Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «История создания общественных музеев Тарского района (1960-е-2000-е гг.)»

В настоящее время в Тарском районе только Тарский историко-краеведческий музей (с отделами в с. Вставское, с. Екатерининское, с. Ермаковка) и Тарский художественный музей имеют статус муниципальных учреждений культуры, остальные музеи с точки зрения правового положения являются общественными.

Помощь в написании статьи

В данном сообщении была предпринята попытка дать общую характеристику общественных музеев Тарского района, и на примере школьных музеев в с. Атирка и с. Имшегал охарактеризовать их историю.

В настоящее время не существует данных о точном количестве общественных музеев в Тарском районе (в основном, это школьные музеи), поэтому автором была предпринята попытка выявить их общее число путем телефонных переговоров с сотрудниками школ района. Полученные результаты позволяют говорить о 22 музеях, расположенных в разных селах Тарского района. По типу, в основном, это историко-краеведческие музеи.

Одним из самых первых общественных музеев, который появился в Тарском районе, был Атирский школьный историко-краеведческий музей. Свою историю он ведет с создания в Атирской школе историко-краеведческого кружка под руководством Елизаветы Ефимовны Белоножкиной — учителя истории. Кружок был создан в 1962 г. после инспекторской проверки, возглавляемой П.П. Слиньковым, который покритиковал Е.Е. Белоножкину за то, что она как молодой историк не занимается исследованием своего края. С этого времени начали активно проводиться заседания «исторического кружка».

На одном из таких заседаний осенью 1966 г. была прочтена заметка в газете «Омская правда» о создании музея в р. п. Большеречье. По этому случаю в своем дневнике Е. Е. Белоножкина написала: «…на последней ракете я вместе с членами кружка и некоторыми педагогами отправились в Большеречье. Там встретились с Василием Семеновичем Апашиным, создателем музея, который в ходе оживленной дружеской беседы, дал мне множество полезных советов, заметки Радищева (к сожалению, не удалось установить, в какой форме эти заметки существовали), материал о кулацком мятеже в Колосовском районе и многие другие ценные сведения» [4, с. 1—2].

Эта поездка была осуществлена с целью — перенять практический опыт по организации музея. В результате поездки в Атирской средней школе (двухэтажное деревянное здание, построенной в 1962 г.) [7, с. 2]был создан музей в 1966 г. Инициаторам выделили комнату, в которой они вместе с Е. Е. Белоножкиной разместили стеллажи, сделанные собственными руками, расставили на них первые экспонаты. Из дневника Е. Е. Белоножкиной автор узнал, что музей хотели создать в Атирской церкви, которая располагалась на территории школы. Но осуществить задуманное не удалось, так как церковь была разрушена. Первая музейная экспозиция включала четыре раздела: «Жизнь и быт первобытных людей в доклассовом обществе», «Рабовладельческий строй», «Феодальная эпоха», «Великая Отечественная война» [4, с. 3—4].

Е. Е. Белоножкина в своем дневнике написала: «Школьный музей должен быть и должен стать центром воспитательной работы». Она также отметила, что музей работал на общественных началах. Работа музея строилась на основе самоуправления. Был создан Совет музея, в состав которого входило по 1—2 учащихся от каждого класса среднего и старшего звена. Председателем этого Совета назначался учитель, который вел подготовку планов работы, создавал экспозиции, организовывал походы, экскурсии, беседы, уроки и поддерживал связи с другими музеями. Секретарь Совета музея осуществлял поиск новых форм сотрудничества и вел переписку с другими музеями [4, с. 5].

Активно сотрудничал со школьным музеем Виктор Васильевич Захаренко, работавший в школе с 1957 г. Он был учителем немецкого языка, музыки, военным руководителем, имел звание старшего лейтенанта. В. В. Захаренко в таежном селе прослыл талантливым поэтом (написал стихи для гимна Атирской школы). Он пополнил Атирский школьный музей новыми предметами [8, с. 1—5].

В 1976 г. было сдано в эксплуатацию новое типовое здание школы, которое действует и в настоящее время, и в которое был перенесен школьный музей [7, с. 5]. В 1988 г. на заслуженный отдых вышла Е. Е. Белоножкина [4, с. 5-6], а в 1998 г. — В. В. Захаренко [8, с. 7]. Работу Е. Е. Белоножкиной и В. В. Захаренко продолжил Геннадий Иванович Ильенко, который в 1988 г. пришел в Атирскую школу после окончания исторического факультета Омского государственного педагогического института. Новый человек заинтересовался работой музея, и сам начал активно принимать в ней участие. Он не только продолжил работу по сохранению уже собранных экспонатов, но и приумножил их.

В сентябре 2003 г. было получено свидетельство о присвоении звания «школьный музей» Атирскому историко-краеведческому музею за большую поисково-исследовательскую, общественно-полезную работу, создание интересной экспозиции и успехи в патриотическом воспитании учащихся [6]. Г. И. Ильенко в марте 2004 г. принимал участие во 2-ой научно-практической конференции, посвященной памяти А.В. Вагановав. Здесь была представлена выставка предметов из музея Атирской школы, которая произвела большое впечатление на участников конференции, о чем было впоследствии написано в местной газете «Тарское Прииртышье» [12]. Вскоре после опубликования данной заметки (в ней было рассказано о ценных экспонатах Атирского школьного музея), неизвестными мужчинами была предпринята попытка кражи костей мамонта. К счастью, выпускникам Атирской школы 2003 г. удалось предотвратить акт воровства и вернуть школьному музею большую часть костей. Личности воров не установили, украденные кости и коллекцию колокольчиков в музей не вернули. В дальнейшем таких прецедентов не было. Данное происшествие говорит о незащищенности экспонатов Атирского музея. В Атирской школе имеется сторож, но он осуществляет лишь общий осмотр помещения школы, а не музея в отдельности.

В 2004 г. Г. И. Ильенко ушел на заслуженный отдых, но руководить музеем не прекратил [1]. В местной печати иногда появляются заметки об Атирском школьном историко-краеведческом музее. В частности в газете «Тарское Прииртышье» в январе 2008 г. была опубликована статья, названная «Хоттабыч из Атирки». Так журналист Владимир Глебов образно назвал Г. И. Ильенко, мотивируя это следующим образом: «Он, словно волшебник, умеет заставить говорить немые вещи и предметы. Повезло Атирке с музейщиком-подвижником. Мне показалось, он одновременно похож на древнегреческого мудреца Сократа и сказочного старика Хоттабыча» [10]. Г. И. Ильенко продолжал работу в музее до 2011 г. С марта 2011 г. и по настоящее время музеем руководит И. В. Терещенко — учитель русского языка и литературы.

В настоящее время музей занимает коридор для эвакуации при пожаре. Находится он на втором этаже в здании Атирской школы, отгорожен со всех сторон бетонными стенами и состоит из двух комнат общей площадью 72 м2. В конце второй комнаты имеется лестница, которая ведет на 1 этаж к выходу на улицу. Перспектив по расширению площади в будущем не наблюдается.

В музее представлены следующие разделы экспозиций: бонистика (коллекция денежных знаков, вышедшие из употребления); сфрагистика (предметы печати, оттиски, штампы); перидромофелия (коллекция проездных билетов); филателия (коллекция почтовых марок); фалеристика (коллекция орденов, медалей, наград); филофония (коллекция грампластинок); филумения (коллекция спичечных этикеток); филокартия (коллекция открыток, почтовых карточек); история школьного образования (летопись школы): директоры школы, история пионерского движения в школе, классная комната начала XX века, «Школа сегодня»; мир детства (игрушки); церковь и религия (иконы, богословские книги); орудия труда в сельском хозяйстве (глиняные горшочки, крынки и др.); коллекция изделий из стекла (промышленного, бытового, художественного); рукоделие (предметы вышивки, вязаные вещи) и ткацкое производство; военная история российского государства; палеонтология (кости мамонта и др.).

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

В настоящее время количество предметов основного фонда составляет более 3000 единиц хранения, а вспомогательного — более 2000. Сложилась традиция ежегодно открывать музей на вечере, посвященном встрече выпускников, где они могут вспомнить школьные годы. Поэтому в 2000-х гг. у учителя географии местной школы Кайни Жетнисовны Бекбулатовой появилась идея создать отдельную комнату музея, в которой была бы отражена история Атирской школы, биографии работавших здесь учителей, успехи выпускников и др. Эта идея была успешно реализована. В 2004 г. был образован музей «Летопись школы». Торжественное открытие его состоялось 7 февраля 2004 г. на вечере встречи выпускников, посвящённом 50-летию Атирской средней школы. Руководителем музея стала К.Ж. Бекбулатова, которая проработала в нем до 2008 г. С 2008 г. руководителем музея «Летопись школы» стала И. В. Терещенко [2].

Музей «Летопись школы» разместился в трех небольших комнатах общей площадью около 25 м2. Здесь представлены материалы по истории школы с. Атирка с 1898 г. до 2000-х гг., материалы о педагогическом коллективе Атирской школы 1950—1960‑х гг. (представлены краткие биографии учителей); даны краткие биографии выпускников школы, которые впоследствии стали ее учителями, а также представлены краткие биографии выпускников, которые добились профессиональных успехов в своей деятельности. Один из таких выпускников Г. Т. Солдатенко по своей инициативе создал календарь к знаменательной дате 2008 г. «Атирская школа-интернат» [5] и по почте прислал его из Украины к юбилею Атирской школы (110-летие со дня открытия). В данном календаре представлены краткие биографии некоторых выпускников школы, которые добились профессиональных успехов. В музее также представлены материалы по современному этапу в истории Атирской школы (2004—2012 гг.), представляющий собой подробный отчет о достижениях учеников и учителей Атирской школы с 2004 г. и по настоящее время. Данный раздел постоянно обновляется.

Открытие Имшегальского школьного историко-краеведческого музея состоялось 15 октября 1998 г. под руководством Антониды Степановны Уляшевой, хотя собирательскую работу начал Никита Афанасьевич Жангуров (учитель труда, рисования и черчения) еще в конце 1980-х гг. Собранные им предметы сначала находились в его деревянном доме. После сдачи в эксплуатацию нового здания школы в 1994 г., материалы Н. А. Жангурова были перенесены в эту новую школу. Чучела для отдела природы Н. А. Жангуров делал сам, а стену для этого отдела разрисовывал его сын — Г. Н. Жангуров [3].

Историко-краеведческий музей в Имшегальской школе расположился в двух небольших комнатах и представлен шестью разделами. На первом этаже находится комната со стендами, посвященными истории школы и ее выпускникам, стеллажом с фотографиями выпускников, страницами дореволюционного букваря и т. д. (раздел по истории школы), а также значительную часть занял раздел «Родная природа» с чучелами птиц и животных (37). В этом же помещении находится раздел «Солдаты Победы», включающий множество папок и альбомов с воспоминаниями женщин-тружениц тыла («Хлеборобы войны»), с биографиями погибших на фронте односельчан («Они погибли за родину», «Рядовые победы»). Ученики школы занимаются сбором сведений о царившей во время войны обстановке в с. Имшегал. Например, письмо бывшей жительницы села Н. И. Уляшевой с подробными ответами на вопросы учеников. На отдельном полке шкафа в музее разместились удостоверения к медалям и орденские книжки ветеранов войны. На стене разместился стенд с письмами с фронта, похоронками, ответами на запросы из архива армии («Я пишу…последнее, быть может…»), другой стенд посвящен тем, кто не вернулся с фронта («Они погибли за Родину»). Есть и еще один стенд («Ради жизни на земле») с точными цифрами солдат, ушедших на войну из деревень и сел Имшегальского сельского совета и погибших на фронте. Здесь же разместились фото и краткие анкетные данные некоторых ветеранов войны. Каждый стенд выпускался обычно ко Дню Победы.

Раздел нумизматики в школьном музее представлен такими экспонатами, как например: полкопейки, рубль 1896 г. и др. Имеется раздел, посвященный большому рукописному альбому по истории с. Имшегал с воспоминаниями старожилов. Материал для данного альбома собирали педагоги местной школы: Н. М. Шаповалова, В. Н. Широких, А. С. Уляшева, Т. В. Коктомова. Работа над альбомом была закончена в 1986 г. [3].

Другая комната музея расположилась на втором этаже школы, и ее экспозиция носит историко-бытовой характер. Здесь разместился раздел «Крестьянская изба», который содержит предметы старины: старинная кровать, ткацкий станок, инструменты для работы со льном, предметы обихода: лукошко, кушак и т. д. В 1995 г., в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне, в центре села воздвигли памятник воинам-односельчанам. В апреле 2007 г. Имшегальский музей получил свидетельство музея образовательного учреждения — школьного музея [9].

Общественные музеи в Тарском районе стали появляться не позднее 1960-х гг. (Атирский музей основан в 1966 г.). Они являются источниками знаний по истории и культуре каждого отдельного населенного пункта, функционирующей в нем школы и т. д. Музей на селе является основным культуросберегающим центром. Благодаря собранным экспонатам и материалам музеи имеют хорошую источниковую базу, реализуют функции просветительных, воспитательных и образовательных центров, мест хранения и трансляции социальной памяти, являются источниками знаний по истории региона, его культуры. Их фонды являются резервом для развития государственной музейной сети. Общественные музеи выполняют те же социальные функции, что и государственные музеи, соответственно, каждый из них может получить статус государственного учреждения (за последние 20 лет 200 общественных музеев получили статус государственных) [11, с. 43], а значит получать постоянную материальную поддержку.

Список литературы:

Архив автора. Сообщение Ильенко Г.И.
Архив автора. Сообщение Терещенко И.В.
Архив автора. Сообщение Уляшевой А.С.
Архив Атирского школьного историко-краеведческого музея. Дневник Белоножкиной Е.Е. Рукопись. — 12 с.
Архив Атирского школьного историко-краеведческого музея. Календарь к знаменательной дате 2008. Атирская школа-интернат.
Архив Атирского школьного историко-краеведческого музея. Свидетельство № 002709 о присвоении звания «школьный музей» историко-краеведческому музею МОУ «Атирская школа-интернат среднего общего образования» Тарского района // Архив АШИКМ.
Архив Атирского школьного историко-краеведческого музея. Творческая работа ученицы Атирской средней школы Бекбулатовой Л. Рукопись. — 14 с.
Архив Атирского школьного историко-краеведческого музея. Творческая работа ученицы Атирской средней школы Стрелко В. Рукопись. — 10 с.
Архив Имшегальского школьного историко-краеведческого музея. Свидетельство № 11452 музея образовательного учреждения (школьного музея) Историко-краеведческий музей МОУ «Имшегальская ООШ» Тарского района 16 апреля 2007 г.
Глебов В. Хоттабыч из Атирки // Тарское Прииртышье. — 2008.— 10 января. (№ 2).
Туманов В.Е. Общественные музеи // Российская музейная энциклопедия: В 2 т. — М.: Прогресс, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. — Т. 2. — С. 43—44.
Шахов В. Времен связующая нить // Тарское Прииртышье. — 2004. (№ 16).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

407

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке