системные наблюдения и эксперименты, собирают полевые данные, закладывают экспериментальные площадки и делают их описание;
Камеральный этап — обрабатывают полевые данные (математическая и аналитическая обработка данных), составляют таблицы, диаграммы, графики;
Аналитический этап — проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, закономерностей, краеведческих, экологических, географических проблем, составляются рекомендации и предложения;
Отчетный этап — составляется отчет по проведенному исследованию;
Информационный этап — ознакомление общественности с полученными результатами, предложениями и рекомендациями, участие в конференциях, семинарах различного уровня;
Практический этап — личное участие ребят в практической деятельности по охране природы родного края.

Объектами исследовательской деятельности учащихся могут быть природно-территориальные комплексы, ландшафты, экосистемы и процессы, в которых они участвуют, геоэкологические и экологические проблемы, возникающие в результате антропогенной деятельности и т. д.

Внеаудиторские практикумы по изучению природы родного края могут проходить в условиях, как природы, так и пришкольного участ­ка. И в том, и в другом случае оно проводится по двум направлениям. Первое — знакомство с объектом исследования. Второе — изучение, исследование объекта исследования [2, с. 187].

Для изучения и исследования родного края неизменной формой образовательно-воспитательного процесса остается экспедиция, которая может быть краткосрочной и долгосрочной, узкоспециализированной (в которой изучается конкретный объект или явление) и комплексной (в которой изучаются ландшафты или природно-территориальные комплексы; объекты и явления на определенной территории в совокупности, как единый функциональный организм).

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

По типу деятельности обучающихся экспедиции можно разделить на следующие группы: [3, с. 41]

Ландшафтно-ознакомительная экспедиция, основной задачей которой является знакомство обучающихся с наиболее характерными представителями флоры и фауны региона, типичными, преобладаю­щими сообществами, а также особенностями геологической и культур­ной истории данного региона. К такому типу экспедиции относятся рекогносцировочные поездки, экскурсионно-обзорные поездки, зональные практики, локальные экологические тропы;
Учебная практика, основными задачами которой являются: овладение основными навыками и умениями (методами) работы с биологическим материалом в условиях экспедиции, а также знакомст­во с основными особенностями экологии различных организмов, попу­ляций, видов, сообществ;
Научно-исследовательская экспедиция, основной задачей кото­рой является проведение исследовательских работ, имеющих научное, инновационное значение. Научно-исследовательская практика, как правило, является частью научной экспедиции специалистов, в которой участвуют как сотрудники научных учреждений, так и обучающиеся;
Комплексная экспедиция, сочетающая элементы всех предшествующих типов поездок.

Итогом любой экспедиции является то, что она повышает воспитательный и общий уровень культурного развития детей.

Организацию исследовательской работы детей выстраивается поэтапно. Целесообразно выделять следующие этапы такой деятельности:

подготовительный этап (до 7 лет);
развивающий этап (с 7 до 13 лет);
собственно исследовательский этап (с 14 до 18 лет).

Первый, подготовительный этап предполагает формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками, словарями и другим научным материалом. На этом этапе дети вовлекаются в активные формы учебной деятельности, а также формируется познавательный интерес, и выявляются наиболее способные к творчеству ребята.

Второй, развивающий этап подразумевает совершенствование у учащихся навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Дети этого возраста приобщаются к осмыслению научно-исследовательской деятельности.

Третий, собственно исследовательский этап является этапом осуществления непосредственной научно-исследовательской деятель­ности, в ходе которого ведется разработка проектов и тем исследова­тельских работ. Именно в этом возрасте происходит психологический перелом в формировании личности ребенка как взрослого, свободно мыслящего человека, способного формировать свое мнение по тем или иным вопросам и проблемам.

В исследовательском обучении весь процесс образования и воспитания строится как поиск новых познавательных ориентиров, дети обучаются самостоятельно, постигая ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Обучающиеся сталкиваются с новыми понятиями, явлениями, процессами и представлениями на практике, непосредственно на природе, прежде чем они излагаются на занятии. Им предоставляется право самостоятельно планировать свое исследование, подбирать методики, предполагать возможные результаты и делать выводы. Педагог должен чувствовать уровень подготовки ребенка и его готовность включиться в исследовательское обучение.

Список литературы:

Земскова Г. М., Семенова И. В. Управление исследовательской деятельностью учащихся через работу школьного научного общества // Методист. — № 9, 2011. — С. 51—57.
География и экология Волгоградской области: учеб.пособие для ср.шк. — 2-е изд., перераб.и доп. / авт.кол.; под общ.ред.проф. В. А. Брылева. — Волгоград: Перемена, 2005. — С. 191—195.
Моргун Д. В. Учебно-исследовательская экологическая экспедиция как средство повышения эффективности образовательного процесса // Методист. — № 4, 2008. — С. 41—43.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

625

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке